интегрированный урок русского языка и краеведения в 6 классе по теме "Имя числительное"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

Урок-обобщение по теме "Имя числительное" (Работа учащихся в группах). Форма урока- урок-экскурсия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок краеведения и русского языка. 6 класс

Ключевые слова: имя числительное, текст, стиль речи, тропы

Тема урока. «К родине любовь с родного края начинается. Мой город  Сергиев Посад». Роль имени числительного в речи 

Тип урока. Урок-обобщение (групповая работа)

Форма урока. Урок-экскурсия.

Обучающие цели: систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя числительное»; посредством краеведческого материала закрепить и совершенствовать  практические навыки правильного употребления числительных в речи.

Воспитательные цели: воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, уважение и любовь к родному краю.

Развивающие задачи: способствовать эстетическому развитию учащихся, развивать творческое мышление, заинтересованное обсуждение, умение владеть родным словом.

Предварительная подготовка: презентация к уроку, инсценирование фрагмента «Ярмарка» ( продавцы товаров в русских нарядах)

Ход урока.

1. Организационный момент. 

- Сегодня у нас необычный урок: мы совершим экскурсию в прошлое и настоящее нашего города и района. Экскурсия наша познавательная и образовательная - мы перелистаем героические страницы Сергиева Посада, побываем в его окрестностях и «пройдемся» по его современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, какая это важная часть речи – имя числительное, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом. Ведь целью нашего урока является повторение всего, что мы знаем об этой части речи, а главное – как мы научились правильно употреблять числительные в повседневной речи.

2. Работа с грамматическими понятиями.

- В предложениях, которые содержат общую информацию о нашем городе и районе, найдите числительные и определите, к какой группе по значению и по составу они относятся. Вы будете работать с путевым листом - заполните таблицу, распределяя числительные по группам.

(Тексты читает учитель) Сергиев Посад находится в центре европейской части России. Город расположен в северо-восточной части Московской области, в 52 км от Москвы (74,5 км — по железной дороге от Ярославского вокзала)

Сергиевский уезд (позже Сергиево-Посадский район), в который входило 10 волостей с населением 90 тысяч человек, образован в 1921 году.

В настоящее время здесь проживает более 232 тысяч человек, преимущественно в городах и поселках городского типа. В районе четыре города - Сергиев Посад с населением 133,7 тысячи человек, Краснозаводск (ранее село Возрождение), Хотьково, Пересвет, пять поселков - Богородское, Семхоз, Скоропусковский, Муханово, Абрамцево и 291 сельский населенный пункт.

Площадь города – 66 кв.км. При этом плотность населения ниже среднего показателя по городам Московской области.

- Проверим, как вы заполнили таблицу.

3. Викторина.

– Прежде чем «посетить» запланированные нашей экскурсией уголки нашего района и познакомиться с достопримечательностями наших окрестностей, давайте обратимся к истории Сергиева Посада. Думаю, вы без труда вспомните, с какими событиями связаны следующие цифры-даты (презентация)

1345 год.  В тысяча триста сорок пятом году Сергием Радонежским основан Троицкий монастырь, который положил начало городу

1380 год. Благословение князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву. Поединок Пересвета с Темир-Мурзой

Сентябрь1608 – январь1610 гг. 16-месячная осада польско-литовскими интервентами

       1782 год. В марте 1782 года для жителей бывших троицких слобод поуказу Екатерины II  был учрежден посад с названием Сергиевский

1862 год. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году была открыта железная дорога между Москвой и Сергиевым Посадом

1883 год. В марте тысяча восемьсот восемьдесят третьего года было утверждено описание герба Сергиевского посада: «В лазоревом щите серебряная зубчатая стена с черными, о серебряных скрепах воротами, из-за которых возникает серебряная башня с золотым церковным куполом, который увенчан шестиконечным Голгофским крестом, по сторонам башня сопровождена двумя золотыми бердышами, лезвия которых обращены вправо». С 15 ноября 2006 года – герб Сергиева Посада

1969 год. Загорск, единственный из городов Московской области, был включен в состав «Золотого кольца».

4. Экскурсия (презентация, подготовленная совместно с учащимися).

 – Вспомним, что сегодня на уроке мы совершаем экскурсию. Невозможно рассказывать о Сергиево-Посадском районе, не упомянув село Абрамцево. Экскурсоводами здесь предстоит поработать участникам 1-й группы.

- Помните, что наша экскурсия ознакомительная, поэтому постарайтесь быть лаконичными, сообщая только самые важные сведения.

В 15 километрах от Сергиева Посада находится знаменитое село Абрамцево. Впервые Абрамцево упоминается в XIV веке. В середине XVIII века здесь устраивается барская усадьба. Но свою славную историю подмосковное имение начинает с 1843 г., когда его приобретает писатель С.Т.Аксаков. Сюда приезжали писатели И. С. Тургенев и Н. В. Гоголь. В 1870 году усадьбу приобрел крупный предприниматель С. И. Мамонтов

В 1872 году в Абрамцеве была открыта художественно-столярная мастерская Е. Д. Поленовой, положившая начало возрождению народного промысла резьбы по дереву. Спустя семь лет приступила к работе керамическая мастерская, славу которой принесли новаторские произведения, и прежде всего работы по эскизам М. А. Врубеля.

После 1917 г. усадьба была национализирована и превращена в музей. Первым хранителем была дочь С. И. Мамонтова Александра Саввична. На территории Музея-заповедника в настоящее время, находятся памятники архитектуры XVIII—XIX в.в. и парк. Собрание музея включает более 25 тысяч экспонатов; экспозиции посвящены жизни и творчеству владельцев и знаменитых гостей Абрамцева.

2-я группа – город Хотьково и Хотьковский монастырь

Дата основания не известна, впервые упоминается в 1308 году. Изначально был мужеско-женским. В 1330-е годы в его стенах приняли монашеский постриг родители Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария. Между 1506 и 1544 годами он становится исключительно женским, и в 1544 Иван Грозный передаёт его в управление Троицкому монастырю. В 1764 Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным. К 1913 году при монастыре находились школа на 60—70 учеников обоих полов (основана в 1884 году), иконописная мастерская (открыта в середине XIX века), больница на 10 мест и богадельня.

В 1922 году монастырь был закрыт и только в 1989 году монашеская жизнь возобновилась вновь. Состоялся первый молебен и начались восстановительные работы. В настоящее время при монастыре работают воскресная школа и богословские курсы, с 14 октября 2000 года открыт приют-пансионат для девочек.

3-я группа – Черниговский скит, Гремячий

Черниговский скит расположен в трех километрах к северо-востоку от Троице-Сергиевой лавры.

В прошлом Черниговский скит обычно называли "Пещеры", а в официальных документах - "Пещерное отделение Гефсиманского скита". В 1847 году блаженный Филипп (в простонародии - «юродивый Филиппушка») начал сооружать пещеры наподобие Пещер Киево-Печерской Лавры. Слух о пещерных подвижниках привел сюда иноков. Каждый приходящий сам копал себе келью. Пещерные кельи были не более сажени в ширину и длину, печей не было: зимой пещерники обогревали их своим дыханием и лампадками. В средней, самой большой пещере была устроена церковь во имя Архангела Михаила. Много позже кельи и пещерный храм были обложены кирпичами. Так образовалось пещерное отделение Гефсиманского скита.

4-я группа – город Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра

Откуда бы ни приехали в наш город – с севера ли (со стороны Ярославля или Углича), с юга (со стороны Москвы) или с востока (со стороны Вифанских прудов) – дорога обязательно приведет вас на главную площадь города, к стенам прославленного Троице-Сергиева монастыря – крепости.

Город возник из сел и ремесленных слобод, население которых обслуживал монастырь.

Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря. Он сам строил кельи, постепенно к нему присоединялись его сподвижники. При царе Иване IV Грозном Троице-Сергиев монастырь вошел в систему обороны Москвы и был перестроен: вместо деревянных стен возвели каменные – с 12 башнями протяженностью около 1,5 км. Стены первоначально имели 2 боевых яруса и не превышали по высоте 5,5 м. Именно при таких низких стенах Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду поляками. Осаждавших было до 30 тысяч, в то время как число защитников крепости составляло 1/12 часть вражеского войска.

5-я группа –  Знаменитые люди в Сергиевом Посаде

На Комсомольской улице стоит деревянный одноэтажный дом N 81. На стене блестящая металлическая доска с надписью: "Здесь жил и работал с 1926 по 1937 год писатель Михаил Михайлович Пришвин". Удивительная природа окрестностей города поразила писателя. В городе были написаны им такие значительные произведения, как "Журавлиная родина", "Охотничьи были", "Корень жизни". Мемориальный дом Пришвина - гордость наших краеведов, достопримечательность района, место паломничества туристов.

 В Сергиево-Посадском районе родился известный поэт Виктор Боков. Александр Роу, знаменитый киносценарист, автор фильмов-сказок, родился в Сергиевом Посаде. Жил в городе Виктор Михайлович Васнецов. Неоднократно бывал в посаде Михаил Васильевич Нестеров. Неоднократно бывал в нашем городе К.Ф. Юон. Его кисти принадлежит картина "В Сергиевом Посаде", написанная в 1911 году. В 1923 году вышел альбом К. Юона "Сергиев Посад".  Сергиево-Посадская организация Союза художников, насчитывающая около 100 членов, одна из крупнейших в России! В нашем городе проходят выставки произведений художников, и горожане с глубоким уважением относятся к творчеству земляков.

5. Ярмарка (инсценированный фрагмент урока)

- Главная улица Сергиева Посада всегда была торговой. Именно торговля позволила нашему городу получить статус «посада». Традиционным явлением для жителей нашего города были ярмарки. Давайте представим, что же мы могли бы увидеть и приобрести на такой ярмарке, что бы мы захватили с собой в качестве сувенира?

Инсценирование (продавцы матрешек и богородской игрушки в традиционной русской одежде)

1) Я из Сергиева Посада.

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

2) В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей темница.

3) По преданию, матрешка была изготовлена лучшим токарем Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкиным. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде.

4)Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет

- (Хором, по очереди – зазывают покупателей) Покупайте матрёшку – русскую игрушку, самую красивую, расписную…

- Хотите приобрести такое чудо? Выполните задание: правильно прочтите и ответьте на вопрос, требующий вычислительных навыков.

     1) К 134 дворам (в начале XVIв.) прибавились 138 дворов (в конце XVIв.) = ?

      2) С 1930 г. по 1991 г.–   ? лет Сергиев Посад именовался Загорском (в честь одного из большевицких руководителей Москвы   В. М. Загорского)

- Молодцы, вот уже и обзавелись сувенирами…Посмотрим, что еще предложат нам на ярмарке…

(Продолжение сценки «Ярмарка»)

1) Недалеко от Сергиева Посада расположилось село Богородское, которое прославилось на всю Россию своим игрушечным промыслом.

2) По преданию, в середине XVIII века один житель посада вырезал из липового чурака куклу размером в 9 вершков (40 см) и продал ее купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек. Так родилась Богородская игрушка.

3)До сих пор популярны богородские резные игрушки – медведь, курочки, свистелки, «Кузнецы», посуда…

4)"Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой "потехе" с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна.

(Хором, по очереди) Покупайте богородскую игрушку – на радость деткам, на память о нашем городе…

- Чтобы приобрести эти игрушки, ответьте на следующие вопросы.

      1) Население города увеличилось с 25 000 человек(в 1897 г.) до 106 000 человек (в 2010 г.) - численность жителей увеличилась на ? человек.

     2) В 1744 г. монастырь стал лаврой. ? лет Троице-Сергиевой Лавре

- Спасибо нашим «продавцам» за интересную иллюстрацию жизни нашего города в прошлые века.

6. Работа с текстом.

- Наше путешествие подходит к концу. Мы обязательно поделимся впечатлениями об ознакомительной экскурсии по нашему родному краю. А сейчас послушаем текст о Сергиевом Посаде (текст напечатан в путевых листах).

Первые лучи солнца зажигают золотые купола. Стаи небольших пташек и солидных голубей кружатся над площадью…А какая красота предстаёт любопытному взору с высоты птичьего полёта! Удивительная природа окрестностей города поражает каждого: вот серебрится тонкая лента реки, чуть левее – дремучий лес ручейком прорезала автомобильная дорога, а там – необъятные поля, раскинувшиеся на многочисленных холмах…И кажется не случайным, что именно здесь были написаны знаменитые произведения М.Пришвина «Журавлиная родина», «Охотничьи были». И не удивительно вовсе, что на этой земле родился знаменитый поэт Виктор Боков. Уже не сомневаешься и в том, что эта благодатная природа вдохновляла и работавших здесь художников: М.В.Нестерова, В.М.Васнецова, К.Ф. Юона…Не один, не два, даже не десяток человек – а сотни, тысячи людей, побывавших здесь, смогли убедиться в силе воздействия одухотворенной природы на окружающий мир действительности. Всё это мой край – мой город Сергиев Посад, моя Родина…

- Определите стиль речи, которым написан текст. (Художественный) Докажите (эмоциональность; использование тропов – лучи зажигают купола (олиц.), солидные голуби (метафорич.эпит.), дорога ручейком прорезала лес(ср.); сложные предложения, многоточия)

- Встретились ли в этом тексте имена числительные? С какой целью использует их автор? (экспрессивная функция -  эмоциональность, т.о. рисуется масштабная картина; «тысячи» употребляется как имя существительное. Автор подчеркивает силу воздействия родного края на всех живущих здесь людей и на всех приезжающих. Значит, числительные помогли автору и при воплощении идеи)

- Значит, имена числительные могут употребляться и в художественной речи, и писатели обращаются к словам этой части речи как средству выразительности.

7. Редактирование текста.

 - Всегда ли мы правильно употребляем числительные в речи? Ребята, надо помочь издательству одной из газет нашего района. Давайте отредактируем следующие предложения.

1) Купец И.В.Мамонтов, отец будущего известного промышленника и мецената Саввы Ивановича, вычислил, что ежегодно в сторону Сергиева Посада и обратно проходит до пятиста тысяч человек и посчитал выгодным построить железную дорогу.

2) В тысяче девятисот девятнадцатом году в Сергиевом Посаде была создана центральная районная библиотека, которая образовалась путем слияния нескольких крупневших библиотек города.

3) К началу войны в Загорском и Константиновском районах было около трёхста колхозов, две машинно-тракторные станции с девяностами двумя тракторами и одиннадцатьми комбайнами.

4) С обоих сторон Кончуры сохранились зелёные поляны.

8. Подведение итогов.

- Вспомните, использовали ли вы сегодня на уроке имена числительные? Какую же роль они играют в речи?

Точная информация

Документы

История семьи, города, страны

Усиление экспрессивности речи – масштабные картины

Всплеск эмоций

- Итак, имена числительные позволили нам вспомнить историю нашего родного города, узнать много интересных сведений об окрестностях Сергиева Посада. Мы еще раз убедились в том, что любовь к Родине немыслима без любви к родному краю.

9. Задание на дом.

- Напишите сочинение (размышление, рассуждение) «Я житель Сергиева Посада» (буквенная запись цифр)

Библиография:

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%F0%E3%E8%E5%E2_%CF%EE%F1%E0%E4

 2. http://www.zolotoe-koltso.ru/goroda_new/sergievposad/sergievposad_about.php

 

Приложение

Путевой лист ученика(цы) 6»М» класса                                             _

Задание 1. Заполните таблицу

Количественные

Порядковые

Простые

Составные

Целые:

Дробные:

Собирательные:

Задание 2. Работа с текстом

Первые лучи солнца зажигают золотые купола. Стаи небольших пташек и солидных голубей кружатся над площадью, которой уже более четырёхсот лет…А какая красота предстаёт любопытному взору с высоты птичьего полёта! Удивительная природа окрестностей города поражает каждого: вот серебрится тонкая лента реки, чуть левее – дремучий лес ручейком прорезала автомобильная дорога, а там – необъятные поля, раскинувшиеся на многочисленных холмах…И кажется не случайным, что именно здесь были написаны знаменитые произведения М.Пришвина «Журавлиная родина», «Охотничьи были». И не удивительно вовсе, что на этой земле родился знаменитый поэт Виктор Боков. Уже не сомневаешься и в том, что эта благодатная природа вдохновляла и работавших здесь художников: М.В.Нестерова, В.М.Васнецова, К.Ф. Юона…Не один, не два, даже не десяток человек – а сотни, тысячи людей, побывавших здесь, смогли убедиться в силе воздействия одухотворенной природы на окружающий мир действительности. Всё это мой край – мой город Сергиев Посад, моя Родина…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

«Я мыслю - значит, я существую» интегрированный урок русского языка и психологии 5 класс

Интегрированный урок русского языка по теме «Текст, тема, идея» и психологии по теме «Память как общая способность».Тема урока: «Я мыслю - значит, я существую». Технологии обучения: личностно – о...

Интегрированный урок русского языка и ИЗО (6 класс) "Н и НН в суффиксах имён прилагательных".

Изучение темы "Н и НН в суффиксах имён прилагательных" построено на текстовом материале по истории хохломской росписи....

Сценарий интегрированного урока (русский язык и информатика) 5 класс

Интегрированный урок в 5 классе разработан с новыми условиями требований ФГОС (системно-деятельностный подход, формирование УУД)....

Интегрированный урок: русский язык, математика, музыка. 6 класс

Интегрированный урок для 6 класса.  в этот урок вошли предметы: русский язык, математика, музыка. Представлен в виде презентации с музыкальным материалом....

"Имя существительное на карте Челябинской области" - интегрированный урок (русский язык и география) – 6 класс

Интегрированный урок "Имя существительное на карте Челябинской области" по русскому языку и географии разработан для учащихся 6 классов. Для подготовки к уроку был использован краеведческий материал п...

Интегрированный урок русского языка и математики 6 класс

Имя числительное и число.Цели: научить учащихся различать имена числительные и числа; обратить внимание на слова со значением числа; развивать интерес к математике и русскому языку на базе получения д...