Технологическая карта урока русского языка - обучение написанию изложения
учебно-методический материал по русскому языку

Техническая карта -подготовка к написанию изложения. Работа с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_pamyatnik_russkomu_soldatu.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Факультатив по русскому языку

Класс: 7-й класс

Тема урока: Обучение написанию изложения

Цель учителя

Обучить детей приемам понимания текста на слух

Образовательная цель

Научиться определять смысловые части текста; понимать тему, идею текста в целом и смысловых частей;

Уметь связно излагать мысли в устной форме

Развивающая цель

Формировать умение преобразовывать текст в таблицу и по таблице восстанавливать текст

Воспитательная цель

Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа

Содействовать развитию умения работать в разноуровневых группах

Планируемые результаты

Учащиеся научаться воспринимать на слух текст, передавать его содержание, определять количество смысловых частей и основную мысль каждой части

Этап урока, цель

Задания, выполнение которых приведёт учащихся к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Контроль

  1. Оргмомент

Цель: настроить учащихся на работу, подготовиться к работе

Подготовить тетрадь для дальнейшей работы

Проверяет готовность

Рапорт учителю.

Записывают в тетради число, вид работы. Готовят в тетради таблицу для последующей работы.

Наблюдение

  1. Целеполагание.

Цель: осознать учащимися, каких умений должны достичь

Самостоятельная формулировка цели урока по наводящим вопросам учителя

Настраивает на формулировку цели.

(цели урока должны быть видимыми учащимся – листок на доске)

Отвечают на вопросы, называют необходимые умения для успешного написания сочинения:

- уметь определять тему, идею текста в целом и смысловых частей;

- уметь делить текст на смысловые части;

-составлять план;

-передавать информацию.

  1. Пропедевтическая работа с текстом. Слово учителя, применение корнесмыслового подхода.

Цель: подготовка к восприятию и осмыслению текста.

Записать название текста. «Памятник русскому солдату».

 Обратить внимание на ключевое слово – памятник.

Дать понятие нового слова «подвиг»

Объясняет смысл слова памятник – внешний  след события .

Нацелить, что речь пойдет о памятнике солдату.

Почему в названии автору было важно подчеркнуть «русскому»?

Зачем солдату надо воздвигать памятник?

Назовите устойчивое словосочетание гл+сущ. подвиг

Какой смысл заключен в этих двух словах? Ищите корневое ядро

Вспоминают значение слова памяти, на его основе осмысливают значение слова «памятник».

Предполагают, что этот памятник стоит не в России

Солдат совершил какой-то подвиг.

Совершать подвиг

Совершать – вершина, верх

Подвиг – двигать-движение

Совершать подвиг – двигаться вверх, быть выше других

Выбор лучшего толкования

  1. Работа с текстом. Чтение текста учителем

Цель: развитие умения воспринимать текст на слух.

Послушайте текст, определите основную мысль, идею текста, определите тип и количество смысловых частей.

Читает выразительно текст.

Помогает сформулировать правильно тему, идею текста

Фронтальная работа. Формулируют тему, идею. записывают в тетрадь. По типу текста определяют количество смысловых частей.

Наблюдение, проверка записей у слабых учащихся.

  1. Осмысление микротем.

Цель: научиться взаимодействовать друг с другом, научиться работать с микротемами текста

Объединиться в группы и заполнить  два столбика таблицы: Название смысловой части, идея текста

Читает повторно, если возникают у учащихся затруднения

Групповая работа по заполнению листочка. Фронтальная работа – обсуждают. корректируют записи.

Индивидуальная – заполняют таблицы в тетради

Наблюдение за работой групп.

проверка записей у слабых учащихся

  1. Работа с ключевыми словами

Цель: научиться видеть авторские слова, повторить правописание

Заполнить третий столбик таблицы: записать ключевые слова, самостоятельно. распределить слова по смысловым частям, названные учителем и выделить в них орфограммы

Диктует слова

Учащиеся обозначают орфограммы, объясняют, к какой смысловой части они относятся, предлагают свои варианты

проверка записей у слабых учащихся

  1. Реконструкция: текста.

Цель: развитие устной речи учащихся

Пересказ текста по цепочке

Учащиеся воссоздают текст по предложению. Внимательно следят за логичностью, последовательностью предложений, за передачей идеи  каждой части

Взаимооценивание

  1. Домашнее задание
  1. Воссоздать текст
  2. Творческое задание –описать свое впечатление от памятника
  3. * (для учащихся с ОВЗ ) – на открытках описать памятник - им раздать листочки, не акцентируя внимание, что у них другое задание.

Учитель комментирует задание

Учащиеся записывают, задают вопросы на понимание

Последующая проверка

  1. Подведение итогов

Цель: проверка достижения цели

Учитель оценивает деятельность детей на уроке

Балльная  или словесная оценка

  1. Рефлексия

Цель: выявить ведущую деятельность на уроке каждого ученика

Продолжи фразу «Сегодня я….», подобрав глагол

Отмечает достигнутый уровень каждого ребенка

Текст изложения:

В Берлине стоит  гигантский памятник русскому солдату. В  правой  руке он сжимает меч, левой – бережно держит девочку. Памятник этот известен всему миру. Известен и подвиг, совершенный воином.

Советские войска в Берлине. До штурма несколько минут. Наступила тишина, которая бывает перед бурей. И вдруг послышался детский плач. Ребенок находился на передовой, где через несколько минут будут взрываться снаряды.

На детский крик пополз русский солдат Николай Масалов. Он знал, что надежды вернуться живым нет. Но он пополз. Под мостом он увидел маленькую девочку рядом с погибшей матерью. Николай бережно взял девочку, надо спешить, сейчас начнется бой. Успел солдат, дополз,  спас девочку!

Спустя много лет после войны, после открытия памятника разыскали  Николая Масалова. Только Николай Иванович не думал, что он совершил подвиг и имеет отношение к знаменитому памятнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка в 5 классе полное изложение "Хитрый заяц".

технологическая карта урока в 5 классе подробное изложение "Хитрый заяц"...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе сжатое изложение

технологическая карта урока русского языка в 5 классе сжатое изложение...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Обучающее сжатое изложение"

Технологическая карта содержит пееречень этапов урока, деятельность учителя и ученика, планируемые результаты  (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) деятельности обучающихся...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: "Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение. К.Г. Паустовский «Шкатулка!"

Предмет: русский языкТип урока: урок развивающего контроляЦели урока: -закрепить знания о повествовании,  как типе речи;- развивать у учащихся навыки работы с  художественным стилем;- р...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения".

Как совершенствовать речевые умения учащихся в написании изложения с элементами сочинения....