9. Элективные курсы
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Коростелёва Тамара Анатольевна
В данном разделе содержатся программы элективных курсов по русскому языку и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ELEKTIVNYE_KURSY.rar208 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ СОСНОВСКОГО РАЙОНА

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

393840 р.п. Сосновка,ул. Котовского 12

ИНН 6818006363 ОГРН 1026800856884

№____________от____________

               На №_________ от___________

Утверждена на педагогическом совете

 «____» ____________200__г.

Директор _____________Е.А.Пономарёва

Элективный курс

по русскому языку в 9 классе

«ИСТОРИЯ ЯЗЫКА»

Составитель Коростелёва Тамара Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Сосновская сош № 2

2008-2009 учебный год

Пояснительная записка

Мало видеть слово.

Надо точно знать,

Какая у слова почва,

Как росло оно и как крепчало,

Как его звучало зазвучало,

Чем должно набухнуть и налиться,

Прежде чем в названье превратиться.

Ю. Тувим

         Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. Данный курс - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширение кругозора, тренировки логического мышления.

Элективный курс «История языка»  призван:

· воплотить процесс углубленного изучения русского языка;

· расширить границы теоретических сведений и уровень творческого применения материала основной программы;

· познать теорию предмета;

· развить чувство языка;

· заинтересовать учащихся его тайнами и законами;

· вызвать интерес к гуманитарным наукам;

· способствовать выбору будущей профессии;

· воспитать любовь к русскому языку;

· расширить кругозор учащихся.

В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач: 

  1. формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
  2. формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;
  3. развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;
  4. способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;
  5. закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.

При организации учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

· исследовательский, поисковый;

· метод развивающего обучения.

Занятия проходят в форме:

· семинаров по заданным темам;

· организуются дискуссии;

· предлагаются темы для написания рефератов;

· выявляются проблемы исследования;

· обсуждаются основные этапы, характерные для научного исследования;

· проводится сбор данным (нахождение фактов, наблюдений);

· осуществляется подготовка и написание сообщений;

· обсуждаются результаты;

· делаются выводы, заключения;

· организуется самостоятельная исследовательская работа.

Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.

Курс рассчитан на 17 часов.

Тематическое планирование

                                Тема

       Кол-во часов

1.

Язык - хранитель культуры

1

2.

Происхождение языков

1

3.

Эволюция представлений о языке

1

4.

История славянской письменности

1

5.

Кирилл и Мефодий - создатели славянского алфавита

1

6.

Древнейшие славянские азбуки «глаголица» и «кириллица»

1

7.

Практикум по работе с кириллицей.

1

8.

Изменение буквенного состава русского алфавита

1

9

Славянские языки и признаки их родства.

1

10

Признаки старославянизмов в художественной литературе

1

11.

Рукописные книги как памятники культуры и объект изучения истории языка

1

12.

Лингвистическое конструирование

1

13.

Тамбовские учёные-лингвисты

1

14.

Топонимика говоров Сосновского района

2

15.

«Живой как жизнь». Изменения в русском языке в начале XXI века.

2

Содержание программы

            Тема

Содержание

Метод, форма

1.

Язык - хранитель культуры

Определение языка как отражение национального самосознания, степени культурного развития сознания

Выступления с подготовленными сообщениями

2.

Происхождение языков

История развития языков. «Дерево Августа Шлейхера». Общность и различие языков. «Живые» и «мертвые» языки

Подготовка сообщений, сбор данных, обсуждение, выводы, заключение

3.

Эволюция представлений о языке

Отражение в языке различных представлений, мировоззрений и настроений как отдельных индивидов, так и целых групп

Подготовка к семинару, переосмысление результатов в ходе обсуждения проблемы

4.

История славянской письменности

От граффити, берестяных грамот к созданию первых письменных памятников

Выступление с подготовленными сообщениями

5.

Кирилл и Мефодий - создатели славянского алфавита

Жизнь, деятельность создателей славянской азбуки. Значение труда Кирилла и Мефодия, начало создания славянской литературы

Сбор данных для написания реферата

6.

Древнейшие славянские азбуки «глаголица» и «кириллица». Практикум по работе с кириллицей

Характеристика азбук, состав, особенности написания. Распространение в славянском мире.

Ранние славянские памятники письменности, азбуки глаголица и кириллица. Старославянский алфавит: названия букв и цифровое значение. Сходство современного алфавита с кириллицей.

Практикум по работе с кириллицей. Заменить буквы цифрами, а цифры- буквами. Записать в старой орфографии современные слова. Отсутствие буквы ё в классической кириллице. Введение буквы ё Карамзиным в IVIII веке. Памятник этой букве в г. Ульяновске. Объяснить происхождение и значение выражений, например, “ходить фертом”, “знать на ять”, “от аза до ижицы”, “расставить покоем” и т.д.

Ролевая игра: заочная экскурсия по Москве, на площади Славянской установлен памятник Кириллу и Мефодию; рассказ экскурсоводов об этом памятнике.

Сопоставление данных, подготовка к написанию реферата

7.

Изменение буквенного состава русского алфавита

Недостатки «кириллицы», отказ от греческих букв, ненужных для передачи славянской речи, создание новых букв в XVIII, XIX веках

Планирование и разработка исследовательских действий, обобщение фактов.

8.

Славянские языки и признаки их родства

Праязык русского языка. Восточная группа славянских языков. Роль Мефодия и Константина в создании первого письменного языка для славян. Образование славянской письменности. Роль старославянского языка в развитии русского языка

Сбор данных, анализ, вывод, подготовка к написанию сообщения

9.

Признаки старославянизмов в художественной литературе.

Полногласие и неполногласие. Приметы старославянского происхождения в сложных словах, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро, -душе-, зло-. Работа с текстами: найти старославянизмы в художественном отрывке, найти признаки старославянизмов в тексте, для чего старославянизмы используются писателями и поэтами в литературе. Сопоставить тексты, например, на русском языке, болгарском и татарском; найти черты сходства и различия, определить, какие из данных языков являются родственными и почему.

Обсуждение собранных данных, работа с текстами литературных произведений, подготовка и осмысление выступлений

10.

Рукописные книги как памятники культуры и объект изучения истории языка

Библиотека Ярослава, древнерусские летописи оставили значительный след в развитии письменности, литературе и культуре

Выступление с подготовленными сообщениями

11.

Лингвистическое конструирование

Перевод русских выражений на экзотический язык. Выделение смысловых единиц и морфем, определение их лексического значения и конструирование из них искомой фразы. Например, даны предложения на японском языке и их переводы на русский язык

Гакусэй-га ему- студент читает.

Сэнсэй-га о-каки-ни нару- учитель пишет.

Мусуко-га каку- мальчик пишет.

Буте-га о-ханаси-ни нару- начальник говорит.

Как правильно перевести на японский язык: студент говорит, начальник читает?

Анализ примеров начать с классической латыни, затем брать примеры из других языков.

Урок-размышление

12.

Тамбовские учёные-лингвисты

Жизненный и творческий путь. Лингвистические взгляды, определение сущности языка, предмет, задачи и метод лингвистики, проблемы языкового развития; ученики, наследие

Сбор данных, анализ, вывод, подготовка к написанию сообщения

13.

Топонимика говоров Сосновского района

Происхождение названий населенных пунктов.

Разработка этапов исследования лексики словаря, выявление проблемы. Сбор данных, наблюдение, подготовка к написанию сообщения.

14.

«Живой как жизнь»

Изменения в русском языке в начале XXI века, вызванные общественными процессами.

Диспут “Новые слова в нашем лексиконе: всегда ли это хорошо?”.

Выступления и сообщения учащихся.

Литература

1. Костомаров В.Г. «Жизнь языка от вятичей до москвичей»

2. Драчук В.С. «Дорогами тысячелетий. О чем поведали письмена»

3. Нараславов С.Х. «Кирилл и Мефодий»

4. Историческая грамматика русского языка В.М. Марков

5. Формирование норм русского литературного языка XVIIIв.

6. «Языковая семантика и образ мира» изд. КГУ

7. Старославянский язык, КГУ, 1989г.

8. «Структура слова и орфография русского языка» Коносова Н.А., Г.А. Николаев, КГУ, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...