Использование ИКТ на уроках русского языка при написании изложения.я
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Елисеева Людмила Геннадьевна

Последнее время учительдолжен обращать внимание не просто на грамотное письмо, но и на содержание материала  в тексте.

Учащиеся перестали обращаться, пересказывать друг другу интересные эпизоды из книг, фильмов;переписка уже не существует, ведь даже поздравительные открытки уже с текстом! Сейчас очень важно научить, а главное заинтересовать ребят тем, что сочинять интересно.То, что они стесняются сказать, можно грамотно изложить и получить ответ. Но для этого надо научиться правильно составлять предложения,без речевых ошибок.

 

Цели:  помочь учащимся овладеть правильной письменной 

            речью;

           

            научить строить разные предложения и красиво

            высказывать свои мысли;

            уметь ясно и чётко формулировать свою позицию и

            отстаивать её;

            воспитание привычки вдумываться в значение слова,

            научить любить русский язык, уважать прошлое

            своего народа

 

 

Задачи:  научить учащихся правильной и красивой

                речи, как устной, так и письменной;

               формировать основы орфографической

               грамотности и культуры письма,

               мыслительные процессы.

             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_izlozhenii.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ « Перспектива»

Использование ИКТ

в процессе  работы

над написанием  изложения

на уроках русского  языка

Первый год работы над темой.

Учитель Елисеева Л.Г.

Цели:  помочь учащимся овладеть правильной письменной  

            речью;

           

            научить строить разные предложения и красиво

            высказывать свои мысли;

            уметь ясно и чётко формулировать свою позицию и

            отстаивать её;

            воспитание привычки вдумываться в значение слова,

            научить любить русский язык, уважать прошлое

            своего народа

Задачи:  научить учащихся правильной и красивой

                речи, как устной, так и письменной;

               формировать основы орфографической

               грамотности и культуры письма,

               мыслительные процессы;

             

         Развитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.

     Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

     Речь возникает из потребности высказаться. Нужно научить ребёнка правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить, а потом и оформлять письменно.

    Учащиеся с 1 класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль , говорить по порядку, связно. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое

                  рассказ, описание, рассуждение 

Чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям.

Показать разницу между подробным и выборочным рассказами, между устным сочинением и письменным. Все эти знания и навыки дети получают только практическим путём в процессе выполнения устных пересказов и при написании изложений.

    Формирование речевых навыков и умений начинается уже с первых уроков русского языка в первом классе. Их рассказы о себе, о лете развивают в ребёнке инициативность, общительность, воображение

      Одним из важнейших средств, способствующих речевому развитию учащихся, является работа с готовыми текстами. Она предусматривает формирование умения анализировать текст:

а)  определять тему;

б)  основную мысль;

в)  устанавливать соответствие заголовка теме и основной мысли;

г)  определять тип текста;

д)  выделять микротемы;

е)  делить текст на части;

ж)  составлять план

а также передавать содержание текста в устной и письменной форме.

     Ведущим видом упражнений в данной работе являются письменные изложения по образцовым текстам( художественным, публицистическим, научно- популярным).

     В начальной школе рекомендуют использовать следующие виды изложений:

      - подробные( близкие к тексту образца);

      - сжатые;

      - выборочные;

      - творческие.

    При этом наиболее употребительными являются  подробные(близкие к тексту изложения)

Эти изложения проводятся во всех классах. Целью таких упражнений является формирование у учащихся следующих умений: строить текст по логическим частям( по плану), полно и точно передавать его содержание, раскрывать тему, выделять главное, соблюдать последовательность и связность мыслей, использовать разнообразные синтаксические конструкции, правильно пользоваться способами связи предложений, выражать мысли грамотно. Придерживаясь норм литературного языка.

        Подробные изложения пишутся:

        -  по вопросам;

        -  по готовому плану, данному учителем;

       -  по коллективно составленному плану;

       -  по самостоятельно составленному плану.

Методика работы над изложением.

Последовательность действий:

Чтение текста учителем .

Беседа по содержанию текста. Вопросы по тексту.

Чтение текста учениками.

Подготовка к записи текста по вопросам.

Вопросы к тексту записаны на доске. Обязательно прочитать вопрос и ответить на него полным предложением. После коллективного обсуждения предложенных учащимися ответов в тексте вопроса подчёркиваются слова, с которых необходимо начинать предложение – ответ на данный вопрос.

Составление заголовка ( в нём заключена главная мысль текста)

Разделение текста на абзацы. Составление плана( главная мысль каждого абзаца)

Полный пересказ текста по вопросам.

Словарно- орфографическая подготовка ( опорные слова, трудные слова, обороты речи)

Лексическая подготовка. Это подбор синонимов, антонимов, перифраз ( Кошка хочет есть- Кошка проголодалась)

Повторное чтение текста учителем.

Написание текста изложения по вопросам и опорным словам.

Самопроверка.

Такой вариант работы необходим на первоначальном этапе освоения, так как пересказ по вопросам учителя сдерживает развитие самостоятельности, задерживает формирование умения строить предложение, последовательно излагать мысли. Надо постепенно усложнять задачи по развитию речевых умений.

Сжатые изложения требуют передачи содержания в краткой форме. Суть его в выявлении главного в содержании всего текста, а  так же главного и второстепенного – того, что безболезненно можно опустить, в содержании отдельных частей.

Выборочные изложения предлагают письменный пересказ определённой части текста: конкретного эпизода, отрывка, который соответствует заявленному вопросу или более узкой теме( описать персонаж и т.д.)

Творческие изложения предлагают повышенный уровень собственного вклада ученика в создании текста: помимо передачи содержания образцового текста от учащихся требуется его перестройка:

                а) дополнить текст;

                б) внести изменения

Итак, в написании изложений закладывается основа развития связной письменной речи.

Список использованной литературы.

Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать

изложения.- М. «Грамотей», 2007г.

Максимук Н.Н. Сборник текстов для изложений. –М .: ВАКО, 2007г.

Мишанина Т.Л. Обучение написанию изложений. Тренажёр.- М .: « Ювента » ,2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Раздельное написание частицы не и ни в отрицательных местоимениях"

Урок  по УМК под редакцией Е.В.Бунеева. Тип урока - комбинированныйс мультимедийным сопровождением...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Урок русского языка. Развитие речи. Изложение.

Подготовка и написание изложения по тексту "Отважный пингвиненок"....

Технологическая карта урока русского языка - обучение написанию изложения

Техническая карта -подготовка к написанию изложения. Работа с текстом...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...