интегрированный урок риторики и биологии "Поликодовые тексты"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_ritoriki_i_biologii_v_7_klasse.doc18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок риторики и биологии в 7 классе «Поликодовые тексты»

Цель урока:

- познакомить учащихся с текстом, в котором соединяются фотография и слово;

- развитие образного и логического мышления и речи;

- формирование школьника как личности, развитие его интеллекта, эмоций , творческих способностей;

-развитие коммуникативных способностей (умение работать в группе).

-расширить кругозор биологических знаний

Этапы объяснения нового материала.

1. Орг.момент (мобилизация внимания школьников).

2. Психологическая подготовка к изучению новой темы:

- создание эмоционального комфорта;

- дыхательная гимнастика;

- речевая разминка.

3. Объяснение нового материала. Наблюдение над материалом.

Учитель: Как вы думаете, почему на парте два учебника риторики и биологии?

Ученики: Наверное, будут совмещены два предмета.

Учитель: Да, сегодня на уроке мы с вами будем учиться составлять необычные тексты.

На интерактивной доске проецируются фотографии и тексты, а затем – фотографии вместе с текстом. Ученики придумывают надписи к фотографиям и иллюстрации к текстам. (Презентация №1) Фото и текст «Дюгонь»

Учитель: Какой текст является более полным и содержательным?

Ученик: Фотография + слово, т.к. текст нам помогает понять фотографию, а фото понять текст.

Вывод: фото + слово образуют единое целое, которое называется поликодовый текст.

Учитель: Итак, тема нашего урока «Поликодовый текст». О чём вам говорит приставка поли-? Встречали вы слова с такой приставкой?

Ученики: Она означает «много», «множество». Встречается в словах полицвет, полиглот, поливитамины.

Учитель: А слово код означает систему условных обозначений, сигналов, передающих информацию. Таким образом, поликодовый – значит многозначный, многофункциональный.

4.Первичное закрепление знаний.

Учитель: Перед вами 4  фотографии. Поделитесь впечатлениями, какая фотография нравится больше, каким настроением проникнуты эти фотографии? Какую из них можно увидеть в семейном альбоме? В газете? В Красной книге?

Ученики: Первая и вторая фотографии явно тяготеют к семейному альбому. Это любительские снимки, сделанные кем-то из взрослых, чтобы оставить на память . Третья фотография взята из газеты, она имеет публицистический характер: воздействовать на читателя, пробудив в нём жалость, сострадание к братьям нашим меньшим. Снимок выразительный, убедительный. На четвёртой фотографии -  фламинго. Но мы не знаем, почему её надо поместить  в Красную книгу?

Учитель биологии: Численность фламинго постепенно уменьшается. В конце 50-х гг. в Казахстане насчитывалось около 50 тыс. фламинго, в настоящее время их там остается не более 15 тыс. Гнездовая колония в Кызылагачском заповеднике очень незначительна. В Красноводском заповеднике ежегодно зимует от 5—6 до 15—16 тыс. птиц. Во многих странах Африки и Южной Азии розовых фламинго преследуют, места их гнездования становятся ненадежными. Поэтому они занесены в Красную книгу.

Учитель: Какие подписи могут быть у этих фотографий? Что меняется в нашем восприятии, когда рядом с фотографией появляется слово?

Ученики: Подписи наполняют фотографию особым смыслом.

Учитель: Да, только благодаря слову сфотографированное явление вводится в мысленное русло тем или иным способом. Слово творит, а фотография фиксирует, слово пророчествует, а фотография свидетельствует. Как бы ни была содержательна фотография, она требует слова.

Текст помогает понять фотографию, а фотография текст.

Работа с учебником.

Учитель: Проанализируйте задания 39-42.  Все ли тексты удачны? Что нужно, чтобы добиться единства текста и фотографии?

Ученики: 1 текст понятен и без фотографии, много лишней информации, 2 текст описывает фотографии. И не содержит собственной информации, 3 текст удачный, т.к. автор добивается единства фотографии и текста. Предложения простые, короткие, придают тексту лёгкость, воздушность. Автор мог бы сделать текст подробнее, но он намеренно не делает этого. Во-первых,  есть фотография, которая отчасти заполняет воздух текста, во-вторых, автор оставляет возможность для читателя что-то домыслить, до фантазировать.

5.Дальнейшая работа по закреплению приобретённых знаний

Учитель: Итак, вы познакомились  с поликодовыми текстами. А теперь  попробуйте сами составить тексты к фотографиям. Можно воспользоваться учебниками биологии (Фото лягушки)

Дети читают свои тексты.

Учитель биологии рассказывает о памятнике лягушке. 

Человек и земноводные

Земноводные – исключительно важные для человека животные. Во-первых, питаясь мелкой живностью, амфибии, особенно лягушки и жабы, сдерживают массовое размножение сельскохозяйственных вредителей. Благодаря этому они вместе с насекомоядными птицами зачислены в категорию защитников урожая, друзей садоводов и огородников. Во-вторых, земноводные уничтожают насекомых – носителей болезней человека, например, малярийных комаров. В-третьих, амфибии активно используются для экспериментов многими поколениями медиков, биологов и ученых смежных специальностей. Они помогли сделать массу важных научных открытий в биологии и в других науках, в том числе в бионике. Кроме того, земноводные – удивительно трогательные, нежные и зачастую очень красивые создания. Они восхищают феноменальными возможностями своего организма, изящными движениями и сложнейшим поведением. Земноводные, как и все живые существа, требуют к себе гуманного отношения человека и его защиты.

«Мученики науки»

И первые наблюдения школьников в кабинете биологии, и крупнейшие исследования биологов, медиков и других ученых очень часто связаны с использованием лягушек. Большинство приборов экспериментальной биологии и медицины рассчитано на этих «мучеников науки». Кроме того, именно лягушка более 200 лет назад дала начало развитию одной из важнейших отраслей знания – учению об электричестве. Если оценивать участие разных животных в научных опытах, то одно из первых мест заслуженно принадлежит лягушкам, которых не без оснований называют ветеранами среди лабораторных животных.

В Париже у здания Пастеровского института Сорбонны, по настоянию Клода Бернара (XIX век), воздвигнут памятник лягушке. В Токио в 60-х годах ХХ века установлен памятник лягушке по инициативе и на пожертвования студентов. Памятники являются данью признательности этому излюбленному объекту физиологических и фармакологических исследований, результатом которых явились открытия в области физиологии, физики, бионики.

В знак признания той неоценимой пользы, которую принесли скромные земноводные развитию мировой науки, им даже сооружаются памятники. Один из самых известных установлен перед зданием Пастеровского института в Париже. На деньги, собранные студентами-медиками, создан памятник в Токио.

Работа в группах. Ученики делятся на две группы. Каждая получает коллективное задание, в ходе которого дети распределяю роли. Первая группа должна составить необычный текст, вторая группа – научный текст (фото ежа с яблоком). На работу отводится 2 минуты. Ученик следит за регламентом.  

Учитель: Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания: делало её эффективной, тормозило выполнение задания или не позволило точно выполнить задачу?

Какой стиль общения преобладал в работе: ориентированный на человека или ориентированный на выполнение задания?

Сохранилось ли единство в группе в ходе выполнения задания?

Всем было понятна задача, поставленная для совместной работы?

Творческое задание.

Учитель биологии рассказывает интересную информацию о плавающем слоне. Комментарий фотографа Дэниела Ботельо: «Планируя путешествие на Андаманские острова, я был поражен, узнав, что на земле остался один-единственный плавающий индийский слон. В Индии слонов использовали для работы испокон веков. Их нужно было перевозить с одного острова на другой, поэтому ушастых гигантов научили плавать. Около 15 лет назад на островах появились корабли и грузовики, ставшие куда более эффективным способом перевозки. В результате, практически всех слонов продали на континент или в международные зоопарки. Остался только Раджан – последний плавающий слон.

 Дети составляют необычный текст (фото слона).

Вывод. Как добиться единства фотографии и слова? Короткие фразы, отсутствие подробностей. Слово не должно говорить то, что и так ясно из снимка. Слово не должно говорить и того, чего на снимке нет и невозможно почувствовать. Подпись должна звучать, будить мысль.

6. Домашнее задание. Упражнение 44 на странице 45.

7. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок информатики и русского языка "Текст. Редактирование текста"

Тема « Текст. Строение текста и его редактирование»Цель:обобщить и закрепить основной программный материал;развивать познавательный интерес, творческую активность, логическое мышление и внимание обуча...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок риторики и информатики в 7-м классе. "Ораторское искусство"

Ораторское искусство - дисциплина, изучающая искусство речи, красноречие. И так важно в наш информационный век сохранить красоту великого русского языка и при этом уметь овладевать новыми ин...

Риторика и информационные технологии. Дидактический материал к уроку риторики для 9-11 классов

Данный материал может быть использован на уроках риторики при изучении такой темы, как "Риторика и Интернет. Дистантное общение", а также на уроках русского языка....

«Риторика и информационные технологии». Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе. Памятка.

laquo;Риторика и информационные технологии»Дидактический материал к урокам риторике в 9-11 классе...

Доклад на тему: «Секрет Демосфена. Интегрированный урок риторики и логопедии в 5-м классе»»

Задачи:1. Образовательные:– определить основные качественные характеристики голоса;– познакомиться с особенностями речевого (фонационного) дыхания;– узнать об основных способах улучш...