Духовно-нравственное воспитание современных детей
статья по русскому языку по теме

Наумова Елена Анатольевна

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Sovremennye_deti.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дети. Какие они? Раскованные! Информатизированные! Быстро думающие!

Но понаблюдайте за их взаимоотношениями, послушайте их разговоры, посмотрите на них внимательнее. Обидчивые, сердитые…

Не все из них умеют сострадать, часто и слова такого не знают. Они не умеют радоваться удаче другого человека: «Подожди, нарыдаешься еще!»

Но ведь это наши дети! Почему они такие? Разве к этому мы стремились? Разве об этом мечтали?

Наблюдаю на улице: впереди идет молодая современная мамаша: модная куртка, высокие сапоги на тонком каблучке... От нее отстал двухлетний малыш: широко открытыми глазами он смотрит на красавицу бабочку и … попадает в лужу! «Глаза разуй! Куда лезешь!»    ?!

Таким образом воспитывается новое поколение. Одно уже как-то незаметно выросло. Выросло во время нашей постсоветской перестройки, когда в одночасье рухнули заидеологизированные пионерия, комсомолия, когда всё перевернулось с ног на голову, когда бал стал править капитал. Нет денег – и ты не человек! Вот это молодое поколение, старое, дряхлое по духу, и воспитывает своих малышей. Чему воспитывает?!

Жизнь – мгновенна. Не успеешь оглянуться – и она прошла! Когда успели проскочить годы?

Думает ли та молодая современная мамаша, как через некоторое время отнесется к ней ее взрослый сын, нынешний малыш? Не думает! Она молода! Вся жизнь впереди! Впереди ли?! Оглянись, мамочка, на красавицу бабочку, которую увидел твой сынишка. Посмотри в небо, послушай журчание весеннего ручейка, ощути прелесть ласкового весеннего солнышка. Подумай, как мудр твой малыш, обративший на это внимание!..  Он добр, терпелив, умен. Он твой сын, мамочка! Ведь и в тебе где-то кроются те качества, которые расцветают в ребенке. Не заглуши их, дай им развиться! Поговори со своим малышом, потрогайте с ним зеленый листочек, пусть он понюхает нежный весенний цветочек. В ваши души придет благодать. Ты ведь умеешь интересно рассказывать. Ты знаешь немало добрых сказок. В детстве ты любила рисовать, лепить. Научи этому своего ребенка. Полюби его, как любишь себя.  Любовью нельзя испортить малыша. Маленький ребенок  до поры до времени живёт душой, сердцем. Не закрой его сердце миру, дай вою его чувствам. Пусть его душа, как цветок, расцветет. Не навреди ему.

В одном из последних печатных изданий на тему духовности я прочитала такие слова: «Компьютер, сотовый телефон, сайт – спроси любого школьника, что они означают – и он ответит легко и непринужденно. А вот другие термины: духовность, нравственность, мораль, сострадание, милосердие… Нужны ли эти понятия в наш век скоростной, электронной и цифровой техники?» Я думаю, спросить об этом надо у наших детей, учеников некрасовской школы. На уроках я  часто обращаю внимание детей на смысл текстов классиков.

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые, и в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Никогда такой материал стараюсь не пропускать. Он бесценен не только по правописанию и пунктуации, в нем заложена нравственная мысль: оставь в жизни свой след.

Дети, с которыми я работаю, самые разные. Но главное, что есть в сельских ребятишках – их нравственная чистота. Может быть, она заложена в них  их родителями, с утра до вечера зарабатывающим в наш век «дикого капитализма»  средства для существования. Может быть, это и результат нашего педагогического труда.

Я радуюсь ответам моих учеников на уроках. Они подготовлены, умны, логичны, доказательны. «Я — ученик МОУ СОШ № 2 с. Некрасовка Кожухарь Андрей Дмитриевич.  Я хотел бы рассказать об учителе, который организовал кружок «Юные журналисты». Мы пошли туда сначала просто от интереса: чем там занимаются? Теперь мы бегаем, снимаем, берём интервью, печатаем газеты. Мы пишем о ребятах, которые в чем-то отличились или получили грамоты и, конечно, о своём любимом селе.  Ещё я записался в кружок «Рукопашный бой», там нас учат самозащите, подготовка к армии.

Весь год я хорошо себя вёл. Помогал бабушке на даче, маме по дому и учился я хорошо. Конечно, бывали и разочарования, бывало,  получал плохую оценку. Но я всегда старался исправляться.

На уроке мы читали стихи Н.Заболоцкого, главная мысль которых заключалась в том, что бывает человек без души, он скрывается от всех, не хочет открыть душу людям. Его душа всегда заперта. А есть человек, который, несмотря на свою некрасивую внешность, пытается о себе рассказать, открыть свою душу людям. И тогда люди видят его душу, видят  маленький огонек, который горит в нем. Человек некрасив внешне, но красив душой. На уроке мы читали рассказ «Русская песня». Герой, маляр с некрасивой внешностью, пел песни. После общения с ним ребята-герои рассказа поняли, что у него красива душа, и его песня коснулась их душ.

В стихотворении «След» Леонид Мартынов утверждает: если ты оставишь «след, чтобы вытерли паркет и посмотрели косо вслед», то не будут вспоминать твою душу. А если ты оставишь «незримый прочный след в чужой душе на много лет», то люди постараются понять тебя и твою доброту. Ты им запомнишься своей душой. Леонид Мартынов утверждает, что душа должна быть чистая, светлая. Душа и жизнь – самое дорогое и красивое, что есть у нас».

Я считаю, что такая работа многого стоит! 

После замечательной встречи с Шалвой Амонашвили в ноябре 2008 года в ХК ИППК ПК я поняла, что стою на правильном пути. Внимательно слушала я его размышления, идущие от сердца, от веры в ребёнка. Наблюдала его работу с хабаровскими школьниками, со взрослыми педагогами. Наблюдала, как он ведет свои уроки, работая с каждым учеником. Не заставляя работать, а приглашая к работе. В каждом, даже очень хорошем классе есть молчащие дети. Молчащие то ли от незнания, то ли от робости, то ли от того, что они впитывают в себя, пытаются понять  те знания, что несёт ему учитель.

Я, как ребенок, внимала каждому слову Учителя. Заметила, что на этом уроке один мальчуган, не очень активный, не отводит глаз от учителя. Он словно молча повторял за ним все сказанные слова, размышления. И когда урок подходил к своему логическому завершению и оставался последний штрих – раздался его звонкий голос: «Я понял!» Он быстрым шагом ринулся к доске и дал правильный ответ, который пока не прозвучал из уст ни одного ребенка. Это и есть главный результат урока. Ребёнок понял. Вот теперь его лицо озарила улыбка. Он был рад: он понял! Радовался его успеху и учитель. Радовались все дети. Улыбались!

Недавно, в который уже раз смотрела фильмы с участием Натальи Гундаревой. Ее героини всегда улыбаются, даже когда улыбаться не хочется,  и этим покоряют других героев и своих зрителей.

Велика роль улыбки. Как нужна наша добрая улыбка детям! Не только мамина или папина, но и учителя.

Поэтому юные журналисты к 30-летию своей школы приготовили книги, посвященные ученикам и учителям. Поэтому дети снимают, монтируют и показывают видеофильмы о себе, учителях и жителях села. Поэтому на больших фотографиях в фойе ребята любуются своими родителями – выпускниками нашей школы. Поэтому в школе много фотографий учителей. Ими гордятся дети. Думается, что школа вместе со своим директором Ниной Григорьевной Бельдановой идет по правильному пути.

Мы, педагоги, стараемся многое делать для того, чтобы дети понимали значение слов: духовность, нравственность, мораль, сострадание, милосердие… Не всё и не всегда у нас получается. Но мы пытаемся найти путь к душе каждого ребенка. А душа, как известно, у ребенка светлая и добрая. Не потушить бы свет в ней.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Педагогическое эссе "Духовно-нравственные традиции в современном образовании и воспитании"

Эссе про педагогическую поддержку семьи в духовно-нравственном воспитании...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...