Рабочая программа учебного курса русского языка 6-7, 8-9 классов.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Платонова Елена Владимировна

Программа ускоренного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_uskor.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

 на заседании МО учителей русского языка и литературы, истории                                    

Руководитель МО, учитель русского языка и литературы           _______/   ____________/  

Протокол №    ___   от « ___»                                                          

__________2011г.                                

Согласовано                                                              

Заместитель

 директора по УВР  ______

/_______________/                                                                                        от « ____»__________2011г.                                

   Утверждаю

Директор школы ________

                     / ____________/                  

Приказ  № _____________

от «  ____»__________2011г.                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса  русского языка

 в  6-7, 8-9   классе

(программа ускоренного обучения)

учителя русского языка и литературы

Платоновой Елены Владимировны

МОУ «Средняя  общеобразовательная школа №25  с углубленным изучением отдельных предметов»

 г. Орехово-Зуево, Московская обл.

РРассмотрено  на заседании педагогического совета     протокол  №  _____от  «_____»__________2011г.                                                                                                                                  

2011-2012 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса   русского языка

 в  6-7, 8-9   классе

(программа ускоренного обучения)

Классы:   _________  

Учитель: Платонова Е.В.

Количество часов:

Всего ____  час; в неделю ___ час.

Плановых контрольных уроков -  ____

Уроков развития речи - _______

Планирование составлено на основе  программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». М.: Просвещение, 2007 г. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. и рассчитана на ускоренное двухгодичное (четырехсеместровое) обучение.

   I-II семестр (6 -7 класс) – 132 часа (4 часа в неделю).

   III-IV семестр (8 – 9 класс) – 99 часов (3 часа в неделю).

                                                                                         

 Дополнительная литература:  

Литература для учащихся:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 6 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 7 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: 8 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: 9 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.

Литература для учителя:

  1. Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю., Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе. Методические рекомендации к учебнику  6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: К учебнику Баранова М.Т. М.: Просвещение, 2006.
  3. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцева И.А.  Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику  8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.
  4. Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 8 классе. М.: Просвещение, 2004.
  5. Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 9 классе. М.: Просвещение, 2004.

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Русский язык является одним из центральных предметов в общей системе школьного образования. Овладевая русским литературным языком, учащиеся получают возможность успешно изучать все другие учебные предметы и тем самым расширять свои знания об окружающей действительности, осваивать опыт старших поколений.

   В процессе преподавания русского языка, осуществляя принцип единства обучения и воспитания, учитель

-   формирует у школьников основные представления о языке, его развитии и значении;

-   прививает им любовь к русскому языку, бережное отношение к слову, стремление овладеть богатствами языка;

-   использует уроки русского языка для нравственного, эстетического воспитания, проводя коррекцию дидактической и социальной запущенности учащихся.

   Данная рабочая программа по русскому языку для семестровых классов (6-7 и 8-9 классы) основана на программе общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». М.: Просвещение, 2007 г. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. и рассчитана на ускоренное двухгодичное (четырехсеместровое) обучение.

   I-II семестр (6 -7 класс) – 132 часа (4 часа в неделю).

   III-IV семестр (8 – 9 класс) – 99 часов (3 часа в неделю).

   Семестровые классы ориентированы на подростков в возрасте 16-17 лет и старше. Учащиеся приходят часто после длительного перерыва в учебе, с разным уровнем знаний и практических навыков по русскому языку, многие из них – педагогически запущенные дети и подростки, относящиеся к «группе риска», поэтому требуется специальная работа по обобщению и систематизации имеющихся знаний.

 Цели курса

Цель данной программы – повторение, обобщение и систематизация знаний по русскому языку, формирование языковой и коммуникативной компетентностей обучающихся, определенных государственным Образовательным стандартом общего образования по русскому языку.

Задачи курса

  • развитие логического мышления учащихся;
  • выработка навыков работы с книгой, словарями, научно-популярной литературой;
  • самостоятельное пополнения знаний для дальнейшего продолжения обучения в профессиональных училищах и колледжах;
  • совершенствование навыков правильного, осознанного письма.

Задачи преподавания русского языка в семестровых классах вечерней (сменной) общеобразовательной школы.

Основные задачи преподавания русского языка в 6-7 и 8-9 семестрах вечерней (сменной) общеобразовательной школы:

  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • Овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • Обучение школьников связно, логично и аргументировано излагать свои мысли в устной и письменной форме;.
  • Исправление речевых и пунктуационных ошибок;
  • Формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний по предмету «русский язык»;
  •  формирование навыков учебного труда.

   Состав и структура курса русского языка в семестровых классах вечерней (сменной) общеобразовательной школы.

   Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разными разделами курса.

   «Рабочая программа по русскому языку для семестровых классов (6-7 и 8-9 кл.)»   содержит:

  • сведения о роли языка в жизни общества, показывает язык как развивающееся явление;
  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему лингвистических понятий;
  • перечень орфографических и пунктуационных правил.

   Программой предусмотрены уроки по развитию связной речи обучающихся, включающие следующие формы работы: сочинение-описание по картине, рассказ на основе услышанного, сочинение-описание внешности человека, сочинение повествовательного характера, изложение по отдельной главе художественного произведения.

   Чтобы обеспечить нормальные условия для усвоения программного материала по предмету «русский язык», в начале курса предусмотрены уроки по повторению и систематизации теоретических сведений по разделам:

  • «Фонетика»;
  • «Лексика»;
  • «Словообразование»;
  • «Морфология»;
  • «Синтаксис и пунктуация».

   В процессе изучения русского языка по данной программе совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения и навыки:

 коммуникативные  (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями         и навыками использования языков в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);  интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение);  информационные  (умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);  организационные (умение осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).  

Результаты обучения

В результате обучения по «Рабочей программе по русскому языку для семестровых классов» ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской        Федерации и средства межнационального общения;
  • основные        признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка.        

уметь

  • различать разговорную        речь, научный,  публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;  
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

      Основой данной программы семестрового обучения является:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом № 322 от 9 февраля 1998 года Минобразования России.
  2. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2007 г. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.

Тематическое планирование по русскому языку для четырехсеместрового обучения

I - IIсеместр (6 -7 класс)

(132 часа, 4 часа в неделю)

п/п

Содержание урока

Кол-во часов

I семестр

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

12

1

Русский язык – один из развитых языков мира.

2

Установочный диктант.

3

Фонетика. Орфография.

4

Части слова. Орфограммы в приставках и корнях слов.

5

Орфограммы в корнях слов.

6

7

Орфограммы в окончаниях слов.

8

Части речи.

9

10

Словосочетание.

11

Простое и сложное предложение.

12

Лексика и фразеология

7

13

Повторение изученного по лексике в V классе.

14

Р.р. Изложение «Собиратель русских слов».

15

16

Общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова.

17

 Заимствованные слова.

18

Устаревшие и новые слова.

19

Фразеологизмы.

словообразование

10

20

Повторение изученного по словообразованию вV классе.

21

 Описание помещения.

22

 Буквы О-А в корнях –КОС-  --  -КАС-.

23

Буквы О-А в корнях –ГОР-  --  -ГАР-.

24

Основные способы образования слов в русском языке.

25

Описание помещения. Сложный план.

26

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.  Буквы И и Ы после приставок.

27

 Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

28

Контрольный диктант № 1 по теме « Повторение пройденного в 5 классе. Лексика и фразеология. Словообразование».

29

 Зачет № 1 по теме « Повторение пройденного в 5 классе. Лексика и фразеология. Словообразование».

МОРФОЛОГИЯ

29

Имя существительное

30

Повторение изученного по теме «Существительное» в V классе.

31

Разносклоняемые существительные. Имена существительные общего рода.

32

Морфологический разбор существительного.

33

НЕ с существительными.

34

Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных –ЧИК-  --  -ЩИК-

35

Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-. Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных.

Имя прилагательное

36

Повторение изученного о прилагательном  в V классе.

37

Степени сравнения прилагательных.

38

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

39

Морфологический разбор прилагательного.

40

НЕ с прилагательными. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

41

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Н и НН в суффиксах прилагательных.

42

Сочинение по картине. Описание природы,

 

43

Имя числительное

44

Повторение изученного о числительном в 5 классе. Разряды числительных.

45

Склонение количественных и порядковых числительных. Правописание числительных.

местоимение

46

Повторение изученного о местоимении в 5 классе. Разряды местоимений. Склонение местоимений.

47

Правописание местоимений.

48

Правописание не и ни с местоимениями.

глагол

49

Повторение изученного о глаголе в V классе.

50

Рассказ по рисункам.

51

Изъявительное, условное и повелительное наклонения.

52

Разноспрягаемые глаголы.

53

Морфологический разбор глагола.

54

Правописание суффиксов глаголов.

55

 Рассказ на основе услышанного.

56

Контрольный диктант № 2 по теме «Морфология»

57

Анализ диктантов.

58

Зачет № 2 по теме «Морфология»

Повторение изученного

2

59

Повторение и систематизация изученного.

60

IIсеместр

Повторение изученного в 5 – 6 классе

10

61

Русский язык как развивающееся явление.

62

Синтаксис и пунктуация.

73

Лексика и фразеология.

64

Фонетика и графика.

65

Словообразование и орфография.

66

Морфология и орфография.

67

68

Текст.  Стили литературного языка. Публицистический стиль.

69

70

Диктант с грамматическим заданием.

71

Анализ диктантов.

морфология

55

причастие

72

Повторение изученного о глаголе.

73

74

Понятие о причастии. Причастие как особая форма глагола.

75

Понятие о причастном обороте. Знаки препинания при причастном обороте.

76

77

Склонение причастий.

78

Описание внешности человека.

79

Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий.

80

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

81

Сочинение. Описание внешности человека.

81

83

Краткие страдательные причастия.

84

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

85

Деепричастие как особая форма глагола. Написание не с деепричастиями.

86

87

Морфологический разбор причастий.

деепричастие

88

Понятие о деепричастии. Деепричастие  как особая форма глагола.

89

Деепричастный оборот.

90

91

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

92

93

Морфологический разбор деепричастий.

94

Отличие деепричастий от причастий и наречий.

95

Контрольный диктант № 3

96

Зачет № 3 по теме «Причастие. Деепричастие»

97

Описание действий людей. Сочинение по картине С.А.Григорьева "Вратарь".

наречие

98

Наречие как часть речи.

99

Степени сравнения наречий.

100

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е.

101

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

102

Н и НН в наречиях на –О(-Е).

103

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

104

105

Дефис между частями слова в наречиях.

106

107

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

108

109

Слова категории состояния.

110

111

Выборочное изложение текста с описанием природы.

112

служебные части речи

113

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

114

Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги.

115

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

116

117

Дефис в предлогах из-за, из-под.

118

Сочинение повествовательного характера по картине О.Д.Яновской "Ждут".

119

Союз как часть речи.

120

Простые и составные союзы.

121

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении.

122

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

123

Частица как часть речи. Разряды частиц.

124

Различение частицы не – ни. 

125

Контрольный диктант № 4 по теме «Наречие. Служебные части речи».

126

Зачет № 4 по теме «Наречие. Служебные части речи».

127

Междометие.

Повторение изученного в 6-7 классе

5

128

Морфология.

129

130

Синтаксис и пунктуация.

131

132

Орфография .

Тематическое планирование по русскому языку для четырехсеместрового обучения

III - IV семестр (8 -9 класс)

(99 часов в год,3 часа в неделю)

п/п

Содержание урока

Кол-во часов

III семестр(8 класс)

Функции русского языка в современном мире.

1

ПОВТОРЕНИЕ

      6

Фонетика и графика. Орфография.

Лексика и фразеология.

Словообразование. Орфография.

Морфология.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

32

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

2

Строение словосочетаний. Связь слов в словосочетании.

Словосочетание и предложение.

СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

30

Предложения двусоставные и односоставные.

Изложение публицистического характера «О И.Шишкине» (из кн. «Лицо времени») Л.Волынский.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения. Простое глагольное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое.

Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения.  Дополнение.

Определение. Приложение.

Обстоятельство.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные предложения с главным членом сказуемым. Определенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения.

Безличные предложения.

Назывные предложения.

Понятие о неполных предложениях.

Повторение. Двусоставные и односоставные предложения.

Контрольный диктант № 1 по теме «Синтаксис простого предложения».  

Анализ диктантов.

Зачет № 1  по теме «Синтаксис простого предложения»

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Понятие об однородных членах предложения.

Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией.

Разделительные знаки препинания между однородными членами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения.

Обособленные определения и приложения.

Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения.

Изложение по отдельной главе худ. произведения «О кузнице» (из рассказа Е.Носова «Кузница»).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ

Обращения. Вводные слова и предложения. Междометия в предложении.

Контрольный диктант № 2 по теме «Предложения с однородными членами, с обособленными членами, с обращениями и вводными словами»

Зачет № 2 по теме «Предложения с однородными членами, с обособленными членами, с обращениями и вводными словами»

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

3

Прямая речь. Косвенная речь.

Диалог.

Цитата.

Повторение и систематизация изученного

2

Двусоставные предложения.

Односоставные предложения.

IV семестр(9 класс)

Международное значение русского языка.

      1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VIII КЛАССАХ

5

Словосочетание и предложение

Предложения двусоставные и односоставные.

Современные словари русского языка

Предложения с обособленными членами

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

42

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложносочиненное предложение и его особенности.

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

Сложносочиненные предложения с противительными союзами.

Сложносочинённые предложения с общим членом.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Понятие о сложноподчинённом предложении. Подчинительные союзы и союзные слова в придаточном предложении.

Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

Сообщение на лингвистическую тему.

Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным.

Сложноподчинённые предложения с придаточным обстоятельственным.

Придаточные предложения образа действия и степени

Придаточные предложения места.

Придаточные предложения  времени.

Деловые бумаги (автобиография, заявление)

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины и цели.

Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия.

Закрепление темы «Сложноподчинённые предложения».

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения»

Анализ диктантов.

Зачет № 3 по теме «Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения»

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения (закрепление темы)

Р.р. Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Сложные предложения с разными видами связи: союзной и бессоюзной

Р.р. Конспект  фрагмента статьи на лингвистическую тему.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

5

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

Русский литературный язык и его стили. Выразительность русского языка.

Контрольный диктант № 4 по теме «Бессоюзное сложное предложение».

Анализ диктантов.

Зачет № 4 по теме «Бессоюзное сложное предложение».

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ОРФОГРАФИИ

5

Итоговая контрольная работа.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика и фразеология.

Состав слова и словообразование. Орфография.

Подведение итогов.

СОДЕРЖАНИЕ

«рабочей программы по русскому языку для семестровых классов (6-7 класс и 8-9 класс)»

Iсеместр (VI класс)

(60 часов)

Русский язык – один из развитых языков мира.

(1 час)

Повторение изученного в V классе

(10 ч+1 ч диктант)

Звук как единица языка.

Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Части слова. Орфограмма. 

Место орфограмм в словах. Правописание проверяемы и непроверяемых орфограмм в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные Ъ и Ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: склонение, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква Ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род. Падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква Ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.

Предлоги и союзы.

Синтаксис и пунктуация.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст. Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Словосочетание и предложение. Синтаксический разбор словосочетания.

Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Синтаксический разбор предложения.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(5ч+2 ч)

Повторение изученного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

Развитие речи. Сжатый пересказ исходного текста.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

(8ч+2ч)

Повторение изученного по словообразованию в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, 

-кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

Развитие речи. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Выборочный пересказ исходного текста.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное

(6 ч)

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок(-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).

Имя прилагательное

(6 ч + 2 ч)

Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ан (-ян)_, -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Развитие речи. Описание природы, структура данного текста, его языковые особенности. Выборочный пересказ исходного текста с описание природы.

Имя числительное

(2 ч)

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные порядковые и количественные. Числительные простые и составные.

Склонение количественных и порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква Ь на конце и в середине числительных.

Местоимение

(4 ч)

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами

–то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Глагол

(5 ч)+ 2 ч

Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы Ь и И в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах –ова(ть),  –ева(ть)  и –ыова(ть), –ива(ть).

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

(2 ч)

II семестр (VII класс)

(72 часа)

Русский язык как развивающееся явление

(1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VI КЛАССАХ

(10 ч + 2 ч)

Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Словообразование и орфография. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.

Развитие речи. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие

(12 ч + 3 ч)

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.

  Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.

Развитие речи. Описание внешности человека: структура текста, его языковые особенности (специальные «портретные» слова). Выборочное изложение текста с описание внешности.

Деепричастие

(10 ч + 1 ч)

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

НЕ с деепричастиями.

Развитие речи. Рассказ по картине.

Наречие

(10 ч)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Словообразование наречий.

Правописание НЕ с наречиями на –о и –е; НЕ- и НИ- в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Суффиксы _-о и _-а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий.

Категория состояния

(2 ч + 2 ч)

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Развитие речи. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог

(5 ч + 1 ч)

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах из-за, из-под.

Развитие речи. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

(4 ч)

Союз   Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов.

Частица

(4 ч)

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие. Звукоподражательные слова

(1 ч)

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

 

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

(4 ч)

III семестр (VIII класс)

(45 ч)

Функции русского языка в современном мире

(1 ч)

Повторение изученного в V - VII классах

(6 ч)

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Словосочетание

(2 ч)

Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам (глагольные, именные, наречные).

Простое предложение

(1 ч + 2 ч)

 Повторение пройденного о предложении грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Развитие речи. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности. Публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности.

Простые двусоставные предложения

(7 ч)

Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное и согласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Простые односоставные предложения

(7 ч)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Неполные предложения

(2 ч )

Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

(4 ч)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Обособленные члены предложения

(3 ч + 2 ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при  обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Развитие речи. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Обращения, вводные слова и междометия

(3 ч)

Повторение изученного об обращении. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Междометия в предложениях.

Прямая и косвенная речь

(3 ч)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

(2 ч)

IV семестр (IX класс)

(54 часа)

Международное значение русского языка.

(1 ч)

Повторение изученного в V - VIII классах

(5 ч)

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(1 ч)

Сложносочиненные предложения

(7 ч)

Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Сложноподчиненные предложения

( 12 ч + 2 ч )

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

 Развитие речи. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые бумаги (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения

(9 ч + 2 ч)

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Развитие речи. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи

(4 ч + 1ч)

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

Развитие речи. Конспект  статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке

(5 ч )

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского народа.

Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, орфографии

(5 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Комплект учебников и учебно-методических пособий,

 обеспечивающих процесс образования по данной программе:

Литература для учащихся:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 6 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 7 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: 8 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: 9 кл.: Учебник. – М.: Просвещение, 2006.

Литература для учителя:

  1. Тростенцова Л.А., Комиссарова Л.Ю., Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе. Методические рекомендации к учебнику  6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс: К учебнику Баранова М.Т. М.: Просвещение, 2006.
  3. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцева И.А.  Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику  8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.
  4. Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 8 классе. М.: Просвещение, 2004.
  5. Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 9 классе. М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 8 класса

Программа рассчитана на 136 часов в год ( 4 часа в неделю )_________________Контрольных  работ  ( диктантов ) – 6 ____Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного ...

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классе

В данном файле содержится рабочая программа по русскому языку для 5 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА РУССКИЙ ЯЗЫК 5-8 КЛАССЫ

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программы авторов М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской  для препод...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Русский язык» ФГОС ООО 5- 9 класс

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" 5-9 класс ФГОС ООО...

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 5 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерств...