Презентация "Приёмы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности на уроках бурятского языка"
презентация к уроку (6 класс)

На уроках бурятского языка для формирования читательской грамотности можно использовать приёмы работы с текстом, которые развивают умения понимать текст, анализировать его содержание и форму, извлекать информацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.pptx432.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности на уроках бурятского языка Подготовила: Мункуева Альбина Баировна, учитель бурятского языка Мастер-класс МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»

Слайд 2

Функциональная грамотность навыки и знания, необходимые для решения проблем в реальных жизненных ситуациях .

Слайд 3

Типы функциональной грамотности 1 . Читательская грамотность 2 . Математическая грамотность 3 . Естественно-научная грамотность 4 . Цифровая грамотность 5 . Финансовая грамотность 6 . Гражданская и социальная грамотность

Слайд 4

Читательская грамотность ключ ко всем видам функциональной грамотности Это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, практических задач и задач в повседневной жизни.

Слайд 5

Чтение является основным видом речевой деятельности при обучении языкам

Слайд 6

Читательская грамотность Опора на текст Опора на внетекстовое знание Найти и извлечь информацию Интегрировать и интерпретировать (сообщения текста Осмыслить и оценить Содержание текста Форму текста

Слайд 7

Этапы работы с текстом работа с текстом до чтения (предтекстовый этап) работа с текстом во время чтения (текстовый этап) работа с текстом после чтения (послетекстовый этап)

Слайд 8

Основное содержание предтекстового этапа : снятие языковых трудностей текста тренировочные упражнения на базе текста введение и первичное закрепление новых слов толкование употребления в тексте лексических единиц и грамматических явлений, аудирования изолированных фрагментов текста

Слайд 9

Приемы предтекстового этапа Р абота с заголовком Прием «Словарик» «Верите ли вы, что…» «Загадка» «Мозговой штурм» «Прием-Карандаш»

Слайд 10

Упражнения и задания Работа с заголовком, названием текста. Использование ассоциаций, связанных с именем автора. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций. Ознакомиться с лексикой и определить темати­ку/проблематику текста на основе языковой догадки. Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику.

Слайд 11

Энэ манай бүлэ… (н.22, упр№5) Энэ манай бүлэ. Бүлэмнай ехэ. Минии аба Бадма Базарович гэжэ нэрэтэй .Абамни дүшэн найматай. Нам h аа аяар гушан зургаан жэл аха. Минии эжы наймаашан. Эжымни нэрэ обог Сэндэма Цыреновна. Эжы дүшэн зургаатай. Нам h аа гушан дүрбэн жэл эгэшэ.Минии үбгэн аба Базар Дугарович гэжэ нэрэтэй.Тэрэ далан табатай. Бидэ үбгэн абадаа дуратайбди.Үбгэн абамнай уран зохёолшо .Манай хүгшэн эжы Долсон Пурбуевна гэжэ нэрэтэй.Тэрэ далан хоёртой. Хүгшэн эжымнай тогоошоноор столоводо ажалла h ан юм. Эдеэ амтатайгаар шанадаг. Дүү хүбүүмни Дондог гэжэ нэрэтэй, гурбадахи классай h урагша. Нам h аа гурбан жэл дүү. Дондог h айн, сагаан сэдьхэлтэй хүбүүн юм. Дүү басагамни Цыпилма гэжэ нэрэтэй, хүүгэдэй сэсэрлигтэ ябадаг. Нам h аа аяар долоон жэл дүү. Цыпилма сагаан шарайтай, мой h он хара нюдэтэй. Тэрэ дуу дуулаха, хатарха дуратай. Иимэл даа манай эбтэй бүлэ. (12 9 үгэ)

Слайд 12

Упражнения с заголовком текста 1. Прочитайте заголовок и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте. 2. Какую тему отражает заголовок текста? 3. Внимательно прочтите заголовок и выделите в нём доминирующее слово (смысловую доминанту). 4 . По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о (семье)? 5. Какое словосочетание наводит на мысль о том, что этот текст про семью? 6. По каким ключевым словам вы определили, что эта информация о (семье)?

Слайд 13

Прием – «Словарик» Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом (слова могут быть любые) (наймаашан, дүү, хубса h ан, наадан, аба, ном, хабар, эжы, набша h ан, Байгал, h ургуули, мэргэжэл, газар, уран зурааша, баабагй, шоно, Сагаалган, h айндэр, эбтэй, мой h он, хара…)

Слайд 14

Прием – «Карандаш» снятие языковых и грамматических трудностей читают текст выделяют красным карандашом незнакомые ЛЕ Энэ манай бүлэ. Бүлэмнай ехэ . Минии аба Бадма Базарович гэжэ нэрэтэй. Абамни дүшэн найматай. Нам h аа аяар гушан зургаан жэл аха. Минии эжы наймаашан. Эжымни нэрэ обог Сэндэма Цыреновна. Эжы дүшэн зургаатай. Нам h аа гушан дүрбэн жэл эгэшэ.

Слайд 15

выделяют зеленым карандашом незнакомые окончания, частицы и т.д. полностью вычеркивают предложения, выражения, отдельные слова простым карандашом , которые понятны им (смогли перевести) Энэ манай бүлэ. Бүлэ мнай ехэ . Минии аба Бадма Базарович гэжэ нэрэтэй .Абамни дүшэн найма тай . Нам h аа аяар гушан зургаан жэл аха. Минии эжы наймаашан. Эжы мни нэрэ обог Сэндэма Цыреновна. Эжы дүшэн зургаа тай . Нам h аа гушан дүрбэн жэл эгэшэ.

Слайд 16

1 . Находим слова, выражения, выделенные красным цветом (ехэ, аяар, жэл…) 2. Находим окончания, выделенные зеленым цветом (-мнай, -тнай, -нь, -тай) 3. Работаем над значениями слов, выражений (ехэ, аяар, жэл…; нам h аа аха/дүү ) , записываем в тетрадь 4 . Определяем окончания, работаем над значениями (-мнай, -тнай, -нь, -тай) Записываем или запоминаем

Слайд 17

Основное содержание текстового этапа понимание текста создание его читательской интерпретации обобщение части прочитанного текста постановка вопросов

Слайд 18

Примерные упражнения и задания для текстового этапа 1.Найти/выбрать/прочитать/ответить: Ответы на предложенные вопросы Подтверждение правильности/ложности утверждений Найти подходящее слово 2 . Догадаться О значении слов по тексту какой перевод наиболее точно отражает значение слова в данном контексте Как будут развиваться события во 2 главе /части текста. ….

Слайд 19

Приемы текстового этапа «Чтение с остановками» «Работа с вопросником» «Тонкие и толстые вопросы» «Сундучок» Тест дополнения или тест восстановления - клоуз-теста

Слайд 20

Приём – «Чтение с остановками» по названию или по первому предложению текста определяют, о чём пойдёт речь в тексте (начало работы с текстом) текст читается по частям после чтения каждого фрагмента ученики высказывают свое мнение, предположения о дальнейшем развитии сюжета

Слайд 21

1. Начало работы с текстом по первому предложению определяют содержание текста Энэ манай бүлэ (Это наша семья). Примерные вопросы на данном этапе 1. Скажите, о чем или о ком будет идти речь в данном тексте? 2. По началу рассказа предположите, каким будет его продолжение?

Слайд 22

2.Текст читается по частям текст заранее делится на части продолжение текста закрыто используют обычный лист бумаги, который постепенно сдвигают вниз

Слайд 23

Первая часть текста Энэ манай бүлэ. Бүлэмнай ехэ . Минии аба Бадма Базарович гэжэ нэрэтэй . Абамни дүшэн найматай.Нам h аа аяар гушан зургаан жэл аха . Минии эжы наймаашан . Эжымни нэрэ обог Сэндэма Цыреновна . Эжы дүшэн зургаатай . Нам h аа гушан дүрбэн жэл эгэшэ . Вторая часть текста Минии үбгэн аба Базар Дугарович гэжэ нэрэтэй.Тэрэ далан табатай. Бидэ үбгэн абадаа дуратайбди.Үбгэн абамнай уран зохёолшо .Манай хүгшэн эжы Долсон Пурбуевна гэжэ нэрэтэй. Хүгшэн эжымнай тогоошоноор столоводо ажалла h ан юм. Эдеэ амтатайгаар шанадаг.

Слайд 24

Третья часть текста Дүү хүбүүмни Дондог гэжэ нэрэтэй , гурбадахи классай h урагша . Нам h аа гурбан жэл дүү. Дондог h айн , сагаан сэдьхэлтэй хүбүүн юм . Четвертая часть текста Дүү басагамни Цыпилма гэжэ нэрэтэй , хүүгэдэй сэсэрлигтэ ябадаг. Нам h аа аяар долоон жэл дүү. Цыпилма сагаан шарайтай , мой h он хара нюдэтэй. Тэрэ дуу дуулаха, хатарха дуратай . Иимэл даа манай эбтэй бүлэ .

Слайд 25

3. Первая остановка Учитель задает ученикам вопросы по содержанию прочитанного. Это могут быть простые вопросы Энэ бүлэ ехэ гү? Абань хэн гэжэ нэрэтэйб? Хэдытэйб? Эжынь хэн гэжэ нэрэтэйб? Тэрэ ямар мэргэжэлтэйб? Энэ бүлэ үш ѳѳ үхибүүдтэй гү? Хэды басагатайб? Хэды хүбүүтэйб? На вопросы может отвечать как читавший часть ученик, так и другие дети в классе.

Слайд 26

4. Вторая остановка 1. Үбгэн абань хэн гэжэ нэрэтэйб, хэдытэйб? 2. Хэн эдеэ амтатайгаар шанадаг бэ? 3.Долсон Пурбуевна столоводо хүдэлдэг гү? 4. Базар Дугарович Долсон Пурбуевна үш ѳѳ ашанартай гү? Хэды ашанартайб? Тэдэ хэтыдэйб? Юу хэдэг бэ?

Слайд 27

5. Третья остановка 1.Дондог хэдыдэхи класста h уранаб ? 2.Дондог ямар хүбүүн бэ ? 3.Дондог дүү хүбүүтэй , дүү басагатай гү ? Дүүнь хэдытэйб ? 6. Четвертая остановка 1.Дондогой дүү басаган хэн гэжэ нэрэтэйб ? 2. Цыпилма h ургуулида ябадаг гү? Тэрэ юу хэхэ дуратайб ? Цыпилма дуушан боложо шадаха гү? 3. Назовите примерный возраст рассказчика.

Слайд 28

Приём – «Работа с вопросником» предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы Самостоятельный поиск ответов ( в парах, в группах, по рядам и т.д.) фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Слайд 29

1. Хэн столоводо ажалла h ан бэ ? 2. Хэн гушан дүрбэтэйб? 3. Хэн сэсэрлигтэ ябадаг бэ ? 4. Хэн уран зохёолшоб ? 5. Хэн мой h он хара нюдэтэйб ? 6. Хэн h айхан сэдьхэлтэйб ? 7. Хэн гурбадахи классай h урагшаб ? 8. Хэн дуулаха,хатарха дуратайб ? 9. Хэн үбгэн абадаа дуратайб ?

Слайд 30

1. Энэ хэнэй бүлэб? 2. Хэн хѳѳрэнэб? 3. Энэ бүлэ соо хэды хүн бэ? Нэрлэгты. 4. Цыпилма хэдытэйб? 5.Дондог ямар нүхэр бэ? 6. Цыпилма эгэшэтэй г ү? 7. Хэнэй нюдэн мой h он хара үнгэтэйб?

Слайд 31

Приём- «Тонкие и толстые вопросы». Вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы) Вопросы, на которые можно дать развернутый ответ (толстые вопросы)

Слайд 32

Тонкие вопросы Булэ соо хэды хүн бэ? … хэды жэл ахаб ? (эгэшэб? дүүб?..) Хаана …? …. хэн гэжэ нэрэтэйб ? Толстые вопросы Бүлэ ямар байха ё h отойб ? Танай h анамжа . Юундэ Дондогые h айхан сэдьхэлтэй гэжэ хэлэнэб ? Юун гэжэ h ананабта ? Цыпилма мой h он хара нюдэтэй , сагаахан шарайтай басаган гэжэ текст соо хэлэгдэнэ . Хэндэ Цыпилма адлиб ? Танай h анамжа . Буряад зон аба эжыдээ , аха зондо хэн гээд хандадаг бэ ? Юундэ «та» гэжэ хандадаг бэ ? Танай h анамжа . (Как обращаются буряты к родителям, к старшим?) - ши , та, тэрэ .

Слайд 33

Упражнение с приемом «Тонкие и толстые вопросы» дети в группах самостоятельно, пользуясь учебными текстом, готовят вопросы (тонкие и толстые) в каждой группе есть наблюдатель-помощник, который помогает группе составить вопросы (из числа сильных учеников) проводят соревнование (один человек из какой-либо группы задает вопрос, другие отвечают) можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задавать ему вопросы(участвуют все желающие).

Слайд 34

Приём клоуз-теста тест дополнения или тест восстановления. текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только) обязательным условием формата клоуз-теста - пропуски ключевых слов

Слайд 35

Работа с клоуз-тестом включает в себя следующие этапы: - чтение «про себя», знакомство с текстом; - первоначальное восприятие текста - самостоятельная работа по заполнению пропусков; - фиксация версий; - согласование версий (антиаргументы, аргументы)

Слайд 36

Приём – «Сундучок» Учащиеся по очереди достают из коробки карточки с написанными на них словами и распределяют их по категориям «бүлэ» ( аба , эжы , үбгэн аба …) «на һан» ( таба тай , далан хоер той …) « мэргэжэл » ( тогоошон , уран зурааша …) « тоо » ( таба , гурба …) « шэнэ үгэ» ( ехэ , ажалла h ан, аяар …) « нэрэ » ( Бадма , Базар…) «глагол» ( хатарха , дуулаха …)

Слайд 37

Восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов. н.22, упр№6 Дээшээ харахада … . Доошоо харахада… . Алтан дэлхэй дээрэ … … h айхан юумэн үгы. Эхын үхибүүд эрхэдээ … Эсэгын үхибүүд бэрхэдээ … муу, дүүтэй, аба h аа, ахатай, эжы, h айн

Слайд 38

Послетекстовый этап

Слайд 39

Упражнения и задания на послетекстовом этапе 1.Перескажи текст от лица рассказчика 2.Перескажи текст по плану 3.Ипользуя материал текста, ответь на вопросы 4. Взяв за основу данный текст, напишите рассказ о своей семье 5. Составьте диалог на основе прочитанного

Слайд 40

Технология проектных задач приближенная к "реальной" жизненной применение учащимися целого ряда знаний нестандартная форма

Слайд 41

Проектная задача «Макет страницы «В Контакте» для Базар Дугаровича» 1. Если бы у Базар Дугаровича была бы страница «В Контакте», то как бы выглядела его страница? Какую информацию бы он разместил на ней? 2.Предлагаю вам сегодня создать такую страницу (задания на извлечение данных из текста) Для того, чтобы пройти регистрацию нужно прочитать текст и заполнить анкету

Слайд 42

Нэрэ Обог На h ан Үхибүүд Мэргэжэл

Слайд 43

Примеры проектных задач (творческие) Словарь Древо семьи Кроссворд Диалог Смета расходов на семью Дондога и Цыпилмы Маршрутный лист экскурсий (куда бы могли сходить, съездить всей семьей) Памятка для дедушки и бабушки (как пользоваться страничкой «В Контакте»)

Слайд 44

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»

В данной работе представлено описание приемов и методов работы  на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения...

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

В докладе представлены приёмы  формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Создание типовых заданий ОГЭ как способ формирования читательской грамотности на уроках русского языка.

Чему научатся дети на уроке, какие умения приобретут? Отработают навык решения типового задания ОГЭ №6.Научатся самостоятельно создавать такого типа задания....

Работа с текстом как основа формирования читательской грамотности на уроках литературы и русского языка

доклад "Работа с текстом как основа формирования читательской грамотности на уроках литературы и русского языка"...