Чередование гласных в корне слова
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме

Усманова Ирина Васильевна

Урок-презентация для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon cheredovanie_glasnyh_10_klass.ppt665 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ 10 класс

Слайд 2

Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов ( е — и; а (я) — им (ин); а — о ) основано на ряде особых правил. Чередование е—и В корнях с чередующимися гласными е — и ( - бер- — -бир-, -пер- — -пир-, -мер- — -мир-, -стел- — -стил-, -дер- — -дир- и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс –а- , например: выб и р а ть — выб е рут, зап и р а ть — зап е реть, ум и р а ть — ум е реть, расст и л а ть — расст е лить, разд и р а ть — разд е рут, бл и ст а ть — бл е стеть. На этом же правиле основано правописание корней, в которых а (я) чередуется с им или ин, например: сж ат ь — сж им а ть, прим я ть — прим ин а ть, нач а ть — нач ин ать, сн я ть — сн им а ть; им или ин пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс –а- . Но: соч е тать, соч е тание.

Слайд 3

ЧЕРЕДОВАНИЕ А—О 1. В корнях –лаг- — -лож- и – кас- — -кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс –а- : пол а гать — пол о жить (исключение: пол о г ) , к а саться — к о снуться . 2. В корнях –плав- — -плов- буква а пишется во всех случаях, кроме слов пл о вец, пл о вчиха, например: пл а вник, пл а вучий. Слово пл ы вуны пишется с буквой ы. 3. Корень –мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: м а кать (хлеб в молоко), обм а кнуть (перо в чернильницу); корень –мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги пром о кают, непром о каемый плащ, пром о кательная бумага.

Слайд 4

4. В корнях –клан- — -клон- , -твар- — -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кл а няться, покл о н, накл о нение; тв а рь, тв о рчество, тв о рение. Исключение: утв а рь. 5. В корнях –гар- — -гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением — а ), например: заг о реть — заг о рать, заг о релый, заг а р. Исключение: выг а рки. 6. В противоположность рассмотренным в п. 4 корням в корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о ), например: з а ря, з а рница, оз а рённый, но: з о ри, з а рево. 7. В корнях –скак- — -скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: ск а кать — вск о чить, подск а кать — подск о чить, выск о чка. Но: ск а чок, ск а чу (1-е л. ед. ч.), ск а чи (повелительное наклонение).

Слайд 5

8. Корень –равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: р а вномерный, р а внозначный, ср а внить, всё р а вно, также в словах р а внение, р а вняться, р а вняйсь, пор а вняться, р а внина; корень –ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: р о внять (дорожки), зар о внять (яму), подр о внять (клумбы), ур о вень, р о вня. 9. В корнях –раст-, -ращ- — -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возр а ст, нар а щение, но р о сла. Исключения: отр а сль, р о сток, р о стовщик, Р о стов, Р о стислав, а также производные от них, например: отр а слевой, р о сточек, р о стовщический и т. д.

Слайд 6

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗМИНКИ Упражнение 1. Перепишите. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс –а- обозначьте. Уб..раю комнату — уб..ру комнату, отп..рать замок — отп..реть замок, зам..реть от восторга — зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки — уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр — разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого — выч..сть одно число из другого, пожать руки — пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь — проклясть кого-нибудь, занять позицию — зан..мать позицию.

Слайд 7

Упражнение 2. Перепишите, объясняя (устно) правописание слов с пропущенными буквами. 1 ) Когда миновали подъём, открылось широкое ровное пространство, по которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы. (Фурм.) 2) Теперь я стал иначе пон..мать дело. (Герц.) 3) Книжные полки зан..мают всю стену. (Т. С.) 4) Всё по-французски вслух читает зап..ршись. (Гр.) 5) Ящик зап..рается автоматически. (Т. С.) 6) С самым напряжённым вн..манием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом. (Акс.) 7) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя. (М. Г.) 8) Бл..стал солнечный знойный день. (В. Ш.) 9) «Водопад» принадлежит к числу бл..стательнейших созданий Державина. (Бел.) 10) Давно все думы, все желанья Гирей с моими соч..тал. (П.)

Слайд 8

Упражнение 3. Перепишите. С выделенными словами составьте предложения или словосочетания (устно). Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, предпол..жить, прик..саться, прик…снуться, предпол..жение, предпол..гаемый, соприк..саться, нал..гать, ул..жение, прил..гательное, разл..жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл..влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром..каемое пальто, вым..кнуть под дождём.

Слайд 9

Упражнение 4. Перепишите, объясните правописание. 1) Наши дела сл..жились блестяще. (Т. С.) 2) Эта книга дана в качестве прил..жения. (Т. С.) 3) За нарушение правил уличного движения нал..гается штраф. (Т. С.) 4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.) 5) Лошадь едва к..салась земли. (Т. С.) 6) Печка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.) 7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.) 8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.) 9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.) 10) Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.) 11) Пол выл..жен цветными плитками. (Гл.) 12) Предпол..гается закончить театральный сезон к 15 июня. (Т. С.)

Слайд 10

Упражнение 5. Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте их корни. Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чередование гласных в корне слова

Тренажер предназначен как для индивидуальной, так и для коллективной работы учащихся. может быть использован при закреплении материала, при повторении, а также при подготовке к ГИА и ЕГЭ....

презентация "Обобщение знаний по теме Чередование гласных в корне слова"

В данной презентации содержится материал по темам: "Чередование гласных после шипящих в корне слова", "Буквы и-ы после ц", "Чередование гласных в корнях лаг-лож, раст, рос"...

чередование гласных в корне слова.

Урок-путешествие в зимнюю сказку.Использован иллюстративный материал,презентация....

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...

Орфографическая мастерская по составлению таблицы по теме "Чередование гласных в корне слова". 10 класс.

Орфографическая мастерскаяпо созданию опорной таблицы «Чередование гласных в корне слова».Цели: 1. Систематизировать имеющиеся  у учащихся знания о правописании чередующихся гласных в корне...