Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем" (по рассказу Н.С.Евдокимова "Стёпка, мой сын")
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Антонова Юлия Александровна

 

Данный урок разработан в соответствии с учебной программой и проводится после изучения темы «Времена глагола» в 6 классе. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Организация деятельности учащихся на уроке: самостоятельно определяют тему и цели урока, сталкиваются с проблемой, отвечают на возникшие вопросы, участвуют в групповой работе и оценивают свою деятельность.

 В ходе урока, работая с дидактическим материалом, обучающиеся выполняют лингвистический разбор предложенных учителем текстов. Наблюдения над языковыми явлениями позволяют учащимся сделать вывод об особенностях употребления разных временных форм глагола в художественном тексте.

Процесс обучения в течение всего урока предусматривает использование различных приемов обучения, в том числе и с применением ИКТ, что позволяет обучающимся более наглядно представить результаты исследования изучаемых языковых явлений. Реализация поставленной цели и задач позволяет формировать УУД, способствует повышению уровня учебной мотивации. На уроке применяются технологии проблемного обучения и развивающего мышления.

На уроке осуществлялись межпредметные связи (русский язык, литература, история, изобразительное искусство, музыка).

В конспекте урока представлен практический материал, который учитель может использовать по своему усмотрению в зависимости от времени и работоспособности класса. Уникальность данной методической разработки в том, что она может быть использована на уроках русского языка в 6-9 классах.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

Класс: 6

Тема: Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем (по рассказу Н.С.Евдокимова «Стёпка, мой сын»).

Тип урока: общеметодологической направленности (обобщение и систематизация изученного)

Цель урока: создать условия для формирования умения определять роль разных временных форм глагола в художественном тексте.

Задачи:

  1. закрепить знания о временах глагола;
  2. совершенствовать умение работать с текстом;
  3. развивать коммуникативные навыки (умение взаимодействовать при решении учебных задач, находить пути решения, обсуждая разные мнения);
  4. развивать речь учащихся, ассоциативное мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость;
  5. воспитывать бережное отношение к страницам истории своей страны.

Предполагаемый результат: учащиеся должны научиться определять роль разных временных форм глагола в художественном тексте.

Данный урок направлен на достижение следующих результатов:

Предметные: формирование понятия о тексте и его структуре, умение применять на практике теоретические сведения по теме «Времена глаголов».

Личностные: умение правильно и корректно формулировать и выражать свои мысли, взаимодействовать с учителем и сверстниками, умение брать на себя ответственность за свою работу и работу группы.

Метапредметные: умение работать с текстовым материалом, находить информацию в тексте, выразительно читать, формулировать собственное высказывание в устной форме, умение работать самостоятельно и в группе.

Перечень универсальных учебных действий, выполняемых учащимися во время урока: самоопределение, планирование учебного сотрудничества, целеполагание, анализ, сравнение, обобщение, выражение своих мыслей полно, аргументация своего мнения, координирование в сотрудничестве разных позиций, установление причинно-следственных связей, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего мышления.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, проектор, раздаточный материал, маркеры, оценочные листы, презентация, распечатанный рассказ Н.С. Евдокимова «Стёпка, мой сын», сигнальные карточки трёх цветов.

УМК: Русский язык. Практика. 6 класс: учебник под ред. Г.К.Лидман-Орловой. – М., Дрофа, 2016.

Методические рекомендации: данный урок разработан в соответствии с учебной программой. Занятие способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий, которые позволяют им 6 класса обобщить и систематизировать знания по теме «Времена глагола», применяя в практической деятельности при работе с художественным текстом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Эмоциональный настрой учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята, наше занятие сегодня не совсем обычное. На уроке русского языка, вспоминая события прошлого нашей страны, мы будем говорить о Великой Отечественной войне.

- Назовите дату Дня Победы. (9 Мая 1945 года)

- Сколько лет со Дня Победы исполняется в 2020 году? (75 лет)

- Поднимите руки те ребята, семей которых коснулась война? (Многие ребята поднимают руки, поскольку среди их родных и близких есть те, кто принимал участие в военных действиях, находился в тылу, делая всё возможное, чтобы приблизить Победу).

- Вот видите, насколько страшным, всеохватывающим и всепоглощающим было это событие, навсегда оставшееся в народной памяти. Навечно запечатлелось оно и в сознании героя рассказа Николая Евдокимова «Стёпка, мой сын», о котором мы с вами говорили на прошлом уроке литературы.

Обратимся к эпиграфу.

СЛАЙД 1

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

- Как вы думаете, могут ли слова Давида Самойлова быть эпиграфом к прочитанному нами произведению? Обоснуйте свою точку зрения. (Примерный ответ учащегося: Эти слова могут подойти в качестве эпиграфа, поскольку в произведении рассказана история человека, у которого война отняла всё, разрушив светлые мечты о будущем).

- Какое слово является опорным в данном четверостишии? (война)

- Что же такое сделала война, если она навсегда осталась в памяти лирического героя стихотворения («И это всё в меня запало…» - делает он признание)?

- Ребята, подберите и запишите в тетрадь глаголы-ассоциации к слову «война» (учащиеся делают записи).

III. Актуализация знаний, введение в тему урока.

- Какие формы глагола вы использовали в ответе? (инфинитив, прошедшее время…). Давайте вспомним, как изменяются слова этой части речи.

(по лицам, числам, родам – в прошедшем времени, по временам)

- Значит, глагол может описать события прошлого, рассказать о настоящем и даже заглянуть в будущее…

- Ребята, а в каком времени разворачивается действие в рассказе «Стёпка, мой сын»? (в настоящем – герой идёт по московским улицам, в прошлом – воспоминания о войне). Значит, автор с какой-то целью использует разные формы времени глагола. Мы, читатели, смотрим на события минувших лет глазами человека, живущего сегодня. Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Слайд 2 + запись темы урока учащимися

Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем.

IV. Целеполагание.

- Ребята, попробуем сформулировать цель урока, исходя из темы и формы работы, которая сегодня вас ожидает (учащиеся разделены на группы).

СЛАЙД 3

Цель урока: найти ответ на вопрос «Какова роль глаголов настоящего времени в рассказе, повествующем о событиях далёких лет?»

- Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь поставленной цели?

1) закрепить знания о временах глагола;

2) совершенствовать умение работать с текстом;

3) развивать коммуникативные навыки (умение взаимодействовать при решении учебных задач, находить пути решения, обсуждая разные мнения).

V. Работа в группах.

Класс заранее был разделён на 4 группы по 6 человек (общее количество учащихся - 24 человека), каждая из которых получила своё задание по отдельному фрагменту текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Проверка домашнего задания.

- Обратимся к планам рассказа «Стёпка, мой сын», которые вы составляли дома. (представитель от каждой группы зачитывает план). На экране после прочтения появляется итоговый вариант плана (поскольку варианты планов могут быть разными, необходимо прийти к единому – СЛАЙД 4).

Учитель читает начало рассказа Н. Евдокимова «Стёпка, мой сын» (до слов «… вниз упала тяжёлая тень моста»).

Учитель:

- С чего начинается рассказ? (герой видит утреннюю Москву)

- Какой тип речи представлен в этом эпизоде рассказа? (описание)

- Как называется композиционный элемент произведения, предшествующий основным событиям? (экспозиция)

- Участники первой группы, вам предоставляется слово. Прочитайте те  глаголы, которые вы выписали дома из предложенного вам эпизода (учащиеся называют слова).

- Для чего автор использует не только глаголы настоящего времени, но и формы прошедшего? (чтобы передать движение, жизнь, которая разворачивается на глазах героя, бродящего по улицам Москвы в утренние часы)

- Назовите глаголы, которые имеют значения звука и цвета (учащиеся зачитывают свои примеры). Ребята 1 и 4 групп, подберите синонимы к глаголу «урчать» (издавать клокочущие звуки, урчать, ворчать) Какую смысловую нагрузку несёт этот глагол, употреблённый вместе с однокоренным словом «урча» в тексте рассказа? (урчание голубя – постоянно живущая в сознании и мучающая героя мысль о несбывшемся)

В это время участники 2 и 3 групп работают со словарём, объясняя лексическое значение слов военной тематики, которые встретились в их фрагментах текста: блиндаж, трассировать, миноискатель, санинструктор (задание выполняется в тетрадях).

- Переходим к работе 2 группы. Озвучьте значения слов, которые вы нашли, работая со словарём (СЛАЙД 5)

- Прочитайте глаголы, которые вы выписывали дома. (участники других групп выделяют глаголы маркерами в тексте).

- В каком времени они использованы? Почему? (прошедшее время, поскольку герой вспоминает о событиях военных лет)

Приём «Эксперимент».

- А теперь, ребята, задание всему классу: поработайте с одним из абзацев фрагмента 2-ой группы. У каждой группы по 1-ому абзацу (1 группа: «Вокруг блиндажа росла трава…»; 2 группа: «Блиндаж мы вырыли…»; 3 группа: «С нами в тесном блиндаже жила мышь…»; 4 группа: «Если бы у нас был миноискатель…»).

- Попробуйте заменить глаголы прошедшего времени глаголами настоящего времени. Что изменилось? ПРОВЕРКА.

Вывод: Давайте подумаем, а в каких предложениях замена невозможна? («Кто научил нас понимать язык трав…», «Если бы у нас был миноискатель!») Почему вы сохранили/не сохранили эти глаголы? (ответы корректирует учитель)

VI. Физкультминутка: учитель читает наизусть отрывок из стихотворения Д.Самойлова «Сороковые, роковые…», дети вслед за учителем повторяют его движения.

- А сейчас, ребята, послушаем отрывок из стихотворения Д.Самойлова «Сороковые…» и движениями рук попробуем передать то, о чём говорится в этих строках.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

- А теперь посмотрим на то, как справились со своим заданием участники 3-ей группы.

- Зачитайте ваши глаголы (участники других групп выделяют глаголы в тексте).

- Кому принадлежат действия, названные глаголами, которые встретились в вашем фрагменте текста? (Анке-санинструктору)

- Что обозначают эти глаголы? (эмоции, внутренние переживания человека)

- Почему в этой части много глаголов со значением эмоционального состояния человека? (атмосфера военного времени не в силах уничтожить человеческие чувства)

- Ребята, одним из заданий 4-ой группы было выразительное чтение заключительного фрагмента рассказа. (ученик читает)

- Назовите глаголы, которые встретились. В какой форме они употреблены? (прошедшее время) Есть ли глагол, который не совпадает по времени с другими? (построит)

- Почему автор использует форму будущего простого времени? (для него важно указать на завершённость действия, прежде в тексте были использованы глаголы несовершенного вида, подчёркивающие, что мечты героя так и остались в прошлом, они не сбылись, и мысль об этом – тяжкий груз для героя)

- Какие слова опровергают уверенность героя в том, что дом будет построен? (учащиеся называют отрицательные местоимения и частицы)

VII. Фронтальная работа.

- Ребята, мы много говорили о тексте с точки зрения его идейного содержания. А теперь посмотрим на один из фрагментов рассказа с точки зрения орфографического и пунктуационного оформления (СЛАЙД 6) – учащиеся комментируют пропущенные орфограммы-буквы и объясняют постановку выделенного в одном из предложений знака препинания.

VIII. Работа с репродукцией картины.

- Ребята, не только писатели, мастера слова, обращались к теме войны, но и художники. Давайте посмотрим на экран (СЛАЙД 7 – репродукция картины А.А. Пластова «Фашист прилетел»)

- Как связано то, что изображено на картине, с содержанием рассказа? (ответы учащихся)

- В каком времени употреблён глагол в названии картины? (прошедшее время) Как вы думаете, а почему? (возвращение к теме урока – вражеский самолёт уже едва заметен вдали, силуэт его неразличим на фоне неба - прошлое, а последствия обстрела запечатлены на картине, они перед нами, совсем близко - настоящее).

- События Великой Отечественной войны уже в прошлом, от них нас отделяет 75 лет… Но мы навсегда сохраним в памяти подвиг великого народа, ведь принесённые в жертву жизни людей, защищавших страну в те роковые годы, стали залогом нашего будущего.

IX. Рефлексия.

1.Составление синквейна на тему «Война».

Примерный вариант:

война

страшная, беспощадная

разрушает, сжигает, забирает

Уносит тысячи жизней невинных людей.

трагедия

2.Приём «Светофор» (карточки 3-х цветов: зелёный – хорошо усвоил материал, всё понятно, жёлтый – остались вопросы, красный – я не справился с заданием так, как хотел, мне надо ещё поучиться)

X. Оценивание деятельности учащихся на уроке.

Учитель выставляет отметки за урок наиболее активным учащимся, собирает листы самооценки.

XI. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение, которое будет представлять собой «рассказ в рассказе».

Первое предложение будет таким: «Перелистывая страницы семейного альбома, замечаю фотографию с надписью «Весна 1943»…».

Требования к выполнению творческой работы:

А) объём работы – 5-6 предложений;

Б) военная тематика;

В) рассказ от лица солдата или человека, знающего о войне из книг и рассказов других людей;

Г) повествование должно быть построено таким образом, чтобы действие первого и последнего предложений были отнесены к настоящему, а остальные предложения рассказывали о прошлом.

Задание, которое выполняется по желанию: иллюстрация к рассказу Н.С.Евдокимова «Стёпка, мой сын»

Звучит песня «Фронтовая сестра» (музыка А. Экимяна, слова М.Рябинина).

Приложение 1

ФРАГМЕНТ ГРУППЫ №1

Это бывает не часто, но с годами все чаще и чаще. Я просыпаюсь на рассвете и иду бродить по пустым московским улицам. Уже светло, но еще горят уставшие за ночь фонари.

На рассвете Москва пахнет росой. Роса лежит на стенах домов, на чугунных оградах парков, на бронзовых плечах памятников.

Птицы – хозяева утренней Москвы. Их голоса звенят, как в лесу. По Красной площади, урча, ходит голубь. На рассвете мостовая перед храмом Василия Блаженного как луг – из-под булыжников торчит облитая росой трава. Днем ее примнут колеса автомобилей, но сейчас по мокрой траве ходит голубь и урчит. Ветер раздувает перья на его крыльях. Ветер несет запах цветов, и в тишине уже слышно жужжание пчел.

А потом выползают на улицы трамваи и троллейбусы. Еще сонные, они идут усталой, мягкой походкой.

Но вот первый солнечный луч вонзился в купол Василия Блаженного, и купол зазвенел тихим и оглушающим звоном и разбудил реку. Река проснулась, она заворочалась, подставляя солнцу свою остывшую за ночь чешую. В воде отразилось далекое облако, вниз упала тяжелая тень моста.

Я иду вдоль реки. Роса высыхает на асфальте, дымятся деревья.

Строится дом. Высоко у края стены стоит парень.

Это Степка, мой сын.

Он кладет кирпич, он осторожно ударяет по нему мастерком. И сразу же в ответ ему со всех сторон несутся другие такие же звуки. Они, как голуби, плывут над рабочей Москвой.
Это Степка, мой сын, разбудил Москву.

Вечером я стою у окна, жду Степку. В доме напротив сидит на подоконнике девушка, грустно глядит вниз, на улицу. Я знаю о ней многое и ничего не знаю. Я знаю, что она любит смеяться, и смех ее так знаком мне, так похож на смех Степкиной матери. Но почему каждый вечер она садится на подоконник и глядит вниз, будто ждет кого-то, а веселое, доброе ее лицо становится таким печальным? Я знаю, она ждет его, но он не идет и не идет…

Она ждет Степку, и я жду. Но я знаю, как сделать, чтобы Степка скорее пришел, а она не знает.

Я закрываю глаза – и вот через мгновение слышу его твердые шаги на пустой улице, слышу, как говорит он своим баском: «Привет!» - это он ей говорит, и вот уже слышу стук ее каблучков по асфальту.

Она бежит к нему и смеется так, как умеет смеяться только она одна. Она и та, другая…

Степке скоро двадцать лет. И мне было двадцать, когда я встретил ту, которую зовут его матерью…

ФРАГМЕНТ ГРУППЫ №2

У озера Селигер есть деревня. Там много деревень, но их названия я стараюсь не вспоминать, потому что боюсь забыть одно: Пустошка. Когда мы пришли туда, там стояли только дома: люди ушли далеко к Осташкову, увезя свой скарб. А потом и домов не стало- одни пепелища. Но и за эти пепелища день и ночь шли бои. День… два… месяц… А потом наступило затишье.

Мы вросли в землю, мы стали как духи земли, узнали ее запах и вкус, ее тепло и доброту.

Вокруг блиндажа росла трава, и мы не топтали ее, мы ходили к своему дому по узкой тропинке, боясь поломать живой стебель. Кто научил нас понимать язык трав, я и не помню уже, но все мы умели говорить со стареющими осенними листьями, с кустами, облитыми росой, с цветами, пахнущими огнем.

Блиндаж мы вырыли в лесу за деревней. Но лес скоро поредел, вершины сосен, срезанные снарядами, упали вниз. И трава поредела: утром и вечером каждый день в один и тот же час вражеские минометы били и били терпеливую землю вокруг наших блиндажей. Они вспахали ее. И тем осторожнее обходили мы уцелевшие травинки и обглоданные осколками кусты.

С нами в тесном блиндаже жила мышь: ей тоже дала приют земля. Мышь была отважная, но скромная. Она не воровала хлеб, не залезала в консервы, она научилась сидеть в углу и ждать, как умная собака, подачки. Ночью она любила спать на портянках.

Враг был рядом и был далеко. Узкая полоса земли, на долгие месяцы разделившая наши окопы, была начинена смертью.

В нашем блиндаже жило семь человек. Каждую ночь мы ходили через эту натыканную минами полоску земли к окопам врага. Мы были разведчиками, мы получали на пятьдесят граммов водки больше, чем остальные солдаты, а изредка нам выдавали даже шоколад. Каждую ночь мы ползли к немецким окопам в надежде поймать «языка». Нам бы не надо шоколада и лишних граммов водки, нам бы паршивенький миноискатель, мы бы часто приводили бы «языков».
Но не «языков» мы приводили, мы возвращались, таща на окровавленной шинели одного из наших товарищей. А на следующую ночь снова шли туда.

Если бы у нас был миноискатель!

Но у нас его не было – ведь шел тяжелый сорок первый год. Мы срубили деревце, обтесали его, и получился шест. Этот длинный скользкий шест заменил нам миноискатель. Мы шарили им перед собой, надеясь задеть мину и обмануть смерть. Шест елозил по земле, он скрежетал, как гусеница танка, он гремел в ночной тишине, как сто тысяч пушек, и враг перепугано бросал в небо желтые ракеты. И тогда не мы, а наши тени достигали его окопов. И вот начинал лаять пулемет, красные точки трассирующих пуль суетливо носились в разные стороны. А мы ползли вперед, закусив окаменевшие губ.

Красные пули летели прямо на нас, а мы ползли…

            Мы и мертвые ползли бы вперед, но сержант командовал возвращаться. И снова мы тащили одного из нас на мокрой от крови шинели. Уже не семь нас было в блиндаже, а шесть., но скоро приходил новенький, и снова нас было семь. Мы возвращались, и там, где начиналась нейтральная полоса, возле наших окопов, нас ждала Анка, санинструктор.

ФРАГМЕНТ ГРУППЫ №3

У нее были мягкие руки, нежные, как трава. Она знала много добрых слов, и, конечно, это она изобрела те простые, но загадочные своей исцеляющей силой слова; «Потерпи, миленький», - которые потом, как песня, облетели все фронты, все госпитали.

Мне было двадцать лет, и я не знал других женских рук, кроме старых, натруженных рук моей матери. Но удивительно, руки Анки пахли, как руки матери. Она же была девчонка – ей девятнадцать было, но руки ее, знавшие столько страданий и смертй, были старше, были мудрее ее самой.
           Время на войне летит стремительно, как пуля, и одновременно тащится медленно, как ротный повар на своей кляче. Мы любили друг друга – я и наш санинструктор.
Любовь наша была короткой и долгой, бесконечной – годы прошли, а мы вместе, всегда вместе.

Мне было двадцать, и поэтому я верил в свою неуязвимость. Гибли мои друзья, но я знал: меня нельзя убить, нельзя потому, что мне двадцать лет, потому, что там, у наших окопов, ждет меня Анка.

И я возвращался к ней. Я не шел в блиндаж спать: мы бродили с Анкой в синей мгле, уходили далеко к Пустошке, где ночь и день трещали, вспыхивая кладбищенскими огоньками, сотни раз перегоревшие пепелища.

Горизонт горел зловещим и прекрасным огнем, а за ним глухо и размеренно ухали, ворчали, мололи человеческие жизни жернова войны. Над головой, где-то выше темных облаков, летели дальнобойные снаряды, мы слышали их шелестящий свист.

Здесь, в Пустошке, при свете пепелищ, я первый раз поцеловал Анку. Щеки Анки, ее губы были как мох, как пух. И я удивился. И Анка поцеловала меня и тоже удивилась чему-то.

Дни шли, недели шли… Все теперь знали о нашей любви и берегли нас, как остатки травы вокруг блиндажа.

Что сделалось с Анкой, я понять не мог. Глаза ее светились даже в темноте, и ребята шутили, что надо на них вешать маскировочные шторы, иначе прилетят на огонь вражеские самолеты. Анка теперь ходила по земле осторожно, будто по камешкам шла через ручей, наклонив голову, словно прислушиваясь к чему-то.

Однажды днем мы забрели с ней в Пустошку. Мы шли держась за руки и молчали, и оба улыбались неизвестно чему, просто от того, что были счастливы.

За Пустошкой упала мина – в неурочный час начали немцы обстрел деревни: что они хотели от этого выгоревшего клочка земли, мне и сейчас непонятно, будто там был невесть какой важности стратегический объект, а не перегоревшие угли.
Мы с Анкой побежали в лесок и легли за холмиком, пережидая обстрел.
Выли мины, вздымая пепел, грязную землю. Анка лежала, опираясь на локти.

- Дай сахару, - сказала она.

Утром нам выдали по куску сахара, свой она давно сгрызла, но знала: я не съел, я берегу для нее.

- А чай с чем будем пить? – спросил я.

- Дай!

Но я не дал ей сахар. Не от жадности: я же берег для нее. И она не обиделась.
А мины выли и выли, они ложились все ближе. Уже было слышно, как жужжат, будто рой пчел, осколки…
- У нас будет сын, - сказала Анка, - слышишь, у нас будет сын! Он будет похож на тебя… А назовем его Степкой…

Все это было так давно…

ФРАГМЕНТ ГРУППЫ №4

Я просыпаюсь на рассвете и иду бродить по пустым московским улицам. На рассвете Москва пахнет бензином и бетоном.

Степка строит дом. Скоро стены его запахнут краской. Осталось совсем немного – скоро, скоро построит дом Степка. Дом, пахнущий краской и хлебом…

…Ничего не построит Степка! И ты его не жди, девочка на подоконнике. Он не придет никогда…

- А назовем мы его Степкой… - проговорила Анка, и оба мы услышали жужжание осколка.

- Ой! – печально и удивленно сказала Анка и опустила на траву голову.

- Не шути! – кричал я и, плача, совал в ее холодеющие губы сахар.

Роса блестела на траве. А из травы у самой Анкиной головы торчала черная шляпка гриба.

Тогда я почти не заметил его, этот гриб, но с годами он словно рос и рос в моей памяти. Он разросся до гигантских размеров, готовый прикрыть своей смертоносной шляпкой весь мир, не из доброй земли он берет соки…

Приложение 2

Лист самооценки ученика (цы) ____ класса

________________________________________

Критерии

Мои комментарии

Оценка

 (1-5 баллов)

Готовность к уроку

Активность на уроке

Личный вклад в работу группы

 

 Критерии оценки работы в группе (заполняет организатор каждой группы)

        1. Выполняя домашнее задание:

а) нашел необходимый материал;

б) не нашел материал.

  1. Работа на уроке

а) принял участие в обсуждении обобщенного ответа;

      б) выполнял индивидуальное задание (выразительно читал, работал со словарем и т. д.);

      в) наиболее активно принимали участие в обсуждении темы урока (высказывали свое мнение, предлагали варианты ответа, которые вошли в обобщенный вариант, отвечали на уроке и т.д.) следующие учащиеся: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организатор группы: _________

Отметка учителя: ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

·                  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к уроку  закрепления  знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Конспект урока русского языка "Страдательные причастия настоящего времени"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Конспект урока русского языка "Действительные причастия настоящего времени"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

технологическая карта урока русского языка "Действительные причастия настоящего времени"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Действительные причастия настоящего времени"...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Методическая разработка содержит материалы для проведения урока русского языка в 7 классе по теме "НН-Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прил...