Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Работа с текстом в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения

(часть С ЕГЭ)

1(1) Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. (2) Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой.

(3) Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение.

(4) Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время - величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. (5) Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы. (6) Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составлять для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы. (7) Чтение, для того чтобы быть эффективным, должно интересовать читающего. (8) Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры необходимо развивать в себе. (9) Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. (10) Составлять для себя программы чтения нелегко, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа. (11) Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

(12) «Скоростное чтение» создаёт видимость знаний.

 (Д. С. Лихачёв)

1. Какое название отражает тему текста?

  1. Развитие.

 2. Чтение - основа интеллектуального развития.

3. Эффективное чтение.

 4. Программа чтения.

  1. Выберите из предложенных вариантов вступлений те, которые сообщают об основной  проблеме текста.
  1. Д.С. Лихачёв - выдающийся учёный и мыслитель. В данном тексте он ставит проблему: какова роль чтения.
  2. Даже самые развитые люди убеждены, что читать – значит жить духовной жизнью. Что такое чтение? Об этом размышляет Д.С.Лихачёв.
  3. Текст посвящён проблеме составления программы чтения.
  4. Могут ли книги повлиять на интеллектуальное развитие человека?

- Да, - утверждает Д.С.Лихачёв, выдающийся учёный и  известный мыслитель. Интеллектуальное развитие человека – « его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой», и чтение – основа этого развития.

3. Вычеркните из предложенных вариантов характеристик проблемы то определение, которое в данном случае неверно.

1. Важная  2. Спорная  3. Актуальная  4. Серьёзная  

4. Выберите из списка произведений те, в которых герои говорят о пользе или вреде чтения.

1. А.С. Грибоедов. «Горе от ума».

2. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

3. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»

4. Н.А.Островский. «Гроза».

5. Найдите формулировку проблемы текста, в которой нет грамматических ошибок.

1. Автор рассматривает проблему того, что «каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии».

2. Автор анализирует проблему о трудности составления программы чтения.

3. Проблема интеллектуального развития, о которой затронул автор, очень актуальна.

4. В тексте поднимается проблема необходимости чтения как основы интеллектуального развития.

6. Какое средство помогает автору добиться эффекта доверительного разговора с читателем?

1. сравнительные обороты;

2. вставные конструкции;

3. градация;

3. анафора.

7. Прочитайте следующие статистические данные:

  • Главную мысль текста умеют выделить только 71% школьников,
  • найти заданную информацию – 77%;
  • понимают связность и последовательность событий лишь 63% старшеклассников!

Для аргументации какого суждения эти данные могут быть использованы?

  1. «Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии».
  2. «Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение».
  3. «Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы».
  4. «Книга развивает наш язык. Она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие».

8. М. Горький писал: «Всем лучшим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

  • Я не исключаю о том, что чтение по программе поможет стать более грамотным.
  • Убедительная просьба тех, кто имеет хорошую программу чтения, поделиться ею.
  • Мы всё чаще убеждаемся о том, что читать стали меньше.
  • Моё мнение на эту проблему однозначно: читать необходимо!

10. Найдите нарушение этических норм в фрагменте сочинения.

Конечно, кто из нас не хочет стать интеллектуалом? Весь вопрос только в том, как этого достичь. Существует много советов по этому поводу, но автор данной статьи, по-моему, много на себя берёт, утверждая, что только книги могут помочь в интеллектуальном развитии человека. Его взгляд устарел. Он, наверное, не слышал ни об Интернете, ни о компьютере. Я считаю, что в наш век книги уходят на второе место.

11. Найдите фактические ошибки в следующих суждениях.

1. Автор утверждает, что чтение – главный и единственный способ интеллектуального развития.

  1. Интерес к чтению обусловлен процессом саморазвития человека.
  2. Нужно читать только то, что интересует тебя.
  3. Читать нужно по программе, жёстко следуя ей.

12. Д.С. Лихачёв утверждает:

 «Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой».

Изложите свой взгляд, аргументировав его примерами из житейского опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения"

Презентация представляет собой пошаговую работу по подготовке учащихся 9 класса к ГИА....

Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения(часть 3,ЕГЭ)

Данный материал рассчитан на работу с учащимися 11-х классов. Материал содержит 12 упражнений, способствующих научить  учащихся верно формулировать проблемы текстов, выявлять авторскую позицию, а...

Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова

Система упражнений, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинений-рассуждений на лингвистическую тему...

Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.

Данная работа содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С....

Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. 15.3

Методические рекомендации для учеников 9 класса по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть 3. 15.3)....

Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ

На презентации дан текст Т.Устиновой, современной российской  писательницы, повествующий о бездомной собаке, которую случайно видит рассказчика возле крыльца большого магазина в г.Санкт-Петербург...

Разработка урока русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. Задание 13.3

Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Среди многих умений, которыми должны обладать учащиеся, важными, конечно же, являются навыки написания сочинения в жанре рассуждения. Данная разработка п...


 

Комментарии