Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5-6 классов
рабочая программа (5, 6 класс)

Фазлитдинова Илюза Илдаровна

нет

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОМПЛЕКС СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД"

Рассмотрена на ПЦК  

Председатель ПЦК  

_____/М.Х.Аубакиров

Протокол № _______  

от «___» ______2020 г.                  

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______/О.А.Кисакова                  от «____» ______ 2020г.        

Принята Председатель НМС

______/Н.В.Зарывалова

Протокол № ______  

от «___»  ____ 2020 г.                  

Утверждаю

 Директор МАОУ «КСОШ-ДС»                  

  ______/К.Е.Данилов

Приказ   № ___________

от «___»  _______2020 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование предмета      родная (русская) литература

Класс                                        5а, б

Тип класса                              общеобразовательный 

По учебному плану всего: в год  17 часов;

в неделю 0,5 часов.

Программа составлена учителем  русского языка и литературы МАОУ «КСОШ-ДС»  Рахимовой Илюзой Илдаровной

г. Пыть-Ях

2020 год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по родной (русской)_литературе для 5-6-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
  • Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. От 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта  ООО»
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2016г. №1897»;
  • Примерные рабочие программы по учебному предмету «Литература. 5-9 классы.» Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. В.П.Журавлев, В.И.Коровина, Н.В.Беляевой . 12-ое издание, Москва, «Просвещение»,2011 г.
  • Учебно-методический комплекс: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 -9 класс: Учебники для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2016

Цели и задачи образования с учетом специфики предмета «Родная (русская) литература»

        Главными целями и задачами изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:

•  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

•  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и         самореализации личности;

•  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

•  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

•  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

•  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

•  использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

        Курс литературы в 5—6 классах строится на основе списка произведения для дополнительного чтения.

Описание места учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане

Учебный  план МБОУ СОШ № 1 с УИОП на изучение предмета «Родная (русская) литература»  отводит:

  • в 5 классе 17 часов из расчета;
  • в 6 классе 18 часов из расчета.

        В соответствии с этим реализуется изучение предмета «Родная (русская) литература»  в 5-6 классах в объеме 35 часов.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.  Коровина В. Я., Журавлѐв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

2.  Лопухина В. П., Коровина В. Я., Журавлѐв В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

3. Мультимедийное оборудование.

4. Коровина В. Я., Журавлѐв В. П., Коровин В. И. Фонохрестоматии к учебникам «Литература. 5-9 класс». — М.: Просвещение.

Контрольно-измерительные материалы

1.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс/ Сост. Л.В.Антонова. М.: ВАКО 2011

2.Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс/ Сост. Н.С.Королева. М.: ВАКО 2011

Методические рекомендации

1. Золотарева И.В., Н.В.Егорова: Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. М: «ВАКО» 2013 г.

2. Н.В.Беляева: Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. М. Просвещение 2013 г.

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

Планируемые результаты  изучения  предмета  учебного плана ОУ

5 класс

Личностные результаты

Ученик должен уметь:

— самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;

— планировать свою деятельность в рамках предмета, вести портфолио, фиксируя результаты деятельности, и определять дальнейший образовательный маршрут;

— предлагать включение в вариативную часть предмета выбранных художественных произведений, очные и заочные экскурсии по личностно значимым литературным и общекультурным проблемам;

— предлагать часть или целостную программу внеклассной работы в рамках предметных интересов; 

— быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;

Метапредметные результаты

Ученик должен уметь:

— работать с различными видами и источниками информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы, терминологический словарь, писать аннотацию и др.);

— усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно-популярными текстами;

— системно формировать понятийный аппарат в различных областях знаний;

— реализовывать на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Предметные результаты

1) в познавательной сфере:

— читать на высоком техническом уровне;

— использовать текст изучаемых произведений для аргументации, комментария, обоснования собственной точки зрения;

— понимать ключевые проблемы изученных произведений;

— понимать связь изученных произведений с эпохой их написания, выявлять вневременное значение;

— уметь анализировать литературное произведение (родо-жанровая специфика, тема, идея, пафос, характеристика персонажей, система персонажей, сопоставление персонажей);

— определять в произведении элементы сюжета, композиции.

6 класс

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Предметные результаты:

  1. понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  2. понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Содержание учебного предмета

5 класс

№ п/п

Тема урока

Формы организации учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности

1.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

Урок изучения нового материала

Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах

2.  

Сказки народов России.  «Лиса и перепелка», «Спящий джигит», «Неблагодарный богач».

Комбинированный

Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач

3

«Теория трёх штилей» М.В. Ломоносова. «Лишь только дневной шум умолк…

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения практических задач справочников по теме

4

  1. Сопоставительный анализ басен И. А. Крылова "Ворона и лисица" и Эзопа "Ворон и лисица"

Урок развития речи.

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики

5

Мораль басни И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна»

Комбинированный урок

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах

6

Родная природа в поэзии А. С. Пушкина («Зимняя дорога») и М.Ю. Лермонтова («Осень»).

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний,

преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач

7

Практическая работа. Анализ лирического текста.

Урок развития речи

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики

8

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» - турецкая сказка.

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний,

преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач

9

Столкновение красоты и уродства в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний,

преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач

10

Нравственные проблемы повести Н.В.Гоголя «Страшная месть»

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний,

преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач

11

Особенности композиции повести Н.В.Гоголя «Страшная месть»

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах

12

Тема гуманного отношения человека к «братьям нашим меньшим» в рассказе Ю.П. Казакова «Арктур – гончий пес»

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

13

Тема бережного отношения к природе в рассказе М.М. Пришвина «Старый гриб».

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

14

Близость мира взрослых и детей через отношение к природе в рассказе Ю.М. Нагибина «Зимний дуб».

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

15

Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный"

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

16

Образ «чудика» в рассказе B. Шукшина "Срезал"

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

17

Сочинение на темы «Какие книги из прочитанных за год показались мне самыми важными и интересными и почему?», «Мои любимые литературные герои и их нравственные качества»

Урок развития речи

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики

6 класс

п/п

Тема урока

Формы организации учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности

1

Особенности древнерусской литературы.  « Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня».

Урок изучения нового материала

Организация совместной учебной деятельности, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения практических задач справочников по теме

2

Москва в творчестве А.С.Пушкина: «Москва…как много в этом звуке…»

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

3

Тема неволи в стихотворении А.С.Пушкина «Узник». Анализ лирического текста.

Урок развития речи.

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики

4

Мотивы поступков героев повести А.С. Пушкина «Выстрел»

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

5

Особенности композиции и сюжета повести А.С. Пушкина «Выстрел»

Комбинированный урок

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах

6

Сопоставительный анализ стихотворений Е. А. Баратынского «Родина» и Н. М. Языкова «Родина».

Урок развития речи

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики

7

Образы крестьян в рассказе И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч»

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

8

Тема раскаяния в стихотворении Н. А. Некрасова «Влас».

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

9

Жанровые особенности святочного рассказа. Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

10

Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова «Беззащитное существо», «Жалобная книга».

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

11

Мир природы в рассказах М.М. Пришвина «Таинственный ящик», «Синий лапоть».

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

12

Рассказ И.А.Бунина «Танька» - о тяжелой жизни в русской деревне.

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

13

В.М. Шукшин. Герои рассказа «Космос, нервная система и шмат сала».

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

14

Рассказы Ф.А. Абрамова о Великой Отечественной войне. «Бревенчатые мавзолеи»

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

15

«Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба» (по повести А. Лиханова «Последние холода»)

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

16

Единство человека и природы в рассказе В. П. Астафьева «Деревья растут для всех».

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

17

Нравственные проблемы в рассказе В.Солоухина «Мститель»

Комбинированный урок

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

18

Сочинение на темы: «Какие книги из прочитанных за год показались мне самыми важными и интересными и почему?», «Мои любимые литературные герои и их нравственные качества»

Урок развития речи

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 8-х классов

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Феде...

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 10-11 классах

Данная програма разработана для учащихся 10-11 классов по курсу "Родная (русская) литература"....

Рабочая программа по родной русской литературе 8,9,10 класс и родному русскому языку 7, 9 класс

Рабочая программа по родной русской литературе. Учебник: Александрова О.М. Аристова М.А. Беляева Н.В. Добротина И.Н. Критарова Ж.Н. Мухаметшина Р.Ф. Русская родная литература. 8 класс....

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5-9 классах

Рабочая программа по родной (русской) литературе в 5-9 классах...

Рабочая программа по родной ( русской) литературе в 5, 7 классах

Рабочая программа по родной ( русской) литературе , 5-7 классы...