Тема урока: «Еще раз о войне».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Иванова Елена Леонидовна

Урок для учащихся 5 класса может быть проведен в апреле-мае и посвящен Дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Eshche_raz_o_voyne.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Еще раз о войне».

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Познакомьтесь с лексическим значением слов по словарю Ожегова С.И.:

Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт; воспоминания о чем-либо.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающим людьми, обществом.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Какие книги о Великой Отечественной войне вы прочитали?

        _________________________________________________________

        _________________________________________________________

        _________________________________________________________

  1. Рекомендую прочитать:

а) Всеволод Рождественский «Шкатулка памяти»;

б) Сергей Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне»;

в) Ольга Берггольц «Рассказы для детей»;

г) Виктор Дубровин «Мальчик в сорок первом»;

д) Н.Ходза «Дорога жизни».

  1. Прочитайте поговорки, пословицы, афоризмы о Великой Отечественной войне, дополните список.

Где смелость, там и победа.

Мало победы ждать – надо победу взять.

Винтовку нам отцы оставили, а мы ее в боях прославили.

Жить – Родине служить.

Мир – всего дороже.

Памяти павших будьте достойны.

Родину любить – Родине служить.

Ленинград гордо стоит, как часовой, над великой русской рекой. Горд и рад, кто оборонял Ленинград.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

Выстоишь – победишь.

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

  1. Прочитайте текст и выполните задание:

Страшную зиму блокады сорок первого – сорок второго года, когда ученые сидели за столиками в шубах и шапках, согревая собственным дыханием коченеющие пальцы, Иван Афанасьевич все также дежурил на своем месте в Публичной библиотеке и по первому требованию отправлялся в самый темные и холодные закоулки подвалов в поисках нужных книг. Вопросом чести считал он возможность помочь научной и литературной работе, ни на минуту не угасающей в городе, лишенном света, тепла, воды, содрогающемся от взрывов тяжелых вражеских снарядов.

В положенный час обеда Иван Афанасьевич вынимал из кармана старенького пальто аккуратно завернутый в белую бумагу кусочек хлеба и с расстановкой, по-птичьи, клевал его до последней крошки. Это было его едою, едва ли не единственной за весь день. Потом он,  вздохнув, снова наклонялся над своими папками и бумагами…

Жить, жить и работать! Во что бы то ни стало работать и победить!..

Озаглавьте текст. __________________________________________________

_________________________________________________________________

Тема текста. ______________________________________________________

_________________________________________________________________

Основная мысль текста. ____________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Стиль текста. _____________________________________________________

_________________________________________________________________

Тип речи.

_________________________________________________________________

Найдите в тексте и выпишите примеры:

эпитетов _________________________________________________________

_________________________________________________________________

метафор _________________________________________________________

Подберите однокоренные слова к слову честь _________________________

_________________________________________________________________

Запишите синонимы к слову «победить» ______________________________

Прочитайте последние строчки текста. Как вы их понимаете? Напишите небольшое рассуждение (или афоризм).

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Дополнительное задание

Прочитайте текст, принадлежащий П.С. Сафронову, жителю блокадного Ленинграда. Сравните его с текстом номер 1. Что их объединяет?

В квартирах лютый холод.

При сильных морозах я круглые сутки не снимал с себя зимнее пальто, и в нем даже спал.

Особой проблемой было обеспечение водой. Это входило в мои повседневные обязанности.

В один из таких «походов»,  в очень сильный мороз я обморозил пальцы правой руки. Шел по улице и плакал от нестерпимой боли. Как-то меня пытались лечить, однако последствия этого обморожения сказываются и сегодня – распухшие суставы, скованные движения. А ведь на следующий день надо было отправляться за водой снова…

Зима сорок второго, пожалуй, была самым суровым испытанием для жителей осажденного, истекающего кровью любимого города. Каждый день необходимо было пережить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – историяКласс – 11Цель урока-  создать условия для формирования  у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...

Проект урока на тему:Тема урока: Кризис империи: Русско-японская война.

Данный урок создан как  одно из структурных звеньев в цепи уроков, основной целью которых является формирование исторического сознания школьников. Урок по программе Н.В. Загладина "История России...

Урок,9 класс, 2 часа по теме: "Россия в Первой мировой войне" и презентация к уроку

В теме урока актуализация знаний проводится по причинам, поводу  к войне, характеру, участникам войны с помощью разнообразных заданий. Обучающиеся выясняют социально-экономическое и политическое ...

Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»

Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Тема урока: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года.

10 класс Тема: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года....