Главные вкладки

    Урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения в письмах А.П.Чехова и в рассказе «В потемках».
    методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

    1. Урок относится к типу повторения и обобщения. Нам нем повторяются знания о видах и особенностях односоставных предложений;отрабатывается умение находить в тексте односоставные предложения, определять их виды. Урок построен на лексическом матераиле писем и рассказа А.П.Чехова "В потемках" . Это способствует заинтересовать учащихся рассказами писателя; а в его произведениях найти ценное для самовоспитания культуры речи и творчества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 8 классе

     по теме «Односоставные предложения в письмах А.П.Чехова и в рассказе «В потемках».

    Цели урока:

    1. повторить и обобщить знания о видах и особенностях односоставных предложений;
    2. уметь находить в тексте односоставные предложения, определять их виды;
    3. проникнуться интересом к рассказам и письмам А.П.Чехова;
    4. в произведениях писателя найти ценное для самовоспитания культуры речи и творчества.

    ХОД  УРОКА.

    1. Объявление темы и постановка целей урока (слайд №1,2).

    1. Подумаем над названием рассказа.

    Учитель: По мнению Чехова, название рассказа – это стержень произведения. Оно должно быть простым, ярким, предельно кратким и скромным. Вслушайтесь в название рассказа. «В потемках».

    Соответствует ли название данного рассказа позиции писателя?

    Какое значение имеет это слово?

    В прямом или переносном значении Антон Павлович употребил это слово?

    Ученик: В прямом значении – действия разворачиваются в полной темноте. В переносном – супруги Гагины несчастливы, так как по жизни бродят в темноте. Они живут одним днем, у них нет стремлений к светлой, духовной жизни. Эти люди – насекомые. Недаром Чехов в начале рассказа упоминает про муху.

    1. Исследовательская работа.

    Учитель: Мы проведем исследовательскую работу, чтобы сделать открытие, как односоставные предложения связуют текст с заглавием, которое раскрывает тему и основную мысль автора. Когда мы знакомились с рассказом, многие сцены, эпизоды вызывали у вас улыбку, смех.

    К какому виду литературных произведений вы бы отнесли рассказ «В потемках»?

    Ученики: Перед нами юмористический рассказ, построенный на многих несоответствиях, в котором высмеивается «распостылая жизнь» супругов Гагиных.

    Учитель: Молодцы! Некоторые секреты создания юмористического вы уже раскрыли. Но наша цель, обнаружить, как с помощью языковых, синтаксических, стилистиченских приемов Чехов создает комическое, смешное. Основными качествами языка художник слова считал естественность, выразительность, мелодичность, корректность (слайд №3).

    Итак, корректность. Очень часто на уроках мы с вами выполняем один из видов заданий – «Коррекционный диктант». Вспомните, что мы делаем?

    Каково значение этого слова?

    Ученик: Коррекция – исправление ошибок, внесение исправлений.

    Учитель: Обратимся к посланию Чехова своему брату Александру и молодой писательнице Лидии Алексеевне Авиловой, прочитаем его.

    Письмо с самопроверкой.

    Задания:

    1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскрывая скобки;
    2. Проверьте написанное по тексту (слайд №4), оцените свою работу.

    Ко(р, рр)ектный язык (не)только правильный сдерж(е,а)(н,нн)ый но и точ_ный. Име(н,нн)о точ_ност_ языка (не)обходимо уд_лять чрезвычайное вн_мание.

    Учитель: Нам известно, что центром предложения является грамматическая основа.

    Что называется грамматической основой предложения?

    Какие виды простых предложений по строению грамматической основы мы знаем? (Слайд №5).

    В чем отличие одного вида от другого?

    Обратимся к строчке из письма Чехова брату Александру.

    Графический диктант.

    Задания:

    1. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы предложений;
    2. Охарактеризуйте грамматические основы по строению;
    3. Во втором предложении определите форму глагола-сказуемого;
    4. Определите вид односоставного предложения.

    Язык должен быть прост и изящен. Берегитесь изысканного языка.

    Ученик: Грамматическими основами являются: в первом предложении подлежащее язык, выраженное существительным в И.п., составное именное сказуемое – должен быть изящен, прост; во втором предложении подлежащее отсутствует, простое глагольное сказуемое – берегитесь. Первое предложение по строению грамматической основы двусоставное, второе – односоставное. Глагол-сказуемое во втором односоставном предложении стоит в форме повелительного наклонения, 2 лица, мн.ч. Это определенно-личное предложение.

    Учитель: Почему, обращаясь к брату, Чехов употребил определено-личное предложение?

    Ученик: Сказуемое указывает на «собеседника» по переписке, он мыслится как определенное, хорошо знакомое, близкое лицо. Использовав односоставное предложение, писатель достиг простоты и выразительности.

    Учитель: Назовите виды и группы односоставных предложений, которые мы изучили. (Слайд №6).Каковы особенности каждой группы односоставных предложений? Расскажите об этом.

    Индивидуальная работа ученика с предложением (синтаксический разбор предложения).

    Пишите роман целый год, потом полгода сокращайте, а потом печатайте.

    1. Стилистическая функция односоставных предложений.

    Выборочный диктант.

    Задания:

    1. Найдите в предложениях текста односоставные предложения, выпишите их;
    2. Охарактеризуйте их вид и группу.

    Товарищ прокурора медленно поднялся и сел на кровати, оглашая воздух зевками.

    - Черт вас знает, что вы за народ! – пробормотал он. – Неужели даже ночью нет покоя? Будят из-за пустяков.

    Ученик: Неужели даже ночью нет покоя? – Односоставное, так как деятель не назван, но подразумевается, сказуемое выражено неизменяемой формой глагола нет. Будят из-за пустяков. – Односоставное, так как деятель не назван, но подразумевается как неопределенное лицо, сказуемое выражено глаголом в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в 3 л., во мн.ч.

    Учитель: Какой народ ругает товарищ прокурора? Вспомните, кто будит Василия Гагина? С какой целью в реплике героя использовано односоставное неопределенно-личное предложение?

    Ученик: Василия будит его жена, но Гагину все равно, кто его будит. Важно, что ему помешали спать, важно само действие, не лицо, совершившее его.

    Ученик: Эта сцена вызывает горький смех. Муж обходится с женой грубо, неласково. Мы чувствуем, что между супругами нет нежности, значит, их чувства давно остыли. И опять мы наблюдаем, как односоставные предложения помогают Чехову достичь краткости, выразительности, комичности.

    Задания:

    1. Выпишите из дневниковой записи писателя только односоставные предложения;
    2. Укажите их вид и группы;
    3. Ответьте на вопрос: «С какой целью писатель использовал односоставные предложения в личных записях?»

    Я живу в деревне. Изредка наведываюсь в Москву. Старею. Денег нет. Чинов нет. Долги есть.

    Ученик: Я выписал следующие предложения: «Изредка наведываюсь в Москву. Старею. Денег нет. Чинов нет». Первое и второе предложения  односоставные, определенно-личные. Третье и четвертое предложения односоставные, безличные.

    Ученик: Определенно-личные предложения помогают избежать повтора личного местоимения «я». Безличные предложения, по-моему, передают внутреннее состояние писателя: он не чувствует себя полной личностью, он скован бедностью. Односоставные предложения придают точность, упорядоченность слов, мыслей. Этим достигается простота, доступность, естественность.

    Учитель: Познакомимся с советами Чехова молодым творцам, будущим писателям (слайд № 7).

    1. ВООБЩЕ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ НЕКРАСИВЫХ, НЕБЛАГОЗВУЧНЫХ СЛОВ. Я НЕ ЛЮБЛЮ СЛОВ С ОБИЛИЕМ ШИПЯЩИХ И СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.
    2. НАДО ВЫБРАСЫВАТЬ ВСЕ ЛИШНЕЕ, ОЧИЩАТЬ ФРАЗУ ОТ «ПО МЕРЕ ТОГО», «ПРИ ПОМОЩИ», НАДО ЗАБОТИТЬСЯ ОБ ЕЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИИ, НЕ ДОПУСКАТЬ В ОДНОЙ ФРАЗЕ ПОЧТИ РЯДОМ «СТАЛА» И «ПЕРЕСТАЛА».

    Найдите противоречие чеховским убеждениям в отрывке из рассказа «В потемках».

    Молчал даже дачный сторож, получающий деньги за нарушение стуком ночной тишины, молчал и коростель – единственный дикий пернатый, не чуждающийся соседства со столичными дачниками.

    Ученик: В советах Антона Павловича говорится об избежании повторов однокоренных слов, форм одного и того же слова, а в рассказе повторяются слова «молчал», встречаются однокоренные слова «дачный» и «дачниками».

    Учитель: Почему Чехов позволил себе такое? Можно ли оправдать это?

    Ученик: Повтор оправдан, потому что помогает Чехову подчеркнуть необыкновенную, удивительную тишину ночи. Повтор согласных [ М – Л – Л ] придает речи мелодичность. Используется прием аллитерации.

    Учитель: Видят ли романтичность, красоту ночи супруги Гагины?

    Ученик: Не способны они видеть прекрасное. Жене чудятся убийцы и воры, муж «ворчит» односоставными неопределенно-личными предложениями, оскорбляя супругу и называя ее глупой. Их жизнь проходит в потемках.

    V.Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание:

    Творческое задание – составить свой юмористический рассказ, используя односоставные предложения. Не забудьте творческие советы А.П.Чехова.

    Обычное задание – выписать из трех рассказов Чехова не менее 10 односоставных предложений разных групп.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 9 классе. Односоставные предложения. Определенно-личные.

    Содержащаяся информация помогает различать односоставные и двусоставные предложения, развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи....

    Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"

    Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"...

    Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"

    Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения". Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”. 2. Закрепить умение различать виды односоставн...

    Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"

    Урок " Односоставные предложения" в 8 класс является повторительно-обобщающим. Он позволяет:закрепить знания о  видах  односоставных предложений;совершенствовать умение видеть и различать их...

    Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

    Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

    Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"

    Данный урок является уроком изучения и первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления....

    Урок русского языка. Обобщение по теме «Односоставные предложения».

    Обобщающий урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения". (Учебник Бархударова.)...