Обобщающее повторение частей речи.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Виноградова Анна Евгеньевна

В ЕГЭ по русскому языку много заданий, основанных на знаниях частей речи. Данный урок построен на повторении морфологии с опорой на синтаксис и лексику. В конце урока проводится компьютерное тестирование в программеMyTestEditor. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающее повторение частей речи

    Цели: Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах по теме «Морфология», закрепление навыков правописания  разных частей речи.

            Обучение тестированию на компьютерах.

Ход урока

1Работа по теме урока с интерактивной доской.

 А) Анализ предложения

Вставьте пропущенные знаки препинания, начертите схему предложения, объясните слова с пропущенными буквами.

Когда увид..ла мать что уже и сыны её сели на к..ней она кинулась к меньш..му у которого в чертах лица выр..жалось более какой-то нежности она схватила его за стремя она прилипла к седлу его и с отчаянием в глазах (не)выпускала из рук своих. (Н.Гоголь)

В каком значении употреблено слово «сыны»(Защитники, войны)

 -Объясните расстановку знаков препинания.

(Когда =  - ), (что - =), [ - = ], (у которого =): [ - = ], [- = и = ].

- Назовите виды связи.(подчинительная и бессоюзная)

- Перечислите виды придаточных.(времени, изъяснительное, определительное)

- Назовите виды подчинения (последовательное и параллельное)

2 Объявление темы урока

Мы сегодня обобщаем всё изученное о частях речи

Итогом урока будет оценка ваших знаний во время заключительного тестирования на компьютерах.

Итак, на какие две группы можно разделить части речи?(самостоятельные и служебные)

- По какому принципу происходит деление частей речи на эти группы.(Самостоятельные части речи имеют лексическое значение, участвуют в построении словосочетания и являются членами предложения. Служебные части речи нужны для связи слов в предложении. Они не называют объектов действительности и не являются членами предложения)

-Составьте обобщающую схему «Части речи», приведите примеры из записанного вами предложения и дополните своими примерами.

- Слова каких частей речи встречаются в записанном вами предложении.

Составляется список частей речи:

Существительное(мать, сыны, меньшому, чертах, лица, нежности, стремя, седлу, отчаянием, глазах, рук)

Глагол (увидела, сели, кинулась, выражалось, схватила, прилипла, выпускала)

Местоимение (её, она. которого, какой-то, его, своих)

Наречие (более?)

Союз ( когда, что, и)

Частица (не, уже?)

Предлог( на, к, у, в, за, с, из)

( Слова из предложения с помощью интерактивной доски перетаскиваются в таблицу)

- Какие из выписанных слов могут являться и другой частью речи?

- Как называются такие явления в русском языке?(омоформы)

Итак, что такое омоформы?

 Совпадающие в звучании формы одного слова или разных слов называются грамматическими (морфологическими) омонимами, или омоформами.

3 Проверка домашнего задания

Вам было задано на дом найти примеры с омоформами, объяснить их значение и отнести к части речи.

Например, из стихотворения Я.Козловского

 Снег сказал:

-Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечёт, качая стаю

Отражённых голубей.

 (Стаю- форма буд. времени от глагола стаять; форма сущ. «стая» в вин. падеже ;

Голубей- форма сравнительной степени от прилагательного  «голубой» и  форма мн.ч.,Род. пад от. существительного «голубь»)

4 Создание проблемной ситуации

Итак, умение определять и различать омоформы и омофоны непосредственно связано с правописанием многих частей речи.

Правописание каких частей речи можно легко смешивать?

(Союза чтобы и местоимения что с частицей бы)

На доске таблица

слитно

раздельно

чтобы

что бы

тоже

то же

причём, притом

при чём, при том

итак

и так

-Кто может прокомментировать примеры, отображённые на доске?

Также следует отличать правописание имён существительных с предлогами от правописания производных предлогов

Сущ. с предлогом

Произв. предлог

в течении русла

в течение года

в продолжении рассказа

в продолжение недели

в следствии по делу

вследствие засухи

быть в виду

ввиду коллектива класса

на встречу с подругой

навстречу ветру

провели в заключении

в заключение речи

поставить на счёт

поговорили насчёт

4 Закрепление изученного материала и итоговое тестирование (работа по группам)

 Сейчас мы с вами будем работать по группам

Одна группа будет отрабатывать материал на правописание предлогов и союзов(самостоятельная работа по карточкам) , другая группа будет проходить тестирование на компьютере по  всему разделу «Морфология», затем вы должны поменяться. То, что вы не  доделаете, будете доделывать дома.

5 Рефлексия

Итак, мы с вами обобщили сегодня на уроке всё изученное о частях речи.

А сейчас я вас попрошу на листочках написать

- Определение какой части речи вызывает особое затруднение?

- Правописание какой части речи вызывает особое затруднение?

- Что уяснили для себя на сегодняшнем уроке?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающее повторение частей речи Урок в 11 классе

Слайд 2

Цели урока Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-9 классах по теме «Морфология», закрепление навыков правописания разных частей речи. Обучение тестированию на компьютерах

Слайд 3

Когда увид..ла мать что уже и сыны её сели на к..ней она кинулась к меньш..му у которого в чертах лица выр..жалось более какой-то нежности она схватила его за стремя она прилипла к седлу его и с отчаянием в глазах (не)выпускала из рук своих.

Слайд 4

Схема предложения (Когда = - ), (что - =), [ - = ], (у которого =): [ - = ], [- = и = ].

Слайд 5

Проверим Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилипла к седлу его и с отчаянием в глазах не выпускала из рук своих. (Н.Гоголь)

Слайд 6

части речи служебные самостоятельные

Слайд 7

Существительное Глагол Местоимение Наречие Союз Частица Предлог мать, сыны, коней, меньшому, чертах, лица, нежности, стремя, седлу, отчаянием, глазах, рук увидела, сели, кинулась, выражалось, схватила. прилипла, выпускала, её, она, которого. какой-то, она, его, она. его, своих более когда, что, и, и уже, не на. к, у, в, за, к. с, в. из

Слайд 8

Снег сказал: -Когда я стаю ,(от гл.стаять в форме 1 лица, буд.времени) Станет речка голубей , (от прил.голубой в форме сравн. степени) Потечёт, качая стаю (от сущ. стая в форме Вин.пад.) Отражённых голубей . (от сущ. голубь в форме Род. пад.мн.числа) омоформы

Слайд 9

Проверка домашнего задания

Слайд 10

Правописание омоформ слитно раздельно чтобы что бы тоже то же причём, притом при чём, при том итак и так

Слайд 11

Правописание предлогов Сущ. с предлогом Произв. предлог в течени и русла в течени е года в продолжени и рассказа в продолжени е недели в с ледстви и по делу вс ледстви е засухи быть в в иду вв иду коллектива класса на в стречу с подругой нав стречу ветру провели в заключени и в заключени е речи поставить на с чёт поговорили нас чёт

Слайд 12

Практическая работа (по группам) 1 Выполнение упражнения 2 Компьютерное тестирование

Слайд 13

Рефлексия Определение какой части речи вызывает особое затруднение? - Правописание какой части речи вызывает особое затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее повторение частей речи

Материал целессобразно использовать на обобщающих уроках по морфологии...

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение по теме «Имя существительное как часть речи»

Обобщающий урок  в 5 классе, направленный на  систематизацию и обобщение знания детей о существительном как части речи ,на  закрепление знании категории рода и числа, на развитие у школ...

конспект урока "Обобщающее повторение по теме: «Служебные части речи».

Цель урока: обобщить знания по теме «Служебные части речи», в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем правильно определять и писать служебные части речи.Задачи урока:Пред...

Конспект урока на тему «Повторение частей речи в русском языке и их форм».

Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

Презентация к уроку обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное как часть речи".

Презентация может использоваться в качестве сопровождения фрагмента урока, поможет повторить и закрепить материал, изученный по данной теме....

Раскраска "Повторение частей речи"

для обобщения материала по морфологии...