Конспект урока "Салон А.П.Шерер"
презентация к уроку
Материалы для уроков по теме роман Л.Н. Толстого "Война и мир"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.53 КБ | |
| 1.75 МБ | |
| 1.4 МБ | |
| 99.02 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока № 20
по предмету «Русская литература»
Тема программы: Л.Н.Толстой.
Тема урока: Изображение светского общества в романе : салон А.П. Шерер.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Обучающая: проанализировать эпизоды из жизни петербургского и московского светского общества; дать представление о характерах, поведении, интересах, взаимоотношениях героев, представителей высшей знати; выделить определяющие черты светского общества и те художественные средства, с помощью которых характеризуется это общество; определить отношение автора к светскому обществу и свое собственное.
Развивающая: обеспечить условия для развития навыка монологического высказывания, умения работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует героя.
Воспитательная: побуждать учащихся к искренности и взаимоуважению.
Материально-техническое оснащение урока: портрет Л.Н.Толстого, текст романа «Война и мир».
Ход урока
- Организационная часть:
1.1. проверка готовности учащихся к уроку.
2. Целевая установка и мотивация, стимулирование деятельности учащихся:
2.1. тема и цели урока;
2.2. преподаватель обращает внимание на актуальность и значимость изучаемого материала.
- Актуализация опорных знаний, контроль знаний по пройденному материалу.
Беседа по вопросам:
1. Расскажите об истории написания «Войны и мира». Как в процессе работы изменялся замысел романа?
2. Объясните смысл названия – «Война и мир».
3. Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей?
4. В чем вы видите особенности композиции и своеобразие сюжета романа «Война и мир»?
5. Каковы ваши впечатления о прочитанном?
- Словарная работа.
Салон – это комната для приёма гостей в богатом доме, а также общая гостиная в отеле.
Салон – политический, литературно-художественный кружок из людей избранного круга, собирающийся в доме какого-либо частного лица.
- Вступительное слово учителя.
Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер, где мы знакомимся с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и андрей Болконский, Пьер Безухов и др.
Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.
Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых – карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны. Для их разоблачения он вырабатывает свой метод – «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, «как заведённые часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой».
Постоянно звучащая французская речь подчёркивает оторванность знати от народа, его интересов, культуры, языка.
Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего происходящего, отсутствие искренности, простых человеческих чувств. Автор пишет: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». «Как хороший метрд`отель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно утонченное».
Среди гостей Анны Павловны автор выделяет двух героев. Это Пьер Безухов и Андрей Болконский. Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Вроде бы совершенно разные по характеру и темпераменту, по положению в светском обществе люди. (Пьера Анна Павловна приветствовала поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне). О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся. Он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он для всех свой. Они для него - чужие.
- Беседа.
Петербург. Июль 1805 г. Салон А. П. Шерер.
- Что представляет собой хозяйка вечера?
- С какой целью она собирает у себя гостей?
(Анна Павловна была хозяйкой самого модного в Петербурге великосветского салона, посещать который считалось среди петербургской знати хорошим тоном. Кроме того, Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны. Наблюдая за поведением этой сорокалетней женщины, мы понимаем, что все ее слова и поступки были неискренни. Смысл жизни Анны Павловны заключался в успешном существовании ее салона. «Верчение этой машины» было для нее и работой, и любимым занятием, и целью существования. Она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы быть успешной хозяйкой самого модного светского салона Петербурга. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора и т. д. Жизнь салона осуществлялась по определенным законам, негласно принятыми всеми ее членами. Петербургская знать приходила сюда, чтобы узнать последние новости, политические и неполитические, услышать последние сплетни, посмотреть или поучаствовать в интригах, послушать новое лицо, поданное им в качестве «десерта». Ни о каких искренних чувствах, собственных мнениях, живых искренних беседах здесь речи быть не могло. Отношение к событию или человеку определялось последними политическими, придворными или светскими соображениями. Следить за соблюдениями этих законов, обеспечивая «полноценный отдых» своих гостей, и была призвана Анна Павловна).
2. Расскажите о завсегдатаях салона Шерер. Обратите внимание на внешность героев, их поведение, манеру общения. (Собравшееся общество «разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, — красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем — Мортемар и Анна Павловна»).
3. Почему князь Василий Курагин приехал первым? (В погоне за выгодой он готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.)
4. Кто же главный гость на вечере? (Виконт-эмигрант.)
5. С какой целью автор так тщательно описывает одежду гостей? (Наряды гостей поражают роскошью и великолепием; одежда «прикрывает» безликость и душевную пустоту аристократов.)
6. Почему разговоры в салоне Шерер ведутся преимущественно на французском языке? (Язык «высшего света» – французский, это норма. Выражения и обороты на французском языке стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе. Французский язык – как норма светского общества. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа (это язык знати, язык «фальши» Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык).
7. О чем говорят в салоне? (Гости рассуждают о французской революции, о Наполеоне и его завоевательных стремлениях, о роли Пруссии и Австрии в европейских делах…)
- Портреты героев (сообщения учащихся).
Князь Василий: «…вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица. Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку».
Ипполит Курагин: «…он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение».
Элен: «…она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которой она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, внося с собою блеск бала».
Княгиня Болконская: "Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её - короткость губы и полуоткрытый рот - казались её особенною, собственно её красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую своё положение... "
Андрей Болконский: «…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело».
Пьер Безухов: "Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке."
- Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.
В первых главах Толстой, казалось бы, спокойно и неторопливо описывает светский вечер, не имеющий прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но здесь, на вечере у Шерер, завязываются все нити романа.
Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи; именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, когда завязывается основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Кроме того, сцена в салоне Шерер показывает неоднородность общества и выявляет симпатии и антипатии Толстого.
- Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой.
- Анатоля Курагина решают женить на Марье Волконской.
- Князь Андрей готовится идти на войну.
- Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой.
- Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.
- Беседа.
Москва. 1805 г. Дом графа Безухова.
1. Перечислите всех, кто находился в доме умирающего графа Безухова. (князь Василий, княжна Катишь ( Мамонтова) и еще две младшие княжны Мамонтовы ( одна из них Софья) , Пьер, Анна Михайловна, француз-доктор Лоррен, духовные лица, адьютант, доктора, прислуга)
2. С какой целью приехал князь Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего достоинства? (Василий, приехав в Москву, хочет завладеть наследством Пьера, уничтожив завещание его отца).
3. Расскажите о борьбе за завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового портфеля? (Сцена спора и драки за портфель с завещанием дана в восприятии Пьера, который слышит, как женщины любезничают друг с другом, но портфель держат цепко обе, как постепенно их нервы сдают.)
4. Как изменилось отношение к Пьеру, когда он несказанно разбогател?(Его зауважали: «С вашей необыкновенной добротой…», «при вашем прекрасном сердце…». Жизнь, поведение светского общества подчинено только стремлению к богатству.)
- Анализ работы группы за урок:
10.1.подведение итогов урока.
В сатирическом освещении даны Толстым завсегдатаи салона и его хозяйка А. П. Шерер. «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка...» За этой краткой характеристикой – авторская ирония.
Чем живут представители аристократической знати? Придворные интриги, сплетни, стремление во что бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру – вот интересы и цели.
Определяющей чертой «высшего света» Н. Н. Наумова называет «всепроникающую фальшь поведения». Все пропитано в салоне фальшью, бездушием и ложью.
Пьер Безухов – «чужой» в салоне, его искренность и прямота вызывают удивление и страх. Андрей Болконский – «свой» в салоне, с ним считается петербургская знать, хотя он видит фальшь, ложь и лицемерие высшего света.
10.2. выставление отметок.
- Домашнее задание
Образ Андрея Болконского. Цитатная характеристика
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жанры эпоса: 1. Рассказ – малое эпическое произведение с одним главным героем и одной сюжетной линией. 2. Повесть – среднее эпическое произведение с двумя или тремя главными героями и двумя - тремя сюжетной линией. 3. Роман – большое эпическое произведение с несколькими главными героями и несколькими сюжетными линиями. 4. Роман-эпопея – самое большое эпическое произведение, изображающий большой период исторического времени или историческое событие, в котором решаются судьбы нации, народа, страны .
Элементы сюжета 1. Завязка 2. Развитие действия 3. Кульминация 4. Развязка
Салон - («гостиная» по-французски) -некий кружок вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили знатные дамы. Большей частью салоны были прибежищем оппозиции: здесь царствовал не король, а прекрасная или хотя бы довольно умная и любезная дама, перед чарами которой были равны все.
Фрейлина - (от устаревш . нем. Fräulein — незамужняя женщина , девушка ) — младшее придворное женское звание в послепетровской России. Давалось представительницам знатных дворянских фамилий. Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь.
Цель Определить роль эпизода в романе, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает.
Эпиграф Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели. Л. Н. Толстой Приличьем стянутые маски… М. Ю. Лермонтов
Салон Анны Павловны Шерер
Элен Курагина
Князь Андрей Болконский
Авторская позиция Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.
Основной художественный прием - антитеза Антитеза - противопоставление. Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения ( Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).
Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер, где мы знакомимся с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и андрей Болконский, Пьер Безухов и др.
Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.
Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых – карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны. Для их разоблачения он вырабатывает свой метод – «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны.
Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, «как заведённые часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой ».
Постоянно звучащая французская речь подчёркивает оторванность знати от народа, его интересов, культуры, языка. Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего происходящего, отсутствие искренности.
Так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно утонченное».
Среди гостей Анны Павловны автор выделяет двух героев. Это Пьер Безухов и Андрей Болконский. Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Вроде бы совершенно разные по характеру и темпераменту, по положению в светском обществе люди.
О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся. Он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он для всех свой. Они для него - чужие.
Анна Павловна была хозяйкой самого модного в Петербурге великосветского салона, посещать который считалось среди петербургской знати хорошим тоном. Кроме того, Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны.
Наблюдая за поведением этой сорокалетней женщины, мы понимаем, что все ее слова и поступки были неискренни. Смысл жизни Анны Павловны заключался в успешном существовании ее салона.
«Верчение этой машины» было для нее и работой, и любимым занятием, и целью существования. Она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы быть успешной хозяйкой самого модного светского салона Петербурга. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора
Жизнь салона осуществлялась по определенным законам, негласно принятыми всеми ее членами. Петербургская знать приходила сюда, чтобы узнать последние новости, политические и неполитические, услышать последние сплетни, посмотреть или поучаствовать в интригах, послушать новое лицо, поданное им в качестве «десерта».
Ни о каких искренних чувствах, собственных мнениях, живых искренних беседах здесь речи быть не могло. Отношение к событию или человеку определялось последними политическими, придворными или светскими соображениями. Следить за соблюдениями этих законов, обеспечивая «полноценный отдых» своих гостей, и была призвана Анна Павловна).
Расскажите о завсегдатаях салона Шерер. Обратите внимание на внешность героев, их поведение, манеру общения.
Собравшееся общество «разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, — красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем — Мортемар и Анна Павловна»).
Почему князь Василий Курагин приехал первым?
В погоне за выгодой он готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.)
С какой целью автор так тщательно описывает одежду гостей?
Наряды гостей поражают роскошью и великолепием; одежда «прикрывает» безликость и душевную пустоту аристократов.)
Почему разговоры в салоне Шерер ведутся преимущественно на французском языке?
Язык «высшего света» – французский, это норма. Выражения и обороты на французском языке стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе. Французский язык – как норма светского общества. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа (это язык знати, язык «фальши» Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык).
Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета. В первых главах Толстой, казалось бы, спокойно и неторопливо описывает светский вечер, не имеющий прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но здесь, на вечере у Шерер, завязываются все нити романа.
Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи; именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, когда завязывается основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Кроме того, сцена в салоне Шерер показывает неоднородность общества и выявляет симпатии и антипатии Толстого.
Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой. Анатоля Курагина решают женить на Марье Волконской. Князь Андрей готовится идти на войну. Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой. Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.
ИТОГИ УРОКА В сатирическом освещении даны Толстым завсегдатаи салона и его хозяйка А. П. Шерер. «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка...» За этой краткой характеристикой – авторская ирония.
ИТОГИ УРОКА Придворные интриги, сплетни, стремление во что бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру – вот интересы и цели. Определяющей чертой «высшего света» Н. Н. Наумова называет «всепроникающую фальшь поведения». Все пропитано в салоне фальшью, бездушием и ложью.
ИТОГИ УРОКА Пьер Безухов – «чужой» в салоне, его искренность и прямота вызывают удивление и страх. Андрей Болконский – «свой» в салоне, с ним считается петербургская знать, хотя он видит фальшь, ложь и лицемерие высшего света.
ИТОГИ УРОКА
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость Л. Н. Толстой
Салон Анны Павловны Шерер «…гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – заколдованный круг, из которого я не могу выйти» “Эта жизнь не по мне”
Княгиня Лиза «Милое, доброе, но пустое создание». Она чужда ему, раздражает
Активный участник военной кампании 1805 – 1807 г. г. Честолюбив, мечтает о славе Война - шанс изменить судьбу
Капитан Тушин Князь Андрей увидел в смешном капитане что-то естественное и искреннее Подвиг капитана заставил задуматься князя Андрея о том, что такое подвиг, слава ? Не суета ли это? Видит как непарадно он совершается
Аустерлицкое сражение Красивый подвиг: спасает знамя, получает ранение Но ход сражения это не изменило Бегство русской армии
Перемены во взглядах Останавливается в жажде славы Небо – символ вечности, чистоты и непорочности Слава, тщеславие – пустое, суета, ложь Правда только это чистое небо Разочарование в Наполеоне: он видит маленького человека на лошади, который с удовольствием оглядывает поле, усеянное телами. Эти тела – цена победы Какая красивая смерть
Смерть жены Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою вину усугубили духовный кризис Болконского. Он разочаровался во всем: “Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти”,
Богучарово . Новые планы на жизнь «Жить для сына, отказаться от всего, жить только частной жизнью»
Богучарово . Новые планы на жизнь Споры с Пьером о крепостном праве. Оба согласны в необходимости отмены Пьер – ради крестьян Князь Андрей – ради помещиков, т.к. крепостное право развязывает дурные инстинкты. Всевластие калечит душу дворянина
Ночь в Отрадном» Встреча с дубом
Из романа… Князь Андрей, невеселый и озабоченный…, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из-за деревьев он услыхал женский весёлый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек. Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в жёлтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что-то кричала, но, узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад. Князю Андрею вдруг стало отчего-то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна и счастлива какой-то своей отдельной — верно, глупой, — но весёлой и счастливой жизнью. «Чему она так рада? О чём она думает? Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чём она думает? И чем она счастлива?» — невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.
Из романа… несколько раз взглядывая на Наташу, чему-то смеявшуюся, веселившуюся между другой, молодой половиной общества , всё спрашивал себя: «О чём она думает? Чему она так рада?». Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть… Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. . Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на небе. Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор. — Только ещё один раз, — сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей. — Да когда же ты спать будешь? — отвечал другой голос. — Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз... Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то. — Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
Из романа… — Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье её платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и её свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия. — Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. Соня неохотно что-то отвечала. — Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так! — Полно, ты упадешь. Послышалась борьба и недовольный голос Сони: — Ведь второй час. — Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди. Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи. — Ах, Боже мой! Боже мой! Что же это такое! — вдруг вскрикнула она. — Спать так спать! — и захлопнула окно. «И дела нет до моего существования!» — подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к её говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. «И опять она! И как нарочно!» — думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.
Из романа… Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!
Любовь в жизни князя Андрея Настоящий душевный подъём Наташа Ростова – натура богатая, поэтичная. Очень чистая Чувство сильное и глубокое Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию
Измена Наташи В ней был смысл его жизни Из разговора князя Андрея с графом Безуховым Пьер: «…падшую женщину надо прощать» Князь Андрей: «Я говорил, что надо прощать, но я не говорил, что я могу простить»
Анатолий Курагин
Отечественная война 1812 г Боль за Отечество притупляет личные страдания Князь Андрей знает цену войны Понимает ее разрушительную силу Война потеряла для него романтику Отдаляется от штабных офицеров Становится ближе к народу Желает свободы и победы над врагом
Смертельное ранение Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал”
Лучшие минуты жизни – что это? Для князя Андрея это минуты, когда он осознает, что шел ложным, обманным путем, когда исчезает иллюзия и перед ним раскрывается возможность заново перерешить свою жизнь . Для большинства людей крах иллюзий – мгновения страшные, для князя Андрея – прекрасные, лучшие в его жизни .
Духовные искания отражают опыт человека , возникший в результате его взаимодействия с обществом и познания самого себя. Духовные искания характерны для неординарных, ярких личностей, каковыми, безусловно, являются центральные персонажи романа-эпопеи Л. Н. Толстого - Андрей Болконский и Пьер
Этапы жизни героя Салон Шерер Мечта о Тулоне Аустерлиц Вера в счастливую семейную жизнь Смерть жены Встреча с Наташей Ростовой Бородино. Смерть героя
Путь князя Андрея – это путь к истине и к доброте В последние минуты своей жизни он испытывал и абсолютную свободу и абсолютную любовь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Водор … сли , впеч …тление, не… хотно Подж … гатель , пр … оритетный , щ… бетать М… ниатюра , заст …лая, опр … вдать Пог … сить , в… рхушка , сбл … жаясь
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? В… зти , к… пучий , взр … стить Выт…рать, р… гламент , огр… ждённый Ед .. ница , приз… мляясь , оп… здать Пр … зидиум , пож …мать, см… гчённый
4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Л… зурь , выр … зительный , покл … ниться Прик… сновение , комп… тентный , тр … петать Г… потеза , изб… рательная , оч … рстветь Д… шевизна , разд …вить, под… вая
5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Пом …гать, д… кумент , безотл … гательный Изл … жение , обн …жить, д… лекая В… новатый , пов …р, вбл … зи Акв … рельный , з… ря , укр… тить
6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Нагр … вать , стр …мление, соч … тающийся Под… рить , хв … стун , просл … вляя Переб … решь , к… варный , ст … рона Об… яние , прик… снуться , л… скающийся
7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Выцв … сти , л… тучий , обж… гание Стр …дает, подд …ржать, сож …лея Нар… стание , загр … мождать , обн … жённый Дел…гат, перег … реть , об… зательный
8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Возр … ст , обл …гать, к… нституция Согл … шение , погл … щать , др …бить Расст …лить, к… нтинент , орн …ментальный Ф… милия , к… снуться , х… рактеризовать
9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Зам… лчать , тр … щать , увл … кательный Изм… нение , соб…рать, д… путат Св … ркать , л… нгвистический , к… сательная Заг … релые , пост…лить, д… лина
10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? Спец… алист , р… комендация , изб… рательный Кр … терий , употр …бить, г… сударственный Т… рритория , оп… раться , предст … вление Мот… вировать , б… зироваться , произн … шение
11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Оз… ряющий , об… няние , уд…литься Взр … сление , ар… матический , осл … бев Мин… атюрный , пож …мать, приор… тет Г… лландский , докл … дчик , дипл … мированный
12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Г… ревший , подр …жать (кому-либо), т… инственный Обог … щаться , к… снусь , б… гряный Обозн … чать , прил …гать, обн …жить Пл … вец , р… внение , вск … чить
13. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Пос …деть (на крыльце), опт… мизм , взб … раться Разр … дить (ружьё), эксп… риментировать , выт… реть Уд… сятерить (силы), ап… лляция , прид … раться Обм … кнуть в сметану, пл … вать брассом, накл … ниться
14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Зап … вать (лекарство), п… рспектива , перест …лить Ж… мчужина , эл… гантный , отп … реть Встать зат … мно , апп … тит , выж …гать Непром … каемый , з…ревой, ск … кать
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Вн … мательность , обм … реть , клав… атура Выст … лать , д… фицит , дов … рительная беседа Атр …бут, разв … вать способности, объед … ниться Тв … рец , утв … рь , р… стение
16. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Абс … лютизировать , экз … менатор , выг … рание Пол… скать бельё, тв … рение , соприк … сновение Благов… ление , ф…совать, обл …гать налогом Р…сток, выр …щенный, обм …кивать
17. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Абон …мент, г… неалогическое древо, соч …тать Посв … тить фонарём, д… алект , подн …мающий Нащ … пать травы, д… ректива , пост…ливший Р… стовщик , р… внение , к… саться
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Конт… нентальный , просв … щение , нач … нать Выт… реть , зам… чательный , в… теран Г… роический , л… нгвистический , зап … реть Р.. стов , утв … рь , соч … таться
19. В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И ? Ч… столюбивый , прив … легия , нач … нать Ч… стоплотный , ориг … нальный , прост… раться Ч… стотное явление, расс … ртировать , зам…р от страха Объед … нение , т.. сненая обложка, выч … сть
В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква Е ? Аккр … дитованный , комп… нсация , зам… реть Подн … маться , см… сти , акад … мический Акц … нтировать , соч … тание , прож …гать Нив… лировать , г… пербола , прот … реть
21. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Ум… лять (значение), пар… докс , приг … реть Ст … рожить , ан…логия, соприк … саться Оп…здание, асс… циация , недор … сль Пл … вчиха , р… внение , р… стовщик
22. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Обв … вать (ветром), ген… альный , сж …мание Сп …шить (к поезду), д… ликатесный , ум… реть Р… стов , пл … вание , накл … ниться Аб… туриент , герм… тичный , подст … лать
24. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Разв … вать (ум), р… цензия , зап … реться Доб… ваться (успехов), д… кларация , перест … лю Выч …слить, д… апазон , изб… рательный Р… стислав , ур …внять в правах, приск … кать
24. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Увл …каясь, подп …рать, выч … сление Бл … городство , распол … гающий , препод… ватель Р… шение , выб … раясь , обл … нившийся Выр…щенный, водор … сли , на выр … ст
В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква А ? Дин… мичный , благосл … вение , предпол …гать К… лючий , осл … жнённый , оз … рять Альм …нах, ан…литический, благод … рить Ок… заться , к… рректура , к… сающийся
В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И ? Об… днённый , ед … ноличный , ор… гинальный Отл … чать , прот …рать, сат… рический Согр… вать , л… рический , зан … маться Акц … нтировать , нач … нающий , расст …лаясь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 10 классе "В салоне Анны Павловны Шерер"
Задачи урока:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.У...

Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир")"
Задачи:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.Учить р...

Сценарий литературного праздника по произведениям русской классики "Салон Анны Павловны Шерер"
Это мероприятие мы провели в рамках недели русского языка и литературы....

Разработка урока литературы Л.Н.Толстой "В салоне Шерер и доме Ростовых"
Материал содержит разработку урока, тест, рабочий лист, презентацию....

Урок литературы в 10 классе "Великосветское общество в салоне Анны Павловны Шерер ( по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)"
Открытый урок по литературе с использованием элементов критического мышления....

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Л. Н. Толстого "Война и мир". "Анализ эпизода "Вечер в салоне А. П. Шерер"
На уроке литературы в 10 классе по теме "Вечер в салоне А. П. Шерер" анализируется эпизод с использованием стратегии технологии развития критического мышления "Фишбон"...

Конспект урока литературы в 10 А классе на тему «Изображение высшего света в романе «Война и мир» (анализ эпизода «Вечер в салоне А.П.Шерер")
В разработке урока представлен анализ эпизода из романа "Война и мир"...
