Рабочая программа 10-11 класс
календарно-тематическое планирование (10 класс)

Рабочая программа по предмету "Родной русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodrusyaz_-_11_-2021.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 1793 имени Героя Советского Союза

А. К. Новикова».

Принята на заседании Утверждаю

педагогического совета Директор ГБОУ № 1793

от « ----» августа 2020 г. Протокол № --------------- « -----» августа 2020 г.

Рабочая программа

«Русский родной язык»

для учащихся 11 класса

Уровень: базовый

Составила: Глухих Ж. Е.

( учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)

Г. Москва

2020 – 2021 год

Рабочая программа ( примерная)

по учебному предмету

«Русский родной язык»

для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.

ОДОБРЕНА решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию.

Протокол от 31 января 2018 года № 2/18

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ); приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Русский родной язык».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык».

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом.

В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

1. Воспитание гражданина и патриота;

2. Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

3. Осознание национального своеобразия русского языка;

4. Формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;

5. Воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;

6. Воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

7. Овладение культурой межнационального общения;

8. Совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

9. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

10. Развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

11. Углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

12. Совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

13. Развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане.

Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 245 часов.

Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём.

Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются:

  1. Приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
  2. Расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов. Основные содержательные линии программы учебного предмета «Русский родной язык» как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его.

Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально - культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


Личностное развитие

В рамках когнитивного (знания, знать) компонента будут сформированы:

  • освоение национальных ценностей, традиций, культуры;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей ;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Календарно – тематическое планирование

11 класс ( базовый уровень)

34 часа

Тема

Кол-во часов

Дата

Язык как знаковая система и общественное явление

1

Язык как знаковая система.

1

2

Язык и культура.

1

3

Лингвистика как наука. Русский язык как объект научного изучения.

1

4

Экология языка.

1

Язык и общество

5

Русский язык в Российской Федерации.

1

6

Формы существования русского национального языка.

1

7

Словари русского языка.

1

Язык и речь. Культура речи

8

Единицы языка. Уровни языковой системы.

1

9

Культура речи как раздел лингвистики.

1

10

Орфоэпические нормы.

1

11

Лексические нормы.

1

12

Словообразовательные нормы.

1

13

Морфологические нормы.

1

14

Орфографические нормы.

1

15

Синтаксические нормы.

1

16

Пунктуационные нормы.

1

Речь. Речевое общение

17

Язык и речь. Речевое общение. Виды, сферы и ситуации речевого общения.

1

18

Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

1

Текст. Виды его преобразования

19

Признаки текста.

1

20

Информационная переработка текста. План. Тезисы. Конспект.

1

21

Реферат. Аннотация

1

22

Оценка текста. Рецензия.

1

Функциональная стилистика и культура речи

23

Стилистическая норма языка.

1

24

Разговорная речь.

1

25

Научный стиль.

1

26

Официально – деловой стиль.

1

27

Публицистический стиль.

1

28

Жанры публицистики. Хроника. Репортаж.

1

29

Интервью.

1

30

Очерк. Эссе.

1

31

Эссе.

1

32

Язык рекламы.

1

33

Культура публичной речи.

1

34

Язык художественной литературы.

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ

  1. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине.
  2. Образ человека в языке: слова – концепты ДУХ и ДУША.
  3. Этимология фразеологизмов.
  4. Из истории русских времен.
  5. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
  6. Словарик пословиц о характере человека, его качествах. Словарь родного слова. Словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
  7. Календарь пословиц о временах года.
  8. Карта «Интересные названия городов моего края , России».
  9. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие ВРЕМЯ в русском языке.
  10. Мы живем в мире знаков.
  11. Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
  12. Понимаем ли мы язык Пушкина,
  13. Этимология обозначений имен числительных в русском языке.
  14. Футбольный сленг в русском языке.
  15. Компьютерный сленг в русском языке.
  16. Названия денежных единиц в русском языке.
  17. Интернет – сленг.
  18. Этикетные формы обращения.
  19. Как быть вежливым,
  20. Являются ли жесты универсальным языком человечества,
  21. Как назвать новорожденного,
  22. Межнациональные различия невербального общения.
  23. Искусство комплимента в русском и иностранном языке.
  24. Формы выражения вежливости ( на примере иностранного и русского языков).
  25. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
  26. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
  27. Сетевой знак в разных языках
  28. Слоганы в языке современной рекламы.

  1. Девизы и слоганы любимых спортивных команд.

  1. Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и в чём различие.

  1. Язык и юмор.

  1. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору».

  1. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Литература, использованная при подготовке программы

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. — М., 1990.
  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.
  4. Кудрявцева Т.С. и др. Русский язык: Текст. Переработка текста. Стили речи: Учебник для национальных образовательных учреждений гуманитарного профиля / под ред. Т. С. Кудрявцевой. — М., 2001.
  5. Львова С.И. Речь в речевом общении. — М., 1992.
  6. Снелл Ф. Искусство делового общения. — М., 1990.
  7. Хавронина С.А., Клобукова Л.П., Михалкина И.В. Русский язык для деловых людей. — М.,1993.
  8. Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках языка. — М., 1980.

#1057;изикова, С.Ф. Основы делового общения. 10-11 кл.: методическое пособие/ С.Ф.Сизикова, - М.: Дрофа, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...