"Унылая пора..." Второстепенные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Тематически урок связан с осенью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon unylaya_pora.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…»

Цели:

Закрепить знания учащихся о второстепенных членах предложения;

Учить определять второстепенные члены предложения, составлять предложения по схемах, развивать связную речь, мышление;

Используя стихи русских поэтов, воспитывать любовь к осени, восхищение ее красотой и очарованием.

Оборудование:

Сборники стихов Пушкина, Есенина, Некрасова, Тютчева, карточки для игры.

Ход урока

Орг.момент.

Мотивация урока.

Осень… каждый день моросит дождь, вечная слякоть, ветер; день с каждым разом уменьшается. На многих осень наводит тоску, уныние, хандру. С осенью обычно связывают увядание природы, с этим временем года сравнивают зрелость. Но неужели нет ничего прекрасного в этом времени года? А. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» сказал:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…»

Эти слова я взяла в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Давайте вместе вчитаемся в эти строчки. Сколько любви, нежности в двух строчках! У Пушкина осень была самым любимым временем года. И сегодня мы постараемся понять, почему, за что мы любим это время года. А помогут нам второстепенные члены предложения. Мы вспомним, какие есть второстепенные члены предложения, научимся их различать.

Упражнения для закрепления материала.

Спишите отрывок, разберите предложения по членам предложения.

Объясните значение слов увядать, багрец.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса.

                                             А.С.Пушкин

Выпишите из текста определения. Как вы понимаете значение эпитетов дивная, хрустальный, лучезарны?

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

                                                          Ф.Тютчев

Выразительно прочитайте отрывок. Найдите нераспространенные предложения. Сделайте (устно) их распространенными. Запишите отрывок по памяти.

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

                                                         Н.А.Некрасов

Игра «Узнай себя».

На доске записано стихотворение. Учитель раздает таблички с обозначением главных и второстепенных членов предложения. Затем учитель подымает табличку, где слово выделено. Те ученики, которые «Узнали себя» (свою табличку), подымают каротчку.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей.

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И стаждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

( Октябрь наступил, роща отряхает, последние листы, осенний хлад, бежит за мельницу, бежит журча, поспешает с охотою, сосед поспешает, поспешает в поля, будит лай, лай собак.)

Составьте предложения об осени по схемам.

Обобщение.

Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

На какие вопросы они отвечают? Как графически обозначаются?

Рефлексия.

Об осени можно говорить еще долго. Я думаю, что сегодня мы смогли с вами объяснить и показать все прелести, красоты осенней природы, ее очарование. А закончить наше осеннее путешествие мне хочется строками из всеми вами любимого Пушкина:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно,

Как нелюбимое дитя в семье родной.

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной…

В ней много доброго…

Домашнее задание.

Написать небольшую зарисовку на одну из тем: «Наряды осени», «Октябрь уж наступил…», «Краски осени».

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".

Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...