Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Аверина Надежда Петровна

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения".

Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”. <?xml:namespace prefix = o /??>

2. Закрепить умение различать виды односоставных предложений; совершенствовать умение видеть их в контексте и использовать  в собственно речи;

3. Углубить знания о речевой роли односоставных предложений и развивать творческие способности учащихся. Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.

4.Воспитательная: профилактика вредных привычек, пропаганда ЗОЖ.

Оборудование

·               Компьютерная мультимедийная презентация «Типы односоставных предложений»

·               Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся;

·               Зачётный тест.

·               Текст для редактирования (распечатка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnosostavnye_predlozheniya.rar67.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Виды односоставных предложений»

Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”.

2. Закрепить умение различать виды односоставных предложений; совершенствовать умение видеть их в контексте и использовать  в собственно речи;

3. Углубить знания о речевой роли односоставных предложений и развивать творческие способности учащихся. Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.

4.Воспитательная: профилактика вредных привычек, пропаганда ЗОЖ.

Оборудование

  1. Компьютерная мультимедийная презентация «Типы односоставных предложений»
  2. Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся;
  3. Зачётный тест.
  4. Текст для редактирования (распечатка)

ХОД УРОКА.

1. Орг. момент. 

2. Языковая разминка.  Слайд №1 . Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте характеристику предложения.

Бе.. умения вид_ть гра(м,мм)атическую основу (не) возможно стать с_нт_ксически и пунктуац_о(н,нн)о гра(м,мм)отным.

Слайд №2. (правильно оформленное предложение)

Слово учителя: Выразительно прочитайте предложение.  Посмотрите внимательно и попробуйте определить, почему именно это предложения взяты для языковой разминки? Чем оно для нас интересно? А какой смысл несёт в себе это предложение? О чём пойдёт речь на нашем уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? А как вы думаете,  для чего  нужно правильно определять вид односоставных предложений?

3. Сообщение темы и постановка целей урока.  Слайд №3.

 Итак, тема нашего урока «Виды односоставных предложений», и сегодня мы должны обобщить и систематизировать материал, научиться различать виды односоставных предложений, видеть их в контексте. В конце урока вы должны четко знать Слайд №4. А  получится это у нас или нет, мы узнаем, выполнив контрольный тест.

. 

4. Повторение. Слово учителя: .

  1. На какие две группы делятся предложения по наличию грамматической основы?
  2.  Какие предложения называются односоставными?
  3. По значению односоставные предложения делятся на  определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные
  4. А по какому принципу они делятся? (способу выражения главного члена) Давайте вспомним. Слайд №5
  5. Какие предложения называются определённо-личные? Слайд 6
  6. Какие предложения называются неопределённо-личные? Слайд №7 
  7. Какие предложения безличные? Слайд №8 
  8. Какие предложения называются назывными? Слайд №9             (Убрать звук)

5. Закрепление.  А сейчас с помощью использования компьютерного тренажёра мы будем отрабатывать умения находить односоставные предложения, определять их вид и способы выражения главного члена в определённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложениях. Я не беру для отработки такой вид односоставных предложений, как назывные, потому что они не вызывают у вас затруднений. (Работа  идёт с использованием  компьютерного тренажа из компакт диска «Кирилл и Мефодий. Русский язык 8 класс.  Урок №18.         Содержание             части урока              2.     Способы выражения сказуемого в определённо-личных, неопределённо-личных, безличных предложениях                 Упражнение 2.(В этом упражнении необходимо не только определить вид у каждого односоставного предложения, но и указать,  чем выражено сказуемое.)

Комментированное чтение (читаем предложение, определяем вид, указываем способ выражения главного члена)              (Включить звук)

Вывод учителя. Итак, мы с вами  повторили материал, поработали совместно на тренажёре, справились с заданиями неплохо. Но некоторым ребятам  необходимо  ещё раз внимательно проработать эту тему. Согласны со мной?  Но мне бы хотелось  поговорить о том, что  знания, которые вы самостоятельно добываете, запоминаются гораздо лучше, чем те, которые вам сообщает учитель. К  этому уроку все ученики приготовили небольшие исследовательские работы, темы которых не рассматриваются в курсе школьной программы. И сейчас мы посмотрим, что у вас получилось.

6. Тема исследования  1 ученика звучит так  (Слайд №10)

1 ученик. «Сравнить типы односоставных предложений школьной программы и типы, представленные в научной литературе».

Слайд №11 (рассказ о номинативных предложениях)

 Слайд №12. Выводы 1 ученика

Тема исследования  2 ученика звучит так ( Слайд №13)

2 ученик. «Роль односоставных предложений в художественных текстах».

Причины их употребления

Основная функция 

Учитель . Тема исследования  3 ученика звучит так ( Слайд №14)

3 ученик. «Употребление односоставных предложений в художественных текстах».

Ученик озвучивает вывод.   (Слайд №15.)

Слово учителя. Итак , мы с вами понаблюдали и проанализировали как  односоставные предложения используются авторами  в художественном стиле .  Но мне бы хотелось сегодня обратить ваше внимание на то, как активно используются односоставные предложения в публицистическом стиле, цель которого является привлечь  читателя, заострить внимание на проблемах, актуальных для нашего общества.

7. Отработка умений  находить односоставные предложения.  Я вам предлагаю познакомиться со  статьёй публицистического стиля, которую написали ребята  9 класса    в ходе конкурса «Класс,  свободный от курения».

Задание. Прочитать внимательно,  найти  в тексте  односоставные предложения, определить их вид и способ выражения главного члена. Текст разделён на  абзацы, которые соответствуют  № групп.   Слайд №16 . Проецируется текст статьи

  1. Учащиеся  в течение 3 минут готовятся самостоятельно
  2.  затем  выразительно читают текст
  3. Находят односоставные предложения, определяют их тип.

Учитель. Давайте посмотрим, что у вас получилось.  Слово предоставляется 1 группе. Сверимся с экраном.

Слайд №. 17

Слайд №.18

Слайд №.19

Слово учителя. Понравилась статья? Какова её тема? Предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней, в том числе и рака. Обратите внимание на экран и убедитесь в этом. Давайте озвучим  диаграмму, которая называется «Причины, вызывающие рак».      Слайд №20.         (включить звук)

 

Слово учителя. Несомненно, эти  данные впечатляют. И от каждого из нас зависит, какой  выбор мы сделаем.  Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ. Но продолжаем тему нашего урока и давайте попробуем ответить на вопрос: «А с какой целью используются односоставные предложения в публицистическом стиле?»

Слайд №21. Вывод: 

Использование односоставных предложений в текстах публицистического стиля придаёт высказыванию:

  1. Краткость, выразительность.
  2. Является средством лаконичности.

             3. Эмоционально воздействует на читателя.

 Редактирование текста. Слайд №22

Слово учителя. Мы повторили с вами все виды односоставных предложений, отрабатывали умения различать способы выражения главного члена, учились находить их в тексте и использовать в своей речи. Я думаю, что сейчас вы готовы к  самому важному этапу урока –  к контрольному тестированию, которое покажет, как вы освоили материал. Я вас очень прошу не торопиться, работайте внимательно, думайте.

Займите места за компьютерами ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Тестирование. Слайд №23 . Ключ 1А, 2А, 3Б, 4В, 5Б, 6Б, 7А, 8В, 9В, 10В, 11А, 12Б

10. Рефлексия: Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Мы с вами прошли теоретический и практический путь в построении знаний, было ли вам трудно? Уютно? Комфортно? Поблагодарите друг друга за работу. 11. Домашнее задание. Написать миниатюру на тему «Мартовский день», используя односоставные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...