"Направляемое чтение" при написании изложения.
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Использование стратегии "направляемое чтение" при написании изложения в 6 классе. Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_strategii.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Использование стратегии «направляемое чтение» при написании изложения в 6 классе.

При подготовке к такому уроку по развитию речи учитель разбивает текст на части (размечая «оста новки) и подбирает к каждой части вопросы, учитывая систему мыслительных навыков, предложенную Б. Блумом. В основном, это будут вопросы концептуального характера, которые должны стимулировать опре деленные мыслительные навыки учащихся - такие, как синтез; анализ, понимание, применение, оценка.

Разработка урока «направляемого» изложения в шестом классе.

Разумовская М.М. 6 класс.

Текст  «Волк и человек» (по В. Пескову) - повествовательно-публицистический, содержит элементы рассуждения и описания.

 В начале урока читаю название текста, задаю вопрос:

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом тексте?

 Ребята отвечают: «поединок человека с волком»;  «дружба зверя и человека»; «может быть, человек будет сражаться с волком» и т.п.

Теперь предлагаю ребятам прослушать начало текста. Читаю:

По зелёной траве скользила чёрная тень. Быстро снижаясь, летел над долиной беркут. И сразу же мы увидели волка. Он бежал тяжёлым галопом, стараясь достичь спасительного ивняка.

Ребята слушают внимательно, ожидая подтверждения своих версий. Прочитав до первой остановки, задаю вопросы. (В дальнейшем беседа проводится по схеме: вопрос учителя-обсуждение в парах - запись в черновике - обсуждение в группе.)

- Кто сможет объяснить значение слова «беркут»? («Беркут – это хищная птица») Учитель корректирует ответ: «беркут – это крупная птица рода орлов с размахом крыльев до 90 сантиметров. Охотится на зайцев, лис и других животных».

  1. Каким вы представляете себе волка? Обсудите в парах. Запишите ответ в черновике. Обсуждение в группе («молодой, худой», «не очень сильный», «небольшой, испуганный»).
  2. Каким было место, где происходили события? («это была долина, открытое пространство», «там негде было спрятаться, росла только трава».)
  3. -Как вы понимаете словосочетание «спасительный ивняк»? Обсудите в парах. Запишите ответ в черновике. Обсуждение в группе («заросли ивы», «деревья», « «рощица из ив»)
  4. Как мы можем назвать этот кусочек текста? Что важного мы узнали из него? (Каждый записывает свой вариант названия после обсуждения в паре, затем озвучиваем в группе: «Встреча»; «Молодой волк»; «Беркут охотится на волка»…) Учитель не должен выписывать на доску какое-либо из условных назва ний абзаца, потому что в таком случае учащиеся будут считать план на доске образцом. Тогда никакой самосто ятельности, творчества - ведь учащиеся будут надеяться на учителя, не проявляя себя, а ожидая его решений.
  5. Как вы думаете, по началу текста можно определить, о чем пойдет речь дальше? («Очень сложно, но мне кажется, что-то обязательно произойдет»; «на волка нападёт беркут»…)
  6. Задаю дополнительный вопрос: «Кто знает (или думает, что знает), как, каким образом преследуемому животному легче всего спастись от хищной птицы?» («спрятаться в кустах», «скрыться под деревьями».)

Читаю до второй остановки.

Выскочил волк прямо к прогалине, где мы стояли. Он явно понимал, что это лучшее место, где можно спастись от орла, и стал боком, не спуская с нас взгляда, подходить ближе. Он трусил, взвешивая, с какой стороны опасность была наибольшей. Но, видя в руках у нас только удочки, приблизился почти вплотную.

Веду беседу дальше:

  1. Что такое прогалина? (Место, где нет деревьев) Почему волк выскочил к прогалине, где стояли люди? («он пытался спрятаться под деревьями»; «волк прятался, и не ожидал, что там будут люди»…)
  2. Давайте запишем ориентировочное название абзаца («Момент встречи»; «Волк встретился с человеком»; «Волк увидел людей»…).

Читаю до третьей остановки.

  1. Беркут полетел прочь. А волк стоял рядом с нами, похожий на затравленную, смертельно уставшую собаку. Поводив глазами по небу, волк неслышно шмыгнул в ивняки. 

  1. Ребята, как выглядел волк? («похож на затравленную собаку», «смертельно уставшее животное».) Что значит «затравленная»? ( Учитель корректирует ответы: «травить» - охотиться, преследовать с помощью собак.)  Как он вёл себя? («поводил глазами по небу» - искал беркута; «шмыгнул» - неслышно скрылся) Запишите в черновики.
  2. Предложите название для прочитанного абзаца («Спасение»; «Спасённый волк»; «Беркут улетел»;).

Продолжаем чтение до четвертой остановки.

Покровительства слабых не ищут. Только к сильному при смертельной опасности льнёт всё живое. Человек в этом мире – наивысшая сила, причём сила, не лишённая благородства. И это тонко чувствуют все настигнутые бедой.

Задаю вопрос, направленный на обогащение словарного запаса учащихся.

-        Какими словами автор говорит о том, что животные бегут спасаться к человеку? («Льнёт всё живое»).

- Объясните  значение слова льнёт. («прижимается»). Запишите в черновики.

-  Как автор говорит о том, что человек сильный, но силу свою не использует во зло? («Сила, не лишённая благородства»

Объясните значение слова «благородство». Сколько корней в слове? (Два корня – «благ» и «род». Лексическое значение слова «благо» - добро, значит «благородный» - «рождённый добрым») Учитель дополняет ответы детей: «благородный – высоконравственный, честный, самоотверженный». Запишите в черновики.

- Как автор называет животных, которые обращаются к человеку за помощью? («настигнутые бедой») Запишите в черновики.

Названия этого абзаца, предложенные ребятами: «Человек – сила, не лишённая благородства»»; «Человек – защитник слабых»; «Животные ищут помощи у человека».

Предлагаю ребятам поразмышлять над последним абзацем  (обсуждают в парах, затем в группе).        

- После обсуждения читаю текст вторично, без остановок. Планы переписывают начисто (каждый - свой вариант, внося в него, при желании, коррективы, основываясь уже на целостном впечатлении от всего текста). Затем даю задание:

-  Закончить изложение письменным рассуждением: «А как бы я поступил в этой ситуации?».

Опираясь на записи в черновике, пишем изложение с элементами сочинения.

 «Поэтапное» чтение текста; вопросы, мобилизующие читательское предвосхищение; вариативность планов,
отражающая личностное восприятие; обсуждение морально-психологических аспектов текста - все это пре допределяет успех работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к написанию изложения в формате ГИА

Памятка для учащихся . Написание изложения в формате ГИА....

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

   Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обосновани...

Использование ИКТ на уроках русского языка при написании изложения.я

Последнее время учительдолжен обращать внимание не просто на грамотное письмо, но и на содержание материала  в тексте.Учащиеся перестали обращаться, пересказывать друг другу интересные эпизоды из...

Проблема саморазвития на уроках подготовки к написанию изложения.

ПАПКА СОДЕРЖИТ ДВА РАЗДЕЛА. ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.Тема проектов - "Личностно-ориетированное обучение на уроках русского языка". и ...

Преемственность в работе по подготовке и написанию изложения

Преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет настоящее время актуальное значение. Слово «преемственность» часто звучит на современном этапе образования. Одни учителя, р...

"Подготовка к написанию изложения"

Разработка урока,презентация...

Выступление по теме "Комплексный анализ текста при подготовке учащихся 9 класса к написанию изложения и сочинения"

Работа над изложением связана со всеми сторонами языка, с развитием логического мышления, содействует развитию навыков самостоятельного изложения мыслей в связной форме, обогащению  словаря и зак...