Ы - И после Ц. Урок в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл y-i_posle_c.pptx2.55 МБ
Файл posle_c.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Ошибкоопасные » орфограммы

Слайд 2

Двадцать седьмое января Д.. кабрь – « ветродуй » Год кончается, зима начинается. .. нварь – «студеный», « просинец ». Году начало, зиме середина. Ф..враль – «лютый». « В феврале зима с весной встретится»

Слайд 3

« Ошибкоопасное » место Ж .. рдочка , крыж..вник, ш ..пот, ж.. лтый , ш .. колад , прич .. ска , ж.. знь , брош .. ра , ч.. десный , ч.. рный , ч.. рт , ш ..лк, ж.. ри .

Слайд 4

Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоциклах разъезжал И цифры знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут И , где Ы . Цыплёнок не знал. А вы знаете? Выпишите слова с орфограммой «Гласные после Ц»

Слайд 5

Стан ц ия Огур ц ы Ц и рк Сини ц ын К руглоли ц ый Ц ы пленок

Слайд 6

Гласные буквы И-Ы после Ц Цель: знать: правило написания ы и и после ц ; уметь: применять данное правило на письме; графически обозначать орфограммы;

Слайд 7

Ы после Ц в окончаниях существительных : лестниц ы , огурц ы ; в суффиксах прилагательных: птиц ын , лисиц ын ; в корнях слов: ц ы ган, ц ы ц, ц ы кнуть, на ц ы почках, ц ы плёнок ; В окончаниях прилагательных: куц ый , бледнолиц ый И после Ц - в словах на - ция : лекция, секция, революция ; - в корнях слов: циркуль , цирк.

Слайд 8

Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц, цып-цып!»

Слайд 9

В существительных на - ция Мы всегда напишем - ия . И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву и . А в концовке - цын , - цый , - цы Пишем только букву ы .

Слайд 10

Работа с учебником. Как обозначается орфограмма?

Слайд 11

Записать одним словом. Артист цирка; устаревшее обозначение парикмахера; апельсины, мандарины, лимоны; большой резервуар для перевозки жидкостей; отрывок из какого-либо произведения; знак, обозначающий количество; высокая твердая шляпа с небольшими полями; стриженый и крашеный мех овцы, собрание каких-либо предметов

Слайд 12

Графический диктант Составляем схему предложения с однородными членами. Мы знаем и помним историю нашей улицы. Вдруг в ветвях промелькнули синицыны хвост и голова. Мы не ходим на представления, когда циркачи отдыхают и репетируют

Слайд 13

Птиц… - птиц…н, лисиц… - лисиц…н, сестриц… - сестриц…н.

Слайд 14

§ 43. Упражнение 432.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Ы-И после Ц"

Цель:

  • знать: правило написания ы и и после ц;
  • уметь: применять данное правило на письме; графически обозначать орфограммы;

Оборудование:

  • презентация (Приложение 1);
  • обучающие карточки;
  • тест первичного контроля, ключ №2.

ХОД УРОКА

  1. Организация начала занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим  путешествовать по Орфографии. Но сначала нам нужно преодолеть ошибкоопасные места. Легче всего их будет преодолевать тем, кто уже отвечал на прошлом уроке. (учитель зачитывает фамилии уч-ся, имеющих  +).

Карточки.(2 уч-ся)

У доски (2 уч-ся) – фонетический разбор, правописание безударных гласных.

А мы с вами тоже должны выбраться из ошибкоопасных мест. Сначала запишем число. Уч-ся комментирует орфограммы в числе.

2. Проверка домашнего задания

 Что означают слова январь, февраль, декабрь? Слайд 1

И еще в одно место  заглянем. Это  зимний лес, а в нем ошибкоопасная орфограмма. Посмотрим, как вы выберетесь отсюда!

Ж..рдочка, крыж..вник, ш..пот, ж..лтый, ш..колад, прич..ска, ж..знь, брош..ра, ч..десный,  ч..рный, ч..рт, ш..лк, ж..ри. А теперь посмотрим, выбрались ли  ребята из опасных мест. Проверяем!

- Ребята, есть еще одна ошибкоопасная орфограмма. Но странно, что эта орфограмма находится не в темном лесу, не на другой планете, а в… цирке.

Учитель читает стихотворение: (слайд 3)

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на ц
имбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И ц
ифр он знал немало.
Он из ц
илиндра доставал
Морковь и огурц
ы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

- Цыпленок не знал. А вы знаете?

Открывается запись на доске: (слайд)

Станция

огурцы

Цирк

Синицын

 

Цыпленок

 

Учитель произносит слова еще раз.

- Какие звуки слышатся во всех словах ? (цы)

- А посмотрите, как написано? (Цы и ци.)

- Почему?

Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.

- Какова же тема урока? Сформулируйте ее.

- «Првописание ы-и после ц»

Учитель записывает тему урока на доске, дети – в тетрадях.(слайд)

3. Сообщение цели урока (слайд)

4. Изучение таблицы (слайд)Работа в тетрадях для ошибок. Учитель записывает на доске.

Учитель: По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:

1) в словах на -ция: лекция, секция, революция, документация (примеры устно);
2) в корнях слов (циркуль, цирк).

Случаи написания Ы после Ц:

  • в окончаниях слов (синицы, птицы, молодицы)
  • в суффиксах –ын-. Например: сестрицын, курицын
  • в окончаниях прилагательных: бледнолицый

- А почему же цыпленок через ы?

Потому что цыпленок одно из тех слов, которые надо запомнить: цыган, цыпленок, цыпочки, цыц, цыкнуть.

Во всех этих словах пишется Ы после Ц. Запомнили? (слайд)

5. Знакомство с правилом правописания ы и и после ц в учебнике.

6. “Кластер”(Слайд)

Создание коллективного опорного сигнала. Дети предлагают свои варианты группировки материала, создают опорный конспект в виде таблицы, схемы, видеоряда. В результате работы получилась таблица:

цы

ци

1. окончание Ы

1. в корне

2. суффикс –ын

2. на -ция

3. слова-исключения

 

 

 

7. Закрепление изученного

1. Распределительный диктант (распределить слова по двум столбикам цы и ци).

Цинк, цитата, курицын, цыпленок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, милиция.

8.Физминутка. Я читаю слова. Если пишем И,приседаем. Если после Ц пишем Ы, прыгаем.

Умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция, цыган, акция, бледнолицый.

9. Работа с учебником . Как обозначается орфограмма?(выполнение упражнения 429устно).

4. Упражнение 430. Составьте 2 предложения с данными словосочетаниями. Какое предложение вам понравилось? Запишем его на доске. Сделаем синтаксический разбор.

10. Графический диктант.

- Составляем схему предложения с однородными членами (см. презентацию).

Мы знаем и помним историю нашей улицы.

Вдруг в ветвях промелькнули синицыны хвост и голова.

Мы не ходим на представления, когда циркачи отдыхают и репетируют

11. Творческий диктант.

- Заменить одним словом.

12.Итог урока

Ребята, вспомните, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Достигли ли мы ее?

- Что вы сегодня узнали?

- Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?

13.Комментирование оценок

Тест первичного контроля

Вариант 1.

Основная часть.

Выберите правильный вариант ответа:

1. Буква И после Ц пишется

А) в корне, окончании;

Б) в корне, окончании, в словах на –ция

В) в корне, в словах на –ция.

 2. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте.

 Ц…ган,  милиц…я,  акац…я,  нарц…сс,  панц…рь, на ц…почках, ц…нга,  лисиц…н,  ц…плята, с улиц…, секц…я. 

Вариант 2.

Основная часть.

Выберите правильный вариант ответа:

1. Буква Ы после Ц пишется

А) в корне, в суффиксе, словах-исключениях;

Б) в корне, окончании, словах- исключениях;

В) в суффиксе, окончании, словах-исключениях.

2. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте

Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц…, ц…гейка, акац_я, ц_корий,  из-за дверц_.

Задание на дом

- Выберите себе домашнее задание:

1. Упр. № 355, п.45.

2. Написать сочинение-миниатюру,  употребив слова-исключения (на выбор) и др. (с буквами ы – и после ц): «Скорей бы весна пришла», «Цирк». 

Ключ № 2.

1 вариант: цыган,  милиция,  акация,  нарцисс,  панцирь, на цыпочках, цинга,  лисицын,  цыплята,   с улицы, секция.
2 вариант:  цитрусовый, цыганка (искл.), циферблат, с улицы, сестрицын, для куницы, ножницы, цигейка,  акация (на  -ция),  цикорий,  из-за дверцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "«Буквы И-Ы после Ц» в 5 классе

Урок объяснения нового материала.На изучение темы по плану отведено 2 часа....

Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой. Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)

Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка. Раскрой.  Девиз нашего урока: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». «Кроить не шить после не распорешь». (8 класс)Цель урока:  Обучающая ·...

Конспект урока на тему "бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча" 6 класс

Конспект урока на тему "бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча" 6 класс...

Вступительный урок после летних каникул (10 класс)

Урок может быть использован как начальный урок после летних каникул для старшеклассников. Путешествие одна из любимых форм проведения летнего отдыха. Сейчас учащиеся имеют возможность путешествоать за...

Презентация к уроку "Правописание слов с гласными после шипящих" (повторение) 3 класс

В презентации даны материалы к уроку по теме: "Правописание слов с гласными после шипящих"....

Конспект урока 5 класс «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»

КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»...

Буквы Ы-И после приставок урок в 6 классе

урок в 6 классе по русскому языку по теме "Буквы Ы-И после приставок" - плановый урок по программе и учебнику М.М. Разумовской....