«Чередование гласных в корнях слов. Правописание корней с чередованием Е-И».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бедарева Екатерина Николаевна

Конспект урока русского языка + дидактический материал + презентация

Тема: «Чередование гласных в корнях слов. Правописание корней с чередованием Е-И» (по учебнику Е.А. Быстровой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка.

Тема: «Чередование гласных в корнях слов. Правописание корней с чередованием Е-И».

Класс: 6

УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А. Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.

Цели урока: сформировать орфографические умения, необходимые для выбора написания корней с чередующимися гласными е//и.

Задачи:

1. Предметные.

1. Овладеть новыми знаниями о правописании гласных Е/И в корнях с чередованием;

2. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.

3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

2. Метапредметные.

Регулятивные УУД:

-Научить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-Овладеть приемами отбора и систематизации материала.

Познавательные УУД:

-Совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, структурировать найденную информацию в нужной форме;

-Анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД:

-Формировать умение быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;

-Совершенствовать и развивать речь учащихся;

-Обогащать словарный запас учащихся.

3. Личностные.

1. Формировать уважительного отношения к чужому мнению;

2. Развивать умения оценивать результаты собственной деятельности.

Планируемые результаты.

Предметные УУД:

- формирование интереса к новому учебному материалу;

- формирование умения грамотно писать. 

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

-обучение самостоятельной работе с материалом;

-развитие умений искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.

Познавательные УУД:

- полноценно усвоить новый материал и научится применять полученные знания на практике;

- представлять информацию в сжатом виде.

Коммуникативные УУД:

-формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

-способствовать обогащению словарного запаса учащихся;

Личностные УУД.

- создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;

- умение проявлять личностные качества при работе на уроках индивидуально и в группах.

Оборудование: дидактический материал, компьютерная презентация.


Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Взгляните, ребята на красивый цветок, который стоит у меня на столе. Все вы знаете, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут?

- Правильно. Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким. Слова как люди. В них также главной частью является именно корень.

-Почему?

Правильно. Но помимо того, в корне спрятано много орфограмм. И если, мы не будем знать определенных правил, то будем допускать ошибки.Что же необходимо, чтобы не допускать ошибок в словах?

- Расскажите, с какими правилами правописания корня вы уже знакомы?

- А теперь обратите внимание на слайд №1. Здесь приведено несколько пар слов. Давайте прочитаем их.Определите, какие буквы в корнях пропущены.

-Спишите их, пожалуйста, и обозначьте в них корни.

- Подумайте, к каким орфограммам мы можем отнести данные слова:

безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, или чередующиеся гласные в корне?

-Да. Что же мы будем изучать сегодня на уроке?

-Попробуйте сформулировать цель урока. Чему мы должны научиться с вами на уроке?

-Молодцы. Запишите тему урока себе в тетрадь (слайд №2).

-Без корня.

-Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение.

-Знать правила.

-Проверяемая безударна гласная;

-Непроверяемая безударная гласная.

Читают.

Соб..ру – соб..рать ,   уд..ру – уд..рать ,  зам..реть – зам..рать , зап..реть – зап..рать,  прот..реть – прот..рать

-Ученики обозначают корни слов, вставляют пропущенные буквы в слова (произносят разные варианты ответов).

К орфограмме «Чередующиеся гласные в корне».

Чередование гласных Е-И в корнях слов.

Правильно писать слова с чередованием гласной Е-И в корнях слов.

Изучение нового материала.

-После того как мы определили тему и цель урока, нам необходимо постараться найти закономерность внаписании букв е – и в корнях.

-Графически выделим данное условие, записав любую пару слов в тетрадь.

- Ребята, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями нам необходим алгоритм. Давайте его составим.

Алгоритм.

  1. 1.Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне.
  2. 2.Вспомнить корни с чередованием.
  3. 3.Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.

Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е.

4.Графически выделить условие выбора гласной.

Дети выдвигают гипотезы. Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная(Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.).

Дети проверяют. Гипотеза подтверждается.

Под руководством учителя делают графические обозначения орфограммы: корни, ударение, гласную-орфограмму, условие выбора.

Комментируют, сверяются со слайдом№3, записывают алгоритм себе в тетрадь.

Закрепление изученного материала.

Физкультминутка.

-Теперь, после того, когда вы самостоятельно сформулировали правило, и был составлен алгоритм, поработаем над следующими заданиями. У каждого из вас на парте карточка с заданиями, их 3.

-Задание №1 выполним коллективно: необходимо вставить пропущенные буквы и обозначить орфограммы.

-Задание №2: запишите под диктовку следующие пословицы, найдите слова с изучаемой орфограммой, обозначьте её графически.

Отвлечемся от выполнения заданий и разомнем свои ручки и ножки. Для этого хлопните в ладошки, если в слове пишется И, а если Е, то встаньте.

  • Смелый умирает один раз, а трус каждый день.(И)
  • Смерть чинов не разбирает.(И)
  • Солдат службы не выбирает.(И)
  • Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.(Е)
  • Кто детям потакает, сам  слезы вытирает.(И)
  • Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.(Е)
  • Не силой дерутся – умением.(Е)
  • Не задирай нос высоко – споткнешься(И)

-А теперь переходим к творческому заданию по вариантам №3. Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Для этого вам необходимо составить памятку с советами. Каждая группа ребят получает индивидуальную карточку, с определенным уровнем сложности.

1 группа ребят составляет самостоятельно памятку. Без каких-либо вспомогательных средств.

2 группа ребят составляет памятку, в помощь вам даются глаголы с чередованием Е-И.

3 группа ребят вставляет в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными.

На выполнение задания отводится 10 минут. После проверим, что у вас получилось.

Возможные правила:

1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

2. Постели салфетку на колени.

3. Не задирай ноги и не болтай ими.

4. Убирай локти со стола.

5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.

6. Не вытирай руки об скатерть, пользуйся салфеткой.

7. После еды убери за собой посуду.

8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

(К доске выходит один ученик и разбирает приведенные слова).

(Выходят по одному к доске, записывают пословицы, комментируют написание гласной в корне).

Участвуют в физкультминутке.

Выполняют.

Проверка задания (ответы учеников каждой группы). Выставление оценок.

Рефлексия.

Подводим итоги урока(слайд №4).

- Какую цель вы ставили на уроке?  

- Удалось ли достичь поставленной цели?

- Какие получили результаты? Довольны ли вы ими?

- Что вызвало особые затруднения?  

- Чему  мы научились  на уроке?

- Какой же суффикс командует корнями с чередующимися  Е–И?

Выберите и запишите, пожалуйста, одну из фраз, продолжив ее.

- Больше всего мне понравилось …

- Сегодня я понял(а)…

- Научился (научилась)…

-Ответы ребят

-Формулируют и записывают.

Домашнее задание.

Записываем в дневниках домашнее задание (слайд №5).

А) Для всех: выполнить №152 строго по заданию.

Б) Индивидуально: составьте тест из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные Е-И  в корне слова».

Записывают домашнее задание.

Некоторые ребята получают индивидуальное задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внимательно прочитайте данные пары слов. Какие буквы здесь пропущены? Соб .. ру – соб .. р а ть , уд .. ру – уд .. р а ть , зам .. реть – зам .. р а ть , зап .. реть – зап .. р а ть, прот .. реть – прот .. р а ть

Слайд 2

Тема урока: «Чередование гласных Е-И в корнях слов»

Слайд 3

Алгоритм. 1.Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне. 2.Вспомнить корни с чередованием. 3.Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е. 4.Графически выделить условие выбора гласной.

Слайд 4

Подводим итоги Какую цель вы ставили на уроке? Удалось ли достичь поставленной цели? Какие получили результаты? Довольны ли вы ими? Что вызвало особые затруднения? Чему мы научились на уроке? Какой же суффикс командует корнями с чередующимися Е–И? Выберите и запишите, пожалуйста, одну из фраз, продолжив ее. Больше всего мне понравилось … Сегодня я понял(а)… Научился (научилась)…

Слайд 5

Домашнее задание: !!! Для всех: выполнить №152 строго по заданию . ***Индивидуально : составьте тест из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные Е-И в корне слова». (фамилии детей, которые должны подойти)



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка №1

Задание №1: списать приведенные слова, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя свой выбор.

Соб…раешь – соб…решь;

Выж…гал – выж…г

Расст…лать – расст…лить

Зам…рает – зам…р

Зап…рает – зап…р

Прот…рал – прот…реть

Бл…стать – бл…стеть

Задание №2: Запишите под диктовку учителя следующие пословицы, найдите слова с изучаемой орфограммой, обозначьте её графически.

Задание №3: Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Составьте памятку с советами.

Важно! Правила составления памятки:

1) Используйте короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и передавать совет, просьбу.

Например: 1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Карточка №2

Задание №1: списать приведенные слова, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя свой выбор.

Соб…раешь – соб…решь;

Выж…гал – выж…г

Расст…лать – расст…лить

Зам…рает – зам…р

Зап…рает – зап…р

Прот…рал – прот…реть

Бл…стать – бл…стеть

Задание №2: Запишите под диктовку учителя следующие пословицы, найдите слова с изучаемой орфограммой, обозначьте её графически.

Задание №3: Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Составьте памятку с советами, используя глаголы с чередующимися корнями.

Собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть).

Важно! Правила составления памятки:

1) Используйте короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и передавать совет, просьбу.

Например: 1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Карточка №3.

Задание №1: списать приведенные слова, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя свой выбор.

Соб…раешь – соб…решь;

Выж…гал – выж…г

Расст…лать – расст…лить

Зам…рает – зам…р

Зап…рает – зап…р

Прот…рал – прот…реть

Бл…стать – бл…стеть

Задание №2: Запишите под диктовку учителя следующие пословицы, найдите слова с изучаемой орфограммой, обозначьте её графически.

Задание №3: Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом и отдала вам памятку, но в ней отсутствует часть текста. Восстановите памятку, используя слова для справок.

1. (…) салфетку на колени.

2. Не (…) ноги и не болтай ими.

3. (…) локти со стола.

4. (…) рот не рукавом, а салфеткой.

5.После еды (…) за собой посуду.

Слова для справок: собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть).

Важно! Правила составления памятки:

1) Используйте короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и передавать совет, просьбу.

Например: 1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов...

Безударные гласные в корне слова", "Правописание предлогов и приставок", "Состав слова", 5 класс

Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих ...

Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...