Система работы с одарёнными детьми
методическая разработка по русскому языку по теме

Материал рассказывает о системе работы учителя русского языка и литературы с одаренными детьми: от первых шагов - тестирование, выявляющего уровень языкового чутья, - до поощрений и результатов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми.

Основной целью современной школы становится принцип не «заставить выучить», а «помочь развиться». (Слайд № 2) Французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель Монтень говорил: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Задача учителя – создать условия для развития каждого ребенка, а для одаренных детей особенно.  

Словарь психологических терминов дает такое определение одаренность: (Слайд № 3)

Почему дети  требует большего внимания, особенного подхода, выбора необычных методов и форм работы?

Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с членами семьи, педагогами: они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания, свое превосходство. Такие черты проявляются у них в силу их особого интеллектуального развития. Однако не все педагоги  готовы к общению и работе с такими детьми.

В связи с этим в нашей школе разработана и внедряется программа «Одаренные дети» (Слайд № ), работая над которой, мы должны добиться следующих целей и задач.

Прежде чем приступить к работе по данной программе, проведено тестирование, выявившее уровень развития языкового чутья учащихся нашей школы (Слайд № ).

Учитывая результаты тестирования, мы хотим увидеть следующие результаты (Слайд № ).

Для достижения поставленных целей и задач используем следующие методы (Слайд № ).

 Особенно эффективным считаю проектный метод. Обучение и развитие ведется

через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Так в 2008-2009 учебном году, готовясь к Государственной итоговой аттестации, Хоменковым Сергеем, выпускником 9 класса, был выполнен проект «История знаков препинания». В нем рассказано об истории возникновения и функциях знаков препинания, т.е. систематизированы знания, необходимые ученику для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

В том же году ученицей 8 класса Зайчиковой Екатериной выполнен проект «Наркомания. «Отравленные души, загубленные судьбы» на материале повести М.А.Булгакова «Морфий».

Да и современный урок не мыслится без постановки проблемы (проблемный метод). Я предлагаю учащимся ранее усвоенные теоретические положения и новые факты и явления, которые они пытаются объяснить с помощью положений, иногда новые факты отрицают старые. Так возникает проблемная ситуация. На таких уроках доказывается не одна, а ряд противоположных точек зрения, отбрасываются несостоятельные гипотезы и выбирается наиболее правильная. В 9 классе на уроке литературы по творчеству А.С.Грибоедова предлагаю такую проблему: Софья – «падшая» (по мнению А.Пушкина и В.Мейерхольда) или «совершенно обаятельная» (по мнению В.Немировича-Данченко)?

Для формирования творческих способностей использую частично-поисковый метод. Вначале тоже ставится проблема, но ввиду недопустимости ее решения, она членится на серию взаимосвязанных вопросов, каждый из которых – шаг к решению проблемы. Вопросы типа: Какова главная идея? В чем суть? Дайте определение – развивают, углубляют знания. Перескажите. Объясните. Какая разница? – развивают умения. В чем причина? Приведите доказательства. Ваш прогноз? Какой выход вы бы предложили? – развивают творческие способности и критическое мышление.

Внедряю в практику интенсивных методов обучения и развития детей мастерские. Они бывают различных типов, я использую «Мастерскую обучения творческому письму». Работа в мастерской состоит из нескольких этапов, но основной алгоритм - чередование погружений в материал, индивидуальной работы с ним, рефлексии, сопоставление имеющихся знаний с новыми открытиями. Мастерская учит главному: каждый человек неповторим, он интересен именно своей непохожестью на других. Мастерская «Под звуки вальса…» проводилась в 6 классе при изучении пушкинской повести «Метель». Вот как свое видение образа метели демонстрирует Владимирова Е.: «Метель у Пушкина – холодная, колючая, мощная, властная, бесконечная. Она – сама судьба, рок.

Маша и Владимир мчатся навстречу друг другу, навстречу своему счастью, как они думают, но метель-судьба поглощает их в темную бездну, злобно завывающую, вихристую. Герои пытаются двигаться вперед,  а метель держит на месте Владимира, не дает сделать ни шагу, запутывает, уводит в сторону, в неизвестность, в бесконечную неизвестность, неизвестную бесконечность.

Может, это кара за своеволие? Кто знает определенно?»

Продуктивной формой внеурочных занятий считаю ролевую игру. Инсценировка  учит учащихся анализировать сложные проблемы человеческих отношений, в разрешении которых важно и правильное решение, и обоюдное поведение, отношения, тон. К 115-летию со дня рождения М.И.Цветаевой  провели ролевую игру «Издание книги стихов М.Цветаевой «Венок поэта».

Развитию природных творческих задатков, формированию  направленности на творчество способствуют уроки-исследования. В этом учебном году в рамках единой недели русского языка и литературы был проведен урок-исследование «В мастерской художника слова. «Маленький» рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Анализируя миниатюру, ученики открывали секреты Чеховского мастерства в создании юмористических и сатирических произведений, попробовали раскрыть свой творческий потенциал в написании собственных юмористических рассказов.

Ещё одна интересная форма урока - урок-презентация.  Активная роль при его проведении принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Ищут материалы к уроку и дети, представляя, к примеру, литературные течения начала 20 века. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы PowerPoint , в общую презентацию. На сайте «1 сентября. Открытый урок» в разделе преподавание литературы вы можете познакомиться с таким уроком «Литература 20 годов прошлого века».

Благодаря активным формам и методам обучения, целенаправленной, системной работе и на уроках, и во внеурочное время, результаты у нас появляются, причем мы наблюдаем прогресс (Слайд № 8 ).

Конечно же, система поощрения, используемая нами, способствует поддержанию одаренных детей, подвигает их на творчество(Слайд № 9).

Работа с одаренными детьми требует учителя (Слайд № 10).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Туровская ООШ» Система работы с одаренными детьми. Проект выполнен учителем русского языка и литературы Гундаревой Н.А

Слайд 3

ОДАРЕННОСТЬ – ЭТО СИНДРОМ ТИПИЧНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.

Слайд 4

ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» Цель работы с одарёнными детьми: Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей. Основные задачи : Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми; Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей; Социальная и психологическая поддержка одаренных детей

Слайд 5

Методы работы: Исследовательский; Частично-поисковый; Проблемный; Проектный. Одаренные дети Формы работы: Классно-урочная; Консультирование; Предметные кружки и олимпиады; Предметные недели; Дискуссия; Игры.

Слайд 6

Тестирование на языковое чутье Высокий Такой человек Является не просто Носителем языка- Он еще и его двигатель, Который развивает И обогащает язык. 2 5 Нормальный Испытуемый и начитан, и точно Выражает свои мысли. Для него русский язык и друг, и важный инструмент. 10 Посредственный При общении возникают барьеры. Таким детям можно порекомендовать Больше читать классической литературы и писать разного рода сочинения.

Слайд 7

Ожидаемые результаты работы по данной программе. Развитие потребности в исследовательской и поисковой активности, которая позволит погрузиться в творческий процесс обучения, способствовать активному труду самопознания; Развитие способности обучающихся быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; Уметь ставить цель, искать способы ее достижения; Максимально использовать свои способности.

Слайд 8

Результаты работы с одаренными детьми. 2009-2010 учебный год 2008-2009 учебный год 2 место в районном конкурсе «Проба пера» Владимирова Е. 3 место в районном конкурсе «Проба пера» Владимирова Е. 3 место в районной олимпиаде по русскому языку Зайчикова Е. 2 место в районной олимпиаде по русскому языку Зайчикова Е.

Слайд 9

Система поощрений. публикация лучших творческих работ грамоты денежные премии призы

Слайд 10

Включать в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным.

Слайд 11

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в школе (презентация)

Данная презентация показывает систему работы с одарёнными детьми в школе, её результативность, использование современных  форм и методов вовлечения детей в креативную деятельность....

Система работы с одарёнными детьми

Презентация представлена на творческом семинаре"Работа с одарёнными детьми"...

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...