Особенности публицистического стиля.Урок русского языка в 10 классе.
презентация к уроку русского языка (10 класс) на тему

Бронникова Ирина Анатольевна

Урок  представляет собой презентацию и текстовый материал.Это первый урок в системе обучения сочинению ЕГЭ, в доступной форме ребята знакомятся с составляющими частями сочинения, подробнее  рассматривается понятие " прблема текста".Обобщаются и систематизируются знания по теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon osobennosti_publicisticheskogo_stilya.zip388.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10классе.

Слайд 1

Тема: «Особенности публицистического стиля».

Слайд 2

Цель: обобщить и углубить знания по теме урока; начать подготовку к написанию сочинения ЕГЭ; привлечь внимание к нравственной проблеме; закрепить навыки правописания.

Ход урока.

1.Слово учителя.                                                                                                                                               Мы с вами продолжаем знакомиться со стилями русского языка. А начнём наш урок со словарной работы.

2.Словарная работа.

Перед  вами  карточки со словарными словами с пропусками букв, вам нужно вставить пропущенные гласные –е-и, -о-а, и выбрать правильный вариант написания согласных, чтобы вам были понятны слова  работаем вместе.

Слайд 3 ( читаю слова по слайду)

Задание: определите, в каком из столбиков  верно указаны пропущенные буквы.

Слайд 4

3.Проверка.  (Я читаю по слайду верный ответ, ученики исправляют ошибки)

Слайд 5

-Поднимите руку, у кого нет ошибок?

-Одна ошибка?

- Две?   …

- Слова  выучите, они будут включены в контрольный словарный диктант.

- Ребята, значения всех слов  вам были понятны? Уточним значения малознакомых слов.

Слайд 6                                                                                                                    Поднимите руку, кому непонятно значение других слов.  (Объяснение значения непонятных слов.)

4.ЗАДАНИЕ.

Продолжаем работать. Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

В нашем  словарном диктанте есть слово публицистика, запишем его.

-Кто объяснит лексическое значение этого слова?        

Слайд 7

- Подберите  однокоренные слова к слову публицистика. Запишем.

Слайд 7 (продолжение)

- Составьте словосочетание со словом публицистический (ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ)

-Скажите, что такое стиль языка?

Слайд 8

-Почему разновидность? (сфера общения разная)

-Какие стили русского литературного языка вы знаете? Каждый стиль имеет свою сферу общения. Коротко назовите, где используется каждый из этих стилей.

Слайд 9

5. Сообщение темы урока.

Сегодняшний урок мы посвятим публицистическому стилю. С введением новой формы итоговой аттестации  для написания сочинения  в 11 классе чаще всего предлагаются тексты публицистического характера.

6. Итак, давайте обратимся к особенностям публицистического стиля.

1) Подробнее  назовите сферу  употребления публицистического стиля.

Слайд  10

2)Какие задачи  выполняет публицистический стиль?

Слайд 11

3) Назовите приметы стиля.

Слайд 12

4) Назовите известные вам проблемы, рассматриваемые в публицистическом стиле.

Что такое проблема, объясните, как вы понимаете значение этого слова.

Слайд 13

5) Назовите жанры публицистического стиля.

Слайд 14

Слово учителя. Публицистику называют летописью современности, т.к. она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества- политическим, социальным, бытовым, философским. Обратимся к языковЫм средствам публицистического стиля.

Слайд 15

7. Вернёмся  к словарному диктанту. Как вы думаете, к какому  стилю речи  можно отнести данную группу  слов?

Почему?  (общественно- политическая лексика) Назовите сферу употребления этих слов.

8. Итак, продолжаем работать .

Однажды в английском парламенте один оратор устроил членам парламента своеобразную остроумную ловушку. Обсуждался один очень важный вопрос. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей.

Вот они перед вами.

Слайды  16-19

Все эти высказывания были встречены в парламенте аплодисментами. Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать.

- Какова тема всех высказываний, о ком они?  (О молодёжи.)

- Какова основная мысль текстов, что доказывают авторы в своих высказываниях?  (Молодёжь плохая, ужасная.)

- Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями? Выскажите своё мнение по данным высказываниям. (Ребята высказывают своё мнение)  

9.Беседа после высказываний ребят.

- Высказывая своё мнение, вы дали оценку прослушанным высказываниям. Скажите, какой  стиль вы использовали.

- Как вы думаете, кто мог быть автором  этих слов? ( Политики, старшее поколение…)

Слово учителя.  Кто же действительно автор каждого из четырёх высказываний? Итак, в парламенте звучат аплодисменты.  Блестящее выступление. Тогда оратор раскрыл карты. Он объявил, что

Слайд 20

изречения принадлежат…

- Получилось очень эффектно и даже смешно. Какая проблема была поднята выступавшими?  (Проблема отцов и детей.)

- А зачем, как вы думаете, автор начал своё выступление с этих высказываний? Какую цель он преследовал? ( Вечная проблема; молодёжь оценивается одинаково во все времена.)

10. Задание.  Оформите второе высказывание, которое принадлежит Гесиоду, как прямую речь, согласно схемам. ( Схемы записаны на доске).

1 вариант – А: «П».

2 вариант – «П,»-а.

Проверка. - Какие получились предложения? Как называются такие предложения? ( С прямой речью.)

-Какое языковОе  средство сделало выступление оратора успешным? Как называется этот способ передачи чужой речи?

Слайд  21                                                                                                                              Слово учителя.

Ребята, цитирование является одним из эффективных средств воздействия на аудиторию и очень часто используется в публицистическом стиле. А к какому стилю принадлежат все высказывания?

( Публицистический; Высказано своё мнение- оценка;  оценочность - примета публицистического стиля.)

-Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного о возникновении публицистического стиля?

Вывод. Возник очень давно, необходимость поделиться наболевшим, воздействовать на слушателей, очевидно, возникла, как только человек научился говорить.

11.Перед вами текст, автор которого писатель Владимир Тендряков. ( Текст на парте у каждого ученика.)

Текст читает учитель.

Щемит сердце, хоть кричи…Сева- наш сын, единственный сын в благополучной семье. Я держу в руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная чёлка, открытый, ясный взгляд. Милый ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. Нам было так хорошо вместе в то лето!                                    Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. Каждая, даже самая идеальная! В её рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. Сева стал чаще пропадать из дома…                                                       Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный, домашний вид. В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потёртых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи,- странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. Наш сын… Вряд ли он ждал, что мы станем  умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моём лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё воспринималось как посягательство на его достоинство. И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы- праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?                                                                                        Сакраментальный  конфликт отцов и детей родился не вчера. « Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»-,эти слова произнёс Гесиод ещё в седьмом веке до нашей эры. Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становится.

После прочтения.

- Какую проблему поднимает автор в своём тексте? ( та же- отцов и детей)

- Каким эпитетом  обозначает автор поднятую тему, конфликт отцов и детей? Найдите это слово в тексте. (сакраментальный)

- Кто объяснит значение этого  слова?

Слайд  22                                                                                                                                  - В каком значении употреблено это слово в тексте? ( 2-е значение)

12.Используя текст В.Тендрякова, выразите мнение по данной проблеме с помощью  формулировок.

Слайд 23

Проверка ( зачитываются  1-2 работы учеников)                                                                                  - К какому стилю относятся ваши сочинения? Докажите. ( оценочность)

 Слово учителя. Ребята, в небольшом своём сочинении вы определили 1) проблему теста; 2) прокомментировали её; 3) сформулировали авторскую позицию; 4) выразили своё мнение и аргументировали позицию автора, но это темы следующих уроков.             13 Итог. Итак, в заключении нашего урока скажите: публицистический стиль – это…         14. Домашнее задание.                                                                                                           Слайд 24.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

Языковые особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 11 классе

Урок русского языка в 11 классе, целью которого яляется определение языковых особенностей публицистического стиля, разработан в соответствии с современными подходами к обучению языку - коммуникативным...

Статья "Особенности внедрения ФГОС по русскому языку в 5 классе"

В 2013 – 1014 учебном году наша школа стала пилотной по введению ФГОС в основном звене. По русскому языку работаем по новой для нас программе под редакцией С.И. Львовой. Учебник в 3 частях, красочно п...

Особенности склонения числительных. Урок русского языка в 10 классе

Материал предназначен для уроков русского языка в 10 классе....

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.

План занятия факультатива по теме «Особенности развития системы подчинительной связи в русском языке», 9 класс, русский язык.Цели:  проследить историю развития системы подчи...

Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.

Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии....