Подготовка к ЕГЭ и современный русский рассказ
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Как можно помочь ученикам в подборе аргументов к части "С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon PODGOTOVKA_K_EGE_i_SOVREMENNYY_RUSSKIY_RASSKAZ.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

          ПОДГОТОВКА К ЕГЭ и СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ РАССКАЗ.         

   Задание части «С» предполагает написание сочинения по прочитанному тексту с четко сформулированными проблемами, авторской позицией, аргументацией на основе личного опыта, а желательнее, на основе прочитанных художественных произведений.

  Задание усложняется тем, что уже не учитель формулирует тот «жгущий» Ильинский вопрос, а сам ученик. То есть на выходе из школы ученик превращается в учителя, пусть только для своего урока – сочинения.

  Используя опыт работы Т.Г.Егораевой, свои наблюдения, я разработала для учащихся памятки «Алгоритм работы над частью «С», который помогает в постановке проблемных вопросов. Второе подспорье – Банк проблем и аргументов, созданный учителем и учащимися по прочитанным произведениям. (Памятка для работы над частью «С» и страничка из Банка проблем и аргументов в приложении).

  В пору подготовки к итоговой аттестации по литературе в форме экзаменационного сочинения накопила большой материал по теме «Современный русский рассказ». Во-первых, сам жанр рассказа, особенно короткого, позволяет на занятии курса по подготовке к экзаменам прочитать его вместе с ребятами. А как важен метод  художественного, осмысленного, творческого  чтения при первом прослушивании! Используя  приемы повышения и понижения голоса, убыстрения темпа чтения, выделение голосом отдельных наиболее важных деталей, остановку чтения, достигаю эффекта «присутствия в рассказе ученика и учителя». Чтение со смысловыми подсказками, во время которого разрешаю пользоваться простым карандашом (мы работаем с ксерокопиями произведений) для выделения слов, характеризующих героя, поясняющих авторское отношение к нему, средства художественной выразительности.

  Произведения выбираю непременно  запоминающиеся, актуальные. После первого потрясения обычно ребята спрашивают: «Где вы такое берете?» Приятно слышать, что дети обсуждают рассказы с родителями, и те тоже их читают. Рассказ-то современный, и в этом тоже залог успеха.

  Любимые произведения П.Лавренова «Косиножка» (воспитание детской жестокости), Ю.Буйды «Продавец добра»  (смысл человеческой жизни),

Т.Лобовой «Жар-птица» (семейные ценности), В.Тарасенко «Новогодняя сказка» (вера в возможности человека), С.Михеенков «Комбат» (воинский долг, ответственность за погибших)  и другие позволяют реализовать ведущий принцип педагогики сотрудничества – знание через общение, общение через знание. Теперь мы владеем весомыми аргументами с  примерами из литературных произведений  для подтверждения своих мыслей, и дети с нетерпением ждут следующей встречи с книгой.

   В банк аргументов заносятся не только рассказы из элективного курса, но и программные произведения.  Так, используя интеграцию двух учебных предметов:  русского языка и литературы, готовлю своих учеников и к экзамену, и к жизни. ( Конспект занятия элективного курса, блоки проблем для написания сочинения части «С» смотри в приложении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологизм современной русской литературы (на материале рассказа З. Прилепина "Жилка")»

Конспект урока по изучению современной русской литературы...

Спецкурс "Современный русский рассказ"

Спецкурс предназначен для учащихся 10-11 классов, изучающих литературу на базовом уровне...

Традиции святочного рассказа в современной русской литературе

В статье рассказывается о традициях святочного рассказа в современной русской литературе....

Подготовка к ЕГЭ. Стилистика. Нормы современного русского литературного языка

Подготовка к ЕГЭ. Стилистика. Нормы современного русского литературного языка....

Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе Л. Петрушевской "Глюк"

Урок по рассказу Л. Петрушевской "Глюк" соответствует программной теме "Обзор произведений последних лет. Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов". Для проведения...

Спецкурс "Современный русский рассказ"

Спецкурс «Современный русский рассказ» предназначен для обучающихся 10-11 классов гимназии, изучающих литературу на базовом уровне.Данная программа является модифицированной. Составлена на...


 

Комментарии

Обычно вызывает трудность формулировка аргументов. Рассказ поможет в этом.