Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме

Корейс Елена Геннадьевна

Урок " Односоставные предложения" в 8 класс является повторительно-обобщающим. Он позволяет:

  • закрепить знания о  видах  односоставных предложений;
  • совершенствовать умение видеть и различать их в контексте и выделять пунктуационно;
  • правильно строить односоставные предложения;
  • умение использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств.
  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
  • продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • учить детей делать выводы и выражать свое мнение;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать творческую сторону мышления;
  • формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения.
  • пропагандировать  здоровый  образ  жизни среди учащихся;
  • научить понимать коллективный вид работы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse_po_zdorovyu.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

                           Конспект урока русского языка  в 8 классе

Тема: «Односоставные предложения»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Имя урока:  « Не может быть здоровья тела без здоровья души»

Цели урока:

учебная:

  1. закрепить знания о  видах  односоставных предложений;
  2. совершенствовать умение видеть и различать их в контексте и выделять пунктуационно;
  3. правильно строить односоставные предложения;
  4. умение использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

развивающая:

  1. развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
  2. продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  3. учить детей делать выводы и выражать свое мнение;
  4. развивать орфографическую зоркость;
  5. развивать творческую сторону мышления;
  6. формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения;

воспитательная:

  1. пропагандировать  здоровый  образ  жизни среди учащихся;
  2. научить понимать коллективный вид работы;

Эпиграф

 Надо быть ясным умственно,

 чистым нравственно,

опрятным физически.

 А.П.Чехов

Ход урока.

Организационный момент.

Всем доброе утро. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!» Покажите мне, пожалуйста, свое настроение. У меня оно такое (дети показывают карточки с изображением солнышка, солнышка с тучкой или тучки).

Сообщение темы урока.

Сегодня у нас повторительно-обобщающий  урок по изучению темы «Односоставные предложения». Наша задача – обобщить и закрепить полученные знания по этой теме, т.к. именно односоставные предложения помогут Вам в дальнейшей жизни (при написании официальных бумаг, умению правильно и красиво выражать свои мысли).

А поможет нам в этом ЛЕСТНИЦА ЗДОРОВЬЯ. Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

Чтоб нескучным показался наш сегодняшний урок,

Предлагаю всем нам дружно по лесенке взобраться впрок.

Наша лестница необычная: по ней можно подняться высоко вверх к здоровому образу жизни, но с нее можно и упасть в глубокую пропасть «вредных привычек», сделав лишь один неверный шаг. Все это мы будем делать, употребляя только односоставные предложения. К концу урока каждый из Вас может набрать максимум 20 баллов, в зависимости от набранных вами баллов я выставлю вам оценки за урок. Запишите число в тетрадях и тему урока.

Обобщение изученного материала.

Поднимаемся на первую ступеньку нашей лестницы «Правила здорового образа жизни».  Что вам известно о здоровом образе жизни? Скажите, пожалуйста, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных? На какие группы подразделяются односоставные предложения? Запишите, пожалуйста, текст и определите наличие грамматических основ в каждом предложении.

Что пьем мы? Что едим? Чем дышим?

Ответы на вопросы так важны.

Ведь правила здоровой жизни мы знать неукоснительно должны!(1 ученик у доски объясняет)

Какие виды предложений по своему составу Вы видите? Докажите. Каковы особенности данного вида односоставных предложений? (определенно-личные; нет подлежащего, но его можно подставить – «мы»).

Следующей ступенькой нашей лестницей является Режим дня.

Перед вами на слайд выведены предложения. Прочитайте внимательно эти предложения. Вы должны из данных предложений выписать номера только тех, которые являются определенно-личными:

  1. Во время выполнения домашних заданий правильно ли чередуешь труд и отдых?
  2. Люблю утром делать зарядку на свежем воздухе.
  3. В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима.
  4. Чтобы не болеть гриппом – закаляйся везде: в школе, дома и даже на улице.
  5. Лучшим отдыхом является не полный покой, а активный отдых.
  6. Ничто так не нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться.
  7. Не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса.
  8. Выполнение домашнего задания  мы всегда начинаем с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным.

Ответы: 1,2,7(выставление баллов: 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3)

     Дома вы должны были подобрать примеры определенно-личных предложений с обобщенным значением о здоровом образе жизни, о режиме дня (проверка)

Немаловажным аспектом в здоровом образе жизни является и правильное питание. Что вы знаете о правильном питании? Следующее задание будет таковым: I уровень составляет 4 определенно-личных предложения, а II – записывает какой-либо рецепт, употребляя определенно-личные предложения, связанные с правильным питанием. На всю работу отводится 4 минуты. Кто готов поделиться своим рецептом? (проверка выполнения задания)

      Большое влияние в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. А что входит в ваше понятие «личная гигиена»? Личная гигиена – это уход за своим телом и содержание его в чистоте. На этой ступеньке мы поработаем с неопределенно-личными предложениями. Что важнее в неопределенно-личных предложениях: само действие или лица, которые его производят? (действие) Какую форму имеет сказуемое в неопределенно-личных предложениях? Перед вами карточки с текстом.I уровень находит «пятое лишнее предложение», объясняет свой выбор; II уровень, продолжая текст, составляют и записывают еще 2 предложения.

Мальчишки подбежали к умывальнику. Сначала вымыли руки с мылом под струей воды из-под крана. Намылив их два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыли мыльную пену, проверили чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками вымыли лицо, шею, уши. После умывания вытерлись насухо чистым, сухим полотенцем.

 А какие советы вы могли бы дать по привитию гигиенических навыков – неотъемлемой части культурного поведения?

 Итак, легко перешагнув ступеньку «Личной гигиены», мы оказываемся на ступени «Движение».

Бег, велосипед, лыжи, плавание, физический труд. Где бы ты ни жил: в большом городе или небольшой деревне, на знойном юге или холодном севере, по крайней мере, одно из пяти средств вполне доступно. Не упускай ни малейшей возможности «ощутить мышечную радость», как говорил И.П.Павлов (физиолог, психолог, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии).
  Итак мы перешли к безличным предложениям. Какие предложения называются безличными? Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении? Перед вами таблица, вы должны соотнести предложения стрелочками с указанным сказуемым.

Предложения

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

№ предложения в тексте

Утренняя пробежка дает хороший заряд бодрости на весь день

Безличным глаголом

1

Нет ничего лучше пробежки по умытому парку ранним утром

Личным глаголом в безличном значении

2

Движение – это жизнь

Возвратным глаголом в безличном значении

3

После двигательной разминки на свежем воздухе мне легко и свободно

Инфинитивом

4

И от этого мне не спится

Неизменяемой глагольной формой НЕТ

5

Уже светает

Словом состояния

6

Хватит лежать, пора вставать

7

После ночной грозы в окно тянет манящей свежестью

8

Предложения

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

№ предложения в тексте

Уже светает

Безличным глаголом

1

После ночной грозы в окно тянет манящей свежестью

Личным глаголом в безличном значении

2

И от этого мне не спится

Возвратным глаголом в безличном значении

3

Хватит лежать, пора вставать

Инфинитивом

4

Нет ничего лучше пробежки по умытому парку ранним утром

Неизменяемой глагольной формой НЕТ

5

После двигательной разминки на свежем воздухе мне легко и свободно

Словом состояния

6

7

8

Какие предложения не вошли в таблицу? Попробуйте определить место не вошедшим предложениям так, чтобы получился текст. Выполняем аккуратно, всего дается 3 минуты. Правильность ответов показывается на слайде, и производится взаимопроверка по баллам (1,2 ошибки – 4; 3 ошибки – 3)

Физкультминутка. Под музыку «Где же ваши ручки?» выполняются танцевальные движения.

Ну вот мы и закончили повторять так называемые сказуемные предложения. А теперь настало время поговорить о «вредных привычках».Что относится к вредным привычкам? Почему их так называют – «вредные привычки»? Чем они вредны?  Перед вами лежат карточки с текстом, подчеркните грамматические основы в каждом предложении и определите, чем они выражены.

Ухудшение здоровья. Потеря доверительных отношений с родителями. Потеря друзей. Нарушение закона. Физическая зависимость. Снижение успехов в школе. Потеря возможности учиться. Денежные проблемы. Контакт с криминальным миром. Падение… Вот к чему могут привести вредные привычки.

Какие предложения были использованы в тексте? Почему их так называют? Как может распространяться подлежащее в предложениях? (взаимопроверка с выставлением баллов: 2 ошибки – 4, 3 и 4 ошибки – 3).

А сейчас, когда мы повторили все правила здорового образа жизни и все об односоставных предложениях, я предлагаю вам игру на внимание «Скорые вопросы и ответы». Я произношу фразу, а вы мне должны быстро показать правильность ответов сигнальными карточками.

Определенно-личные предложения – это односоставные предложения?(Да)

Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым?(Да)

Можно ли в неопределенно-личном предложении восстановить подлежащее?(Да)

Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1,2 лица?(Нет)

Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?(Нет)

Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?(Да)

Может ли назывное предложение быть распространенным?(Да)

Назывные – двусоставные предложения? (Нет)

Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой.

Определить вид предложений.

Предложения

Вид предложений

Здоровье за деньги не купишь.

О.-л.

Здоровый образ жизни – главное условие профилактики возникновения вредных привычек.

Двусост.

Больного нельзя вылечить с помощью одного только здравого смысла.

Безличное

Здоров будешь – все добудешь.

Об.-л.

Нецензурная брань – это тоже болезнь.

Двусост.

Именно здоровье людей должно служить главной визитной карточкой социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства.

Двусост.

От алкоголя, курения, обильного питания теряют форму тела и духа содержание.

Н.-л.

Будешь часто есть хот-доги, через год протянешь ноги

О.-л.

Прекрасные отношения с друзьями.

Назыв.

И вредные привычки «приносят пользу» обществу, избавляя его от их обладателей.

Двусост.

А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока: Надо быть ясным умственно,

 чистым нравственно, опрятным физически. А.П.Чехов

 Давайте разберем его и выясним смысл этого предложения.

Итог урока. Самостоятельно подведите итог сегодняшнего урока.

-Что дал вам этот урок?

-Чему научил?

-На какой же ступеньке нашей лестницы здоровья вы хотели бы быть?

Теперь посчитайте общее количество полученных вами баллов за сегодняшний урок и поставьте оценку по указанным критериям.

20 баллов – отлично,

16-19 баллов – хорошо,

10-15 баллов – удовлетворительно,

Менее 15 баллов – неудовлетворительно.

Домашнее задание. Составьте небольшую памятку – совет о том, как вести здоровый образ жизни (I уровень), составить синквейн или диаманту (II уровень), алгоритм нписания синквейна и диаманты выведен на слайд.

На этом наш урок закончен. И постарайтесь запомнить, что ни государство, ни медицинская наука, ничто не сможет сделать человека здоровым, если он сам не позаботится о своем здоровье, и если ко всему этому вы будете красиво с применением односоставных предложений выражать свои мысли, то, я думаю, что вы будете успешным человеком.

 В знак проведения нашего урока примите от меня небольшое наставление, которое называется

ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ:.

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...