К уроку риторики. Образовательная система "школа2100"
план-конспект (русский язык) на тему

 

Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2. На уроке ребята совместно с Риториком и Грамматиком учатся строить текст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2.

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы за парты сели ровно,
И к работе всё готово.

- Здравствуйте, ребята. Как обычно начнём урок с улыбки. Улыбнёмся друг другу и тихонько присядем.

2Постановка темы и целей урока.

 - Сегодня на уроке риторики мы продолжим разговор о ТЕКСТЕ. Наши добрые друзья РИТОРИК И ГРАММАТИК помогут нам понять, как строится текст, какие особенности необходимо знать  при составлении своего текста.  

- Скажите, для чего нам нужно знать правила построения текста?

На каких уроках пригодятся нам эти знания и умения? (мотивация)

3.Речевая разминка + положительный  настрой на урок.

- Чтобы наш язычок не устал на уроке, выполним речевую разминку.

На экране вы видите стихотворение.

Прочитаем его сначала спокойно, медленно, затем удивимся, затем зададим вопрос и наконец – радостно воскликнем.

СЛАЙД

Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!

4.Проверка ранее изученного материала.

- Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, выполните следующее задание. На каждой парте лежат листочки с предложениями. Расположите их так, чтобы получился текст.

Для слабых учеников лежит текст с перепутанными предложениями, необходимо их  переставить, чтобы получился текст.

(Слайд 3)

Выскочила одна горошина.

Обезьяна несла две полные горсти гороху.

Она бросилась их поднимать и просыпала ещё.

Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять горошин.

Тогда она рассердилась и разбросила весь горох.

- Послушаем, что получилось у вас,  и сверим с исходным текстом.

СЛАЙД 4.

Обезьяна несла две полные горсти гороху.

Выскочила одна горошина.

Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять горошин.

Она бросилась их поднимать и просыпала ещё.

Тогда она рассердилась и разбросила их все.

- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А теперь задание сложнее.

Но сначала откройте тетради и запишите число и классная работа.

- На экране будут появляться  картинки, в каждой из которых вы увидите новый персонаж. Необходимо составить столько предложений, сколько картинок появится. Затем у вас будет немного времени, чтобы записать заключительное предложение.

 Некоторые ребята (слабые ученики) составляют текст просто по картине.

СЛАЙДЫ 5,6,7,8,9.

- Послушаем, что получилось. Кто хочет поделиться  своим текстом?

5. Знакомство с новым материалом.

- Сегодня на урок к нам пришли наши добрые друзья РИТОРИК И ГРАММАТИК.

(выходят заранее подготовленные учащиеся)

Они расскажут о ключиках, которые необходимо использовать, чтобы понять текст. Запишите тему урока «Ключевые слова». 

СЛАЙД 10

Вы внимательно слушайте, запоминайте .

( риторик и грамматик читают текст учебника на странице 10-12).

- Спасибо ГРАММАТИКУ И РИТОРИКУ, а вот теперь проверим, как внимательно слушали ребята.

- О каких ключиках говорили ГРАММАТИК И РИТОРИК?

Для чего нам нужен заголовок? Что он помогает понять?

- Какую важную роль играют первое и последнее предложение?

- А какие слова называются ключевыми?

- Давайте теперь всю информацию запишем в тетради.

СЛАЙД 11.

- Немного отдохнём,  и сегодня проведёт зарядку ....

( дети по очереди проводят ФИЗМИНУТКУ)

   

ФИЗМИНУТКА

6.Закрепление  изученного.

А)- Обратите внимание на  экран.

 СЛАЙД 12.

 Вам всем знакомы  названия этих книг.

- Что мы узнаем из заголовка?

- А теперь придумайте свои названия этих книг.

 Б) Работа по учебнику. Стр. 15-16

Чтение учителем стихотворения С.Маршака « Книжки про книжки»

Первое задание: найти все ключики данного текста и записать их в тетрадь.

Подсказка СЛАЙД 13

Второе задание: задайте вопросы к тексту соседу, на которые он должен ответить; затем поменяться ролями.

7. Рефлексия.

- Интересно вам, ребята , было сегодня на уроке?

Что полезное вы узнали?

Пригодится  вам этот материал на других урока?

8. Итог.

- Мне тоже понравилось, как вы работали. Молодцы.

И как итог урока, как ваше настроение после урока давайте составим СИНКВЕЙН.

Тема синквейна –  ТЕКСТ.

СЛАЙД 14

Чтение примеров.

9. Домашнее задание . Стр. 16 учебника, задание 11.

-Спасибо за урок. Слайд 15.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ключевые слова.

Слайд 2

Мы умные! Мы дружные! Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!

Слайд 3

Выскочила одна горошина. Обезьяна несла две полные горсти гороху. Она бросилась их поднимать и просыпала ещё. Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять горошин. Тогда она рассердилась и разбросила весь горох.

Слайд 4

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять горошин. Она бросилась их поднимать и просыпала ещё. Тогда она рассердилась и разбросила их все.

Слайд 11

КЛЮЧИ К ПОНИМАНИЮ ТЕКСТА 1. ЗАГОЛОВОК. 2. ТЕМА. 3. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА. 4. ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 5. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. 6. КОНЕЧНЫЕ СЛОВА.

Слайд 13

КЛЮЧИ К ПОНИМАНИЮ ТЕКСТА 1. ЗАГОЛОВОК. 2. ТЕМА. 3. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА. 4. ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 5. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. 6. КОНЕЧНЫЕ СЛОВА.

Слайд 14

Правила построения синквейна: 1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным). 2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему. 3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное. 4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному. 5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

Слайд 15

Домашнее задание. стр. 16 задание 11 СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К уроку риторики. Образовательная система "школа2100"

Школьная риторика. Под редакцией Т.А. Ладыженской. 5 класс. Часть 2. На уроке ребята совместно с Риториком и Грамматиком учатся строить текст....

Урок риторики "Что вы знаете о вежливости?"

Урок риторики знакомит пятиклассников справилами речевого поведения, учит употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией общения. В ходе работы школьники принимают участие в коммуникативных игр...

Урок «Риторика» 3 класс Сочиняем загадки

Урок «Риторика» 3 классСочиняем загадкиЗадача: научить загадывать загадки, придумывая их использовать слова, обозначающие признаки и действия предметовЦели: развивать монологическую речь, память...

Обобщение педагогического опыта "Уроки риторики как средство формирования речевой компетентности учащихся"

В данной работе отражены условия возникновения и становления опыта, показана актуальность и перспективность, выявлена ведущая педагогическая идея, подчеркнута его новизна, помещено приложение, включаю...

Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов

Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....

«Риторика и информационные технологии». Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе. Памятка.

laquo;Риторика и информационные технологии»Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе...