Спецкурс "Современный русский рассказ"
календарно-тематическое планирование по литературе (10, 11 класс)
Спецкурс «Современный русский рассказ» предназначен для обучающихся 10-11 классов гимназии, изучающих литературу на базовом уровне.
Данная программа является модифицированной. Составлена на основе текстов, представленных в хрестоматии «Современный русский рассказ», Пермь, 2005 (составители Н.А. Петрова, В.Е. Кайгородова, В.И. Бурдин, Е.Е. Мамаева), а также пособия «Современная русская литература на уроках: Книга для учителя / Под общей редакцией В.Е. Кайгородовой - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2000. Кроме того, в программу для изучения включены тексты, рекомендованные на курсах «Новое содержание филологического образования», 2001 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
ПРИНЯТО протокол научно-методического совета МАОУ «Гимназия №1» от « » 2019 г. №______ | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Гимназия №1» ______________О.А. Зюльганова приказ от ______2019 г. №______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса
«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ РАССКАЗ»
для обучающихся 10-11 класса
на 2019/20 учебный год
Составитель: Барбоева Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 1»
Соликамск, 2019
Содержание
Планируемые результаты освоения курса…………….. ………………. 3
Содержание элективного курса…….…………………………………….6
Тематическое планирование..………….………………………………...9
Планируемые результаты освоения курса
Спецкурс «Современный русский рассказ» предназначен для обучающихся 10-11 классов гимназии, изучающих литературу на базовом уровне.
Данная программа является модифицированной. Составлена на основе текстов, представленных в хрестоматии «Современный русский рассказ», Пермь, 2005 (составители Н.А. Петрова, В.Е. Кайгородова, В.И. Бурдин, Е.Е. Мамаева), а также пособия «Современная русская литература на уроках: Книга для учителя / Под общей редакцией В.Е. Кайгородовой - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2000. Кроме того, в программу для изучения включены тексты, рекомендованные на курсах «Новое содержание филологического образования», 2001 г.
Данная программа реализуется с использованием следующих методов и приемов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: рассказ учителя, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы.
2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников: мотивация, диспуты.
3. Методы контроля и самоконтроля: опрос, написание сочинения.
Занятия организуются и как изучение нового материала (лекции и беседы), и как практические занятия по анализу текстов. По некоторым произведениям проводятся письменные (ответ на вопрос) и творческие работы, организуются устные диспуты, учащиеся выполняют презентации. По итогам полугодий и учебного года проводятся сочинения в форме эссе или рецензий.
В качестве диагностики знаний, умений и навыков школьников по каждому разделу предлагается написание сочинения на заданную тему в соответствии с предложенным планом.
Схема написания сочинения
1. Название, автор, история создания.
2. Расположение произведения в литературной эпохе и отношение к нему современников.
3. Тематическая и идейная основа.
4. Основная тема, конфликт, проблема.
5. Основные направления содержания.
6. Портреты и характеристики главных действующих лиц.
7. Структура сюжета.
8. Позиция автора.
9. Художественное направление произведения и стиль.
10. Собственное отношение к произведению.
Курс рассчитан на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе.
Планируется проведение одного занятия один раз в неделю в течение учебного года.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей, этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественного времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Содержание элективного курса
10 класс (34 часа)
- Основные тенденции современной русской прозы. Традиции и новаторство. Три направления в современной русской литературе: а) натуралистически-реалистическое (протокольная достоверность) В. Астафьев, В. Распутин и др.; б) исповедально-романтическое - Б. Васильев, В. Солоухин; в) ассоциативно-аллегорическое - В. Маканин, В. Ерофеев, В. Пецух и др. (2 часа).
- Тема нравственного идеала в современной литературе: рассказ Б.Екимова «Фетисыч». Воскрешение души в рассказе «Пасхальный рассказ со взрывом». Особенности творчества Б.Екимова. (2 часа).
- Тема детства. Рассказ В.Астафьева «Всевидящая». Жанровое своеобразие жанра «затесей». Психология и мироощущение подростка в рассказах Л.Бородина «Лютик - цветок желтый» и О.Павлова «Школьники». Трагическое мироощущение подростка в рассказе А.Геласимова «Нежный возраст». (5 часов).
- Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и злушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки. Переосмысление фольклорного жанра сказки - превращение доброй «Золушки» Ш. Перро в ужасную «Злушку» в сказке В. Роньшина «Злушка». (3 часа).
- Поиски новых героев в современном мире в произведении В.Распутина «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала, публицистичность распутинской прозы. Публицистичность распутинской прозы. Рассказ «В ту же землю». (3 часа).
- Зачет по итогам первого полугодия. (1 час).
- Творчество пермских авторов. Столкновение миров и жизненных позиций в рассказе Н. Горлановой «Принц и нищий». Женский вопрос в рассказе «Дама, мэр и другие», написанном совместно с В. Букур. (4 часа).
- Тема разведенных родителей в рассказе В Киршина «Рассольники». Поиски внутренней гармонии.(1 час)
- Особенности современной женской прозы. Пессимизм Л. Петрушевской («Три девушки») и «ласковая» проза Л. Улитиной («Бедные родственники»). Сравнительный анализ. Сочинение по женской прозе. (3 часа).
- Военная тематика. Новые подходы в изображении войны 1941-1945 гг. в современной литературе. Переосмысление ценностей. В.Астафьев «Пролетный гусь». Тип партийного функционера. «Связистка». Мысль о необходимости покаяния.(3 часа).
- Тема милосердия в современном мире. О.Павлов «Конец века», В. Крупин «Марина Сергеевна, Г.Щербакова «У ног лежачих женщин». Философско-библейские мотивы в произведениях. Образы бомжей.(4 часа).
- Обобщение по современной русской прозе. Выполнение зачетной работы: сочинения (3 часа).
11 класс (34 часа).
- Постмодернисткая литература 1900-2000 гг. и формирование литературных представлений старшеклассников. (2 часа).
- Мотив стремления героя к прекрасному острову в рассказе А.Уткина «Приближение к Тендре». (2 часа).
- Философско-библейские мотивы в рассказе Ф.Искандера «Сон о Боге и дьяволе». Рассказ-притча об извечном споре Бога и дьявола о человеке. Сочинение-эссе по рассказу. (4 часа).
- Литературные традиции. Мотив гоголевской шинели в рассказе В.Пьецуха «Демонстрация возможностей». Тема «футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». Образ «маленького человека». (4 часа).
- Мотив «другой жизни» в рассказе Ю.Буйды «Живем всего два раза». Сочинение по рассказам Ю.Буйды и В.Пьецуха. (3 часа).
- Зачет по итогам первого полугодия. (1 час)
- Женская проза. Т.Толстая. Мотив сказки о нечистой силе в рассказе «Окошко». Особенности прозы Толстой. Написание рецензии на рассказ «Окошко». Мотив снега в рассказе И.Полянской «Снег идет тихо-тихо». Мотив прощания с жизнью. Тема любви в рассказах Д.Рубиной «Область слепящего света» и М.Палей «Славянский акцент». (10 часов).
- Возвращение к «Архипелагу ГУЛАГу» в рассказе А.Солженицына «Молодняк» (1часа).
- Литература русского зарубежья. Особенности прозы С.Довлатова. (2 часа).
- Тема войны. Новые подходы в изображении войны 1941-1945 гг. в рассказе Д.Гранина «Пациент». Тема чеченской войны в рассказе В.Маканина «Кавказский пленный». (3 часа).
- Обобщение по современной русской прозе. Написание зачетной работы: сочинения в любом жанре (отзыв, рецензия, эссе, рассуждение). (2 часа).
Предпочтительными формами работы являются лекции, практикумы, выполнение творческих занятий, написание сочинений.
В процессе изучения рассказов современных русских писателей у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- делать литературоведческий анализ текста;
- работать по разноуровневым заданиям, выбирая соответствующие своим способностям и интересам;
- писать сочинения различных жанров: отзыв, рецензию, эссе, рассуждение;
- готовить доклады и сообщения;
- вести учебную дискуссию на основе прочитанного текста.
Тематическое планирование
10 класс (всего 34 часа)
№ | Название раздела, темы | Всего часов |
1 | Основные тенденции современной русской прозы. Традиции и новаторство. | 1 |
2 | Три направления в современной русской литературе. | 1 |
3 | Тема нравственного идеала в современной русской литературе. Б.Екимов. Рассказ «Фетисыч». | 1 |
4 | Анализ рассказа Б.Екимова «Пасхальный рассказ со взрывом» | 1 |
5 | Тема детства. Рассказ В.Астафьева «Всевидящая». Жанровое своеобразие «затесей». | 1 |
6-7 | Психология и мироощущение подростка в рассказе Л. Бородина «Лютик – цветок желтый». | 2 |
8-9 | Трагическое мироощущение подростка в рассказе А.Геласимова «Нежный возраст». Особенности жанра. | 2 |
10 | Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и золушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки. | 1 |
11-12 | Переосмысление жанра сказки в рассказе В.Роньшина «Злушка». | 2 |
13 | Поиски новых героев в современном мире. В. Распутин. Рассказ «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала. | 1 |
14-15 | Публицистичность распутинской прозы. Рассказ «В ту же землю». | 2 |
16 | Зачет по итогам первого полугодия. | 1 |
17 | Творчество пермских авторов. Особенности пермской литературы. | 1 |
18 | Творчество Н. Горлановой и В. Букура. Рассказ «Принц и нищий». | 1 |
19 | Женский вопрос в рассказе «Дама, мер и другие». | 1 |
20 | В чем истинная ценность человеческой жизни (по рассказу «Золотая половина». | 1 |
21 | Тема разведенных родителей в рассказе В Киршина «Рассольники». Поиски внутренней гармонии. | 1 |
22 | Особенности современной женской прозы. Пессимизм Л. Петрушевской. Рассказ «Три девушки». | 1 |
23 | «Ласковая проза» Л. Улитиной. Рассказ «Бедные родственники». | 1 |
24 | Сочинение по женской прозе. | 1 |
25 | Тема войны в современной русской литературе. | 1 |
26 | Новые подходы в изображении войны в рассказах В. Астафьева. «Пролетный гусь». | 1 |
27 | Рассказ «Связистка». | 1 |
28 | Тема милосердия в современной литературе. О. Павлов «Конец века». Философско-библейские мотивы. | 1 |
29 | Рассказ В. Крупина «Марина Сергеевна». | 1 |
30-31 | Сочинение по теме милосердия в современной литературе. | 2 |
32 | Обобщение по современной русской прозе. | 1 |
33-34 | Зачет по итогам учебного года. | 2 |
11 класс (всего 34 часа)
№ | Название раздела, темы | Всего часов |
1-2 | Постмодернисткая литература на рубеже XX-XXI веков. | 2 |
3-4 | Мотив стремления героя к прекрасному острову в рассказе В. Уткина «Приближение к Тендре». | 2 |
5 | Философско-библейские мотивы в русской литературе. | 1 |
6-7 | Ф. Искандер «Сон о Боге и дьяволе». Рассказ-притча о споре Бога и дьявола о человеке». | 2 |
8 | Сочинение по рассказу. | 1 |
9 | Литературные традиции в современной литературе. | 1 |
10 | Мотив «гоголевской шинели» в рассказе В.Пьецуха «Демонстрация возможностей». | 1 |
11 | Тема « футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». Образ «маленького человека». | 1 |
12 | Семинар по рассказу Ю.Буйды. | 1 |
13 | Мотив «другой жизни» в рассказе Ю.Буйды «Живем всего два раза». | 1 |
14-15 | Сочинение по рассказам В.Пьецуха и Буйды. | 2 |
16 | Зачет по итогам первого полугодия. | 1 |
17 | Женская проза. Творчество Т. Толстой. Особенности творчества. | 1 |
18 | Мотив сказки о нечистой силе в рассказе Т.Толстой «Окошко». | 1 |
19-20 | Рассказ «На золотом крыльце сидели». | 2 |
21-22 | Сочинение по рассказам Т.Толстой. | 2 |
23 | Мотив снега и прощания с жизнью в рассказе И.Полянской «Снег идет тихо-тихо». | 1 |
24 | Тема любви в рассказе Д. Рубиной «Область слепящего света». | 1 |
25 | Литературные традиции в рассказе Д.Рубиной. | 1 |
26 | Тема любви в рассказе М.Палей «Славянский акцент». | 1 |
27 | Тема репрессий с современной литературе. Рассказ А.Солженицына «Молодняк. | 1 |
28 | Литература русского зарубежья. | 1 |
29 | Особенности прозы С.Довлатова. | 1 |
30 | Тема войны в современной литературе. Рассказ Д. Гранина «Пациент». | 1 |
31-32 | Тема чеченской войны в рассказе В.Маканина « Кавказский пленный». | 2 |
33 | Обобщение по современным русским рассказам. | 1 |
34 | Зачет по итогам учебного года. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ и современный русский рассказ
Как можно помочь ученикам в подборе аргументов к части "С"...
"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".
Тема урока поможет учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/09/picture-311949-1381330815.jpg)
Спецкурс "Современный русский рассказ"
Спецкурс предназначен для учащихся 10-11 классов, изучающих литературу на базовом уровне...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/16/picture-1051096-1563267592.jpg)
"Рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей"
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ТАПЕР» (рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/14/picture-1238173-1649944845.jpg)
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев
Маршрутный лист дистанционного урока...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/14/picture-1238173-1649944845.jpg)
Русский характер в изображении М.А. Шолохова Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне. Творческая работа № 10. Сочинение по рассказу «Судьба человека»
Маршрутный лист дистанционного урока...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/09/picture-455858-1402340973.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем" (по рассказу Н.С.Евдокимова "Стёпка, мой сын")
Данный урок разработан в соответствии с учебной программой и проводится после изучения темы «Времена глагола» в 6 классе. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Ор...