тексты для КАТ
методическая разработка по русскому языку (9,10 класс) по теме

Задонская Ольга Владимировна

Используя данные тексты "убиваешь" 2 зайцев: знакомство с мифами славян и анализ текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekstyidlyakompleksnogoanaliza.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты для комплексного анализа. Разработаны О.В.задонской шк.№144

Текст1. Белбог.

1.Белбог у славян вопл..щение света б..ж..ство добра удачи счастья.2.Перв..начально его от..жд..ствляли со Святовидом но за(тем) он сделался символом со..нца. 3.Об..тает Белбог на небесах и ол..ц..тв..ря..т светлый день. 4.Своим волшебным посохом сгоня..т стада белых обл..ков что(бы) открыть путь светилу. 5.Белбог (не)пр..стан..о бор..тся с Чернобогом подобно тому как день бор..тся с ночью а добро со злом. 6.(Н..)кто и (Н..)когда не одержит окончательной победы в этом споре. 7. Согласно (не)которым сказаниям Чернобог об..та..т на севере а Белбог на юге.  8. Они дуют (по)оч..редно и пор..ждают ветры. Чернобог отец северного лед..ого ветра, Белбог теплого южного. 9. Ветры летят (на)встречу друг другу то один од..л..ва..т то другой и так во все врем.на. 10. Св..тилище Белбога в дремучей древности находилось в Аркане на балтийском острове Руген. Оно стояло на холме открытом со..нцу а многочислен..ые з..л..тые и серебря..ые украшения отр..жали игру лучей и даже ночью отр..жали храм где не было н.. единой тени н..единого мрачного уголка. 11. Жертвы Белбогу пр..носили веселием играми и радос.ным пированием. 12. На старин..ых фресках и картинах из..бр..жали его в виде со..нца на колесе. 13. Со..нце голова бога ну а колесо то(же) солярный солнечный символ его тело. 14 В песнопениях в его честь повторялось что со..нце это око Белбога.

15. Однако это отнюдь не было б..ж..ство бе…м..тежного счастья. 16. Именно Белбога пр..зывали славяне на помощь когда отдавали какое(то) спорное дело на разрешение третейского судьи. 17. Именно поэтому его часто из..бр..жали с раск..лен..ым железом посохом в руках. 18. Ведь частенько на божьем суде правоту свою пр..ходилось д..казывать беря в руки раск..лен..ое железо. 19. Не оставит оно на теле огнен..ого следа значит человек (не)виновен.

1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2.Определите стиль и тип текста, докажите.

3.Найдите в тексте сложные слова, сделайте их разбор.

4.Найдите в тексте устаревшие слова, определите их значение.

5.Какой частью речи является слово «однако» в 15 предложении, приведите пример, когда оно будет другой частью речи.

6.Определите художественные средства в предложениях с 3 по 9.

7.Подберите синонимы к словам отождествляли, олицетворяли, обитает. 

8.Найдите словосочетания с примыканием, выпишите и разберите.

9.В последнем предложении найдите слово, образованное суффиксальным способом.

10.В последнем абзаце найдите сложноподчиненное предложение, определите его вид.

11.Назовите правила постановки тире в тексте, приводя примеры предложений.

12.Попробуйте по аналогии образовать названия любых богов, объясняя свой выбор.

13.Выскажите свое мнение в форме небольшого сочинения по вопросу, поднятому в 6 предложении.

 

Текст 2.Береза и тополь.

1.Женился парень на красавице которую любил всем сер..цем и жил с нею счас..ливо а мать сноху во..ненавид..ла и пол.жила (во)что(бы) то (н..) стало сжить ее со свету. 2. Вот зазвала она раз к себе м.л.дых на угощение и налила им в чарки зелена вина только (н..)кто (не) замет..л что из разных кувшинов наливала сыну вина чистого а м..л..дой жене со злыми зельями ядовитыми. 3.Но у м.л..дых было в обычае менят.ся чарками вот они и пр..нялись друг друга по..чевать. Все в жизни (по)полам они делили разделили и смерть.

4. Рвала мать на себе волосы а поз..но. 5.Осталось ей только п..х..ронить их подальше друг от друга сына перед церковью а невестку позади церкви. 6.В ту(же) ночь вырос из могилы мужа тополь а из могилы жены березка выр..сла и сплелись они ветвями да так что (н..) разрубить (н..)разорвать. 7.Хотела мать срубить деревья да люди не дали. 8.А береза да тополь в той деревне по сю пору р..стут.

9.Славяне живущие в лесах относились к деревьям с большим почтением наделяя почти каждое сверх..естествен..ыми свойствами. 10. Рощи и леса поч..тались местами св..щен..ыми. 11. Наиболее поч..таемыми были старые деревья сквозь их дупла пролезали больные чтобы снять с себя хворь. 12. У каждого дерева был свой бог, которому дерево посв..щалось дуб Перуну липа богине Ладе береза Купале. 13. Названия ноги руки пальцев и ногтей об.ясняются уподоблению человека р..стениям. 14. Ногами человек к..сает..ся земли и тем самым напом.на.т дерево пр..крепрен..ое корнями к матери – сырой земле. 15. Если ноги ср..внивались с корнями то само туловище со стволом а руки казались отростками. 16.Ноготь вырастает на пальце как лист на ветке.

1.Списать, вставив буквы и знаки препинания.

2.Одинаковы ли предложенные вам тексты по стилю и типу речи. Почему?

3.Выпишите устаревшие слова и формы слов, подберите к ним современные синонимы.

4.Найдите во 2 абзаце фразеологический оборот, дайте ему толкование.

5.Определите роль союза ДА в 7 и 8 предложениях, объясните знаки препинания при нем.

6.Объясните знаки препинания в 12 предложении.

7.Из предложений 9-16 выпишите слова с чередованием корней, объясните написание.

8.Определите тип сказуемых в 15 предложении.

9.Найдите однокоренные слова в в 6-7 предложении, разберите, определите способ образования.

10.Какие художественные средства использует автор в 4, 16 предложении. Какой художественный прием можно назвать основным в первом тексте.

11.Найдите предложения с обособленными определениями и обстоятельствами.

12.Какая смысловая связь существует между частями 3 предложения.

13.Подберите пословицы, которыми можно передать смысл 1 текста.

14.Выскажите свое мнение по поводу изложенного в двух текстах. С кем или чем могли бы вы еще сравнить человека, кроме дерева. Какое произведение из древнерусской литературы напоминает 1 текст.

 

Текст 3.Волшебная Свирель.

Во врем..на (не)запятные жил на свете (сребро)волосый пастуш..к. Его отец и мать так любили друг друга что нар..кли первенца именем любовной страсти – Лель. Паренек красиво играл на дудочке зач..рован..ый этой игрой небесный Лель подарил тезке волшебную св..рель из тр..с..ника. Под звуки этой св..рели танцевали даже дикие звери деревья и цветы водили хоровод а птицы подп..вали божествен..ой игре Леля.

И вот полюбила пастушка красавица Светана. Но как она н.. пыталась ра..жеч.. страсть в его сер…це все было напрасно Лель будто (на)веки увлекся своей волшебной властью над пр..родой и не обращал вн..мания на Светану.

И тогда ра..гневан..ая красавица подстерегла миг когда Лель пр..т..млен..ый полдневным зноем задремал в березняке и (не)заметно унесла от него волшебную св..рель. Унесла а вечером сожгла на костре – в надежде что (не)покорный пастуш..к теперь(то) ее наконец полюбит.

Но Светана ошиблась. (Не)найдя своей св..рели Лель впал в глубокую грусть затосковал а осенью и вовсе угас как свеча. Пох..р..нили его на речном берегу и вскоре вокруг могилы вырос тр..с..ник. Он п..чально пел под ветром а небесные птицы ему подп..вали.

С той поры все пастухи искус..но играют на св..релях из тр..с..ника но редко бывают счас..ливы в любви.

О Леле – этом маленьком боге страсти – до сих пор напом..нает слово «лелеять». Он сын богини красоты Лады, а красота естествен..о р..ждает страсть. Из..бражался он (в)виде (злато)власого как и мать крылатого младенца ведь любовь свободна и (не)уловима. Лель метал из рук искры ведь страсть это пламен..ая жаркая любовь! Он (то)же что греческий Эрос или (древне)римский Амур только те пор..жают сер..ца людей стрелами а Лель возж..гал их своим ярым пламенем. Св..щен..ой птицей его считался аист. Другое название этой птицы в (не)которых славянских языках лелека. (В)связи с Лелем поч..тались и журавли и жаворонки символы весны.

1.Вставьте буквы и знаки препинания. Назовите с примерами 3-4 орфограммы и пунктограммы, встречающиеся в тексте.

2.Определите стиль и тип речи. Чем последний абзац отличается от остального текста, один ли это стиль.

3.Найдите в тексте сложные слова, разберите их.

4.Найдите в тексте слова книжного стиля, подберите к ним общеупотребительные синонимы.

5.В чем особенность первого предложения и первого предложения второго абзаца.

6.Объясните постановку тире и двоеточий в данном тексте.

7.Как связаны между собой 1и 2 абзацы, 3 и 4.

8.Найдите в последнем абзаце приложение.

9.Назовите художественные средства в 4 абзаце.

10.Выразите свое отношение к прочитанному, к поступкам, описанным в тексте.

Текст 4. Дана и князь.

1.Жила(была) на свете красавица Дана. 2.Волосы у нее з.л..тые тело белее водя..ой лилии. 3. Позавид..вала на красоту Даны злая Мач..ха и во..намер..лась погубить падчерицу. 4.Как(то) раз позвала ее мач..ха в жаркий день купат..ся близ водя..ой мельницы да утопила.

5.А у Даны был жених молодой князь. 6.Очень т..ск..вал он о невесте и частенько пр.ходил на место где погибла его любимая. 7.Как(то) зад..ржался он на берегу до поз..ней ночи и вдруг вид..т закрутились сами собой мельничные колеса и на них стали подн..мат..ся из воды девицы(красавицы). 8.Х..хоч..т поют песни расч..сывают белыми гребнями свои длин..ые зеленые волосы.

9.И (не) поверил своим глазам князь когда увид..л среди них Дану.

10. Кинулся к мельничному колесу желая схватить ее но девушка уже прыгнула в воду. 11.Князь – за ней. 12 Но запутался в ее длин..ых волосах и не смог выплыть. 13.Пошел ко дну.

14. Вот стоит он на золотом песке а перед ним (само)цветный дв..рец.

15. - Если хоч..шь в..рнут..ся возвращайся прямо сейчас не то поз..но будет говорит Дана Еще минута и никакая сила не сможет вернуть тебя к жизни.

16. - Нет говорит князь не вернусь без тебя мне жизнь (не)мила.

17. Крепко поц..ловала его Дана и стал после этого князь водя..ым царем той реки. 18. Днем он вместе с Даной и другими русалками ката..т..ся в глуб..не на рыбах запр..ж..н.ых в з.л..тую колесницу. 19.А в лун..ые ночи выходят на берег пугать и уд..влять добрых людей.

20. Водяница очень древний мифологический образ. 21. Водяна-водяница жительница речных вод. 22.Есть еще моряны те живут в море.

23. Всякая водяница некогда была девушкой но либо сама утонула либо была загублена чьей-то злой волею. 24. Большинству из них нет обратной дороги на землю, только по ночам выходят они на берега, качаются на мельничных колесах, сидят на бережку, расчесывая свои прекрасные волосы гребнем из щучьего хребта. 25.Водяница может напустить целую реку воды и даже затопить деревню, жители которой ее как-то прогневили.

1.Вставить буквы и знаки препинания.

2.Какое бы другое название вы бы дали тексту. Чем отличаются 2 текста.

3.Найдите устаревшие слова, формы слов.

4.Найдите в тексте предложения с приложениями.

5.Укажите сложное предложение с придаточным обстоятельственным, определите его вид.

6.Объясните схематично знаки препинания при прямой речи.

7.Объясните постановку двоеточия во втором абзаце.

8.Укажите средство связи между 1 и 2, 2 и 3 абзацами.

9.Сделайте синтаксический разбор 4 и 17 предложений.

10.Найдите в тексте прилагательное, выполняющее роль существительного.

11.В чем синтаксическая особенность 3 абзаца. Почему именно такой выбор.

12.Какую мысль вложил народ в эту легенду, о чем хотел рассказать, от чего предостеречь. Выскажите свое мнение по поводу поведения водяниц, о котором говорится в 25 предложении.

Текст 5. Див.

1.Див одно из вопл..щений верховного бога Сварога (возможно, то(же) самое что Дый).

2. В (не)которых старин..ых рус..ких пр..даниях г..в..рится о покл..нении богу Диву.

3. Пам..ть об этом сказочном (не)вероятном существе сохр..нили до нас слова «диво» «удивление» то есть (н..)что вызывающее изумление. 4. Облик Дива (н..)кто (не) мог уд..ржать в пам..ти разные люди даже видели его (по)разному. 5.Сходят..ся отзывы о нем в одном это вихрь-человек св..ркающий точно молния который внезапно по..влялся на пути войска идущего в поход на бой и выкл.кал пророчества то страшные то благ..пр..ятные. 6.Помните в «Слове о полку Игореве» Див клич..т (в)верху дерева.

7. Трусливым хотелось бы думать что это просто птица (не)добрая ворон каркает ревет ветер гр..хочет буря но Диву была ведома судьба тех кто обр..чен на близкую смерть и он силился упредить людей об опас..ности. 8. Но ведь судьбу обмануть (не)возможно не уйти от нее (н..)кому… а потому пророчества Дива точно так(же) как греческой Кассандры оставались (не)услыш..н..ыми (не)понятыми – и (н..)кому не пр..носили удачи и счастья.

9.В разгар боя он ве..л своими крыльями над теми кто был обр..чен на пор..жение и клики его чудились погребальным плачем последним прощанием с жизнью с белым светом.

10.Сч..талось так(же) что если человек услышит голос Дива он может забыть о том что соб..рался сделать особен..о если намер..ние было пр..ступным а то и вовсе утратить пам..ть или того хуже – (на)веки лишит..ся рас..удка.

1.Спишите, вставляя буквы и знаки препинания.

2.Озаглавьте текст, назовите его тему и основную мысль.

3.Определите стиль и тип речи.

4.Найдите устаревшие слова и выражения, подберите к ним синонимы.

5.Определите, чем связаны между собой 2 и 3, 7 и 8 предложения.

6.Определите вид 4, 6 предложений.

7.Назовите номера предложений где одна часть – это односоставное предложение.

8.Являются ли определения во 2 предложении однородными, почему?

9.Определите художественные средства в 7-9 предложениях.

10.Из 10 предложения выпишите все сказуемые, определите их тип.

11.Выпишите сложные слова, разберите.

12.Найдите приложение.

13.Подберите однокоренные слова к словам диво, облик. 

14.Какой частью речи являются слова (в)верху (6 предл.), так(же) (10пр.).

15.Попробуйте объяснить значение каких-нибудь слов русского языка, основываясь на их старинном значении.

16.Верите ли вы в пророчества, согласны ли вы с точкой зрения автора, выраженной в 8 и 10 предложениях. На самом ли деле лишиться рассудка хуже, чем потерять память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...

Текст. Структуры текста. Способы построения текста. Методы построения текста(индуктивный, дедуктивный методы)

На уроках родного русского языка (7 класс) изучается очень интересная тема о методах постоения текста...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...