Урок по ОДНКНР «Подвиг: Как узнать героя» (6 класс)
план-конспект урока (6 класс)
Конспект урока "Подвиг:Как узнать героя" по ОДНКНР (6 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по предмету ОДНКНР
«Подвиг: как узнать героя?»
для 6 класса
Тема урока | Подвиг: как узнать героя? | ||
Цель урока | Познакомить с понятиями « подиг», «герой», «самопожертвование» Формировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета. Построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм, развить высокую социальную активность | ||
Задачи урока | - (личностная): сформировать потребности совершать подвиг ради себя, ради других; побудить к размышлению, что важно отказаться от сиюминутных радостей во имя высокой цели. - (воспитательная): воспитывать чувства уважения к людям, совершающим героические поступки. - (регулятивные): углублять знания о подвигах, жертвенности, героизме; развивать умение высказывать предположение; определять темы урока; извлекать, анализировать и обобщать информацию; | ||
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); умение работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. | |||
Межпредметные связи | Краеведение, литература, русский язык, музыка, рисование | ||
Ресурсы: | Напечатанные задания на каждого ученика; рисунки; сообщения, тексты нравственно-этического содержания, компьютерное оборудование. Разработка урока "Подвиг. Как узнать героя?" (infourok.ru) | ||
Описание урока | Подведение под понятие слово «Подвиг». Акцентуация внимания на том, что каждый человек может стать героем, совершить подвиг. | ||
Этап урока ОНЗ | УУД, формирующиеся на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I. Мотивация к учебной деятельности 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию; волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи | Ребята, я рада Вас приветствовать. Сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся и ними! Пожелаем друг другу замечательного урока! Обнаруживаю коробку с надписью: « Когда откроешь коробку, то узнаешь настоящего героя». Ребята, эту коробку мы откроем чуть позже, а пока нам нужно определить тему нашего урока. И с данным заданием нам поможет стихотворение Алексея Хомякова Итак, слушаем…. Подвиг есть и в сраженьи, Подвиг есть и в борьбе; Высший подвиг в терпеньи, Любви и мольбе. Если сердце заныло Перед злобой людской, Иль насилье схватило Тебя цепью стальной; Если скорби земные Жалом в душу впились, С верой бодрой и смелой Ты за подвиг берись. Есть у подвига крылья, И взлетишь ты на них Без труда, без усилья Выше мраков земных, Выше крыши темницы, Выше злобы слепой, Выше воплей и криков Гордой черни людской. (Алексей Хомяков) -Предлагаю ребятам назвать ключевое слово этого стихотворения, которое определит тему нашего урока. Думаю, что безошибочно назовут подвиг. - Прошу дать определение этому понятию. Для более точного определения этого термина мы обращаемся к словарям Даля, Ожегова, Ушакова. -Определение в словаре Даля В.И.: ПОДВИГ - доблестный поступок, дело, или важное, славное деянье.
Определение в словаре Ожегова С.И.: ПО́ДВИГ - героический, самоотверженный поступок. Совершить п. Воинский, п. Трудовой, п. во славу Родины.
Определение в словаре Ушакова Д.Н.: ПО́ДВИГ - доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Военный подвиг. Гражданский подвиг. Подвиг ученого. Итак, тема нашего урока6 «Подвиг…» | Предполагаемые ответы: - чтение стихотворения, - работа с определениями, терминами, понятиями; - построение грамотных устных и письменных ответов и др. Высказывание обучающихся. - От совместной деятельности учителя и учеников Обмен пожеланиями. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). | Какую цель мы поставим перед собой? - Какое задание вам предстоит выполнить? - Для чего нам необходимо владеть этими знаниями? | Целеполагание. - Прочитать определения, термины. Понять, что такое подвиг, каких людей называют героями. - Чтобы свободно высказываться на заданную тему, для расширения словарного запаса, чтобы использовать полученные в школе знания в дальнейшей жизни, быть патриотом своей Родины. |
III. Выявление места и причины затруднения 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании информации, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами. | На экране тема урока «Подвиг…» –Прочитайте и попробуйте растолковать значение этого слова. Прошу учеников подобрать к сл. «подвиг» однокоренные слова – это «двигаться», «движение». Подвожу их к тому, что в основе подвига лежит действие, когда человек заглушает в себе чувство страха, боли, мысли о смерти и толкает себя на смелый поступок. При этом не задумывается о последствиях, которые могут с ним произойти. Так мы приходим к выводу, что подвиг — это жертва, а совершить подвиг — это чем-то пожертвовать. Подвиг — это жертвенное движение души человека к самоотречению, самопожертвованию. Подвиг требует преодоления себя; совершается не по принуждению, а бескорыстно; жертва человека во имя добра и справедливости.
ПОДВИГ – ЖЕРТВА
Интересуюсь, как ребята понимают слово «жертва» и прошу выбрать подходящее определение в контексте нашего урока: 1) человек, пострадавший или погибший отчего-либо; 2) человек, пострадавший или погибший ради (кого-) чего-либо; 3) животное, объект охоты хищника; 4)живое существо или предмет, приносимое в дар божеству во время жертвоприношения.)
Предлагаю порассуждать, что такое «самопожертвование». Когда человек не жалея себя, приносит в жертву свою жизнь, своё здоровье, личные интересы, (время, привычки). Знают ли они примеры самопожертвования. - Мне кажется, что понятие «подвига» – как только героического поступка это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширять. Я предлагаю поработать и проверить, можно ли совершить подвиг в мирное время. И, особенно выяснить, как узнать героя его совершившего. - Как вы считаете, эта проблема заслуживают нашего внимания? | Построение диалога. Чтение понятий и определения к ним. -Высказывания обучающихся о том, что в мирное время тоже можно совершить подвиг. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. | -А о каких героях знаете вы? Какие подвиги они совершили? Герои школы во время СВО - В конце урока мы составим схему-кластер по характерным признакам подвига. (схемы раздаются для каждого учащегося) Приложение 1. | Рассказы учащихся о героях, обсуждение подвигов, о которых рассказали дети. Высказывания обучающихся. |
V. Физминутка | Далее спрашиваю ребят, в какие исторические моменты люди чаще всего жертвовали своей жизнью ради других людей? Конечно, это происходило во времена воин и все мы знаем множество примеров подвигов в военное время. А как называют человека, который совершил подвиг? Герой. Даю ребятам возможность порассуждать кто, по их мнению, герой, какими качествами он должен обладать? Предлагаю составить портрет героя. План: внешность; возраст; профессия; воспитание; место рождения; качества характера.
| Высказывания обучающихся. Какие качества отличают человека-героя? Эгоизм, суперспособности, самопожертвование, хитрость, смелость, желание служить во благо народа, знание своего дела, мужество, сила, отзывчивость, доброта, решительность, милосердие, терпеливость, внимательность, трудолюбие, ус, осторожность, скромность, смекалка. Когда Вы выбирали качества человека-героя, кого вы представляли (конкретного человека, персонажа, литературного героя) | |
V. Реализация построенного проекта 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое – моделирование логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, Регулятивные УУД : умение работать по предложенному учителем плану. Личностные: действие смыслообразования, умение самостоятельно делать выводы, соотносить понятия с нравственными нормами. | Как вы думаете, действительно ли в мирное время нет места подвигам? - Итак, подведём итоги нашей работы. ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-л. чувством; самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти; принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, религии. Вывод: Подвиг совершается не только в военное время, но и в мирное, когда в минуты опасности, угрозы жизни людей человек, рискуя собой, спасает, приходит на помощь, когда человек остается верным своим убеждениям даже перед лицом смерти. | Работа в группах с источниками информации: Подвиги героев «Крокус Сити Холла». Заслушиваем и обсуждаем рассказы учащихся, рисунки. |
VI . Первичное закрепление во внешней речи Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные УУД : умение работать по предложенному учителем плану. | Беседа с использованием вопросов и дополнительных заданий | Работа в парах. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1)Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить письменное речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические – моделирование Познавательные: УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | Заполнение схемы-кластера. Перед вами схема: заполните её, дав свои ответы на предложенные вопросы. | Самостоятельная работа Работа со схемой. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания Домашнее задание | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании изложенного материала, осознание сущности поведения героев, соотнесение поступков героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» содержания изложенного материала, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание. | Подведем итог нашего занятия. - Сравним определения понятия «ПОДВИГ» в начале урока и конце. - Изменилось ли ваше понимание? Как? - Почему оно стало другим в вашем понимании? - Слово подвиг связано только с военным временем? Вспоминаю коробку, о которой говорилось в начале урока. В коробке находилось зеркало. Почему в коробке оказалось зеркало.. Вывод: каждый может стать героем. Спасибо за урок. | Рефлексия ДЗ: Привести примеры подвигов из художественной литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок памяти в рамках 1 этапа областного конкурса "Узнай Героя-земляка"
Урок памяти Героя Советского Союза В.И. Королёва, имя которого носит Ильинская средняя школа...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина
Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....
Конспект урока по ОДНКНР "Герои Отечественной войны 1812 г."
В конспекте представлены материалы урока...

Технологическая карта с дидактической структурой урока по ОДНКНР "В труде красота человека" 5 класс
Технологическая карта урока ОДНКНР "В труде красота человека" 5 класс...
"Подвиг - как узнать героя"
Формирование патриотизма, как нравственного чувства гражданина, среди подрастающего поколения....

Метапредметный урок общеметодологической направленности "Подвиг: как узнать героя?"
Интегрированный урок формирования и развития читательской грамотности и глобальных компетенций, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Способствует формированию ценностного отн...

презентация к уроку ОДКНР "Подвиг, как узнать героя?"
Урок - беседа по ОДКНР, используемый метод репродуктивный.Цель урока:Создавать условия для осознания и восприятия понятий «подвиг», «герой», дать базовое представлен...