Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Черникова Анна Николаевна

Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами языка и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon deystvitelnye_prichastiya_nastoyashchego_vremeni.ppt97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Действительные причастия настоящего времени.

Слайд 2

Выписать словосочетания: 1вариант-с дейст.причастиями, 2вариант-со страд.причаст. Ученик, выступающий на собрании; школьники, помогающие убрать урожай; модель, сделанная ребятами; посаженное юннатами дерево; борющиеся за первенство спортсмены; бушующее море; сравниваемые предметы; ёлка, украшенная ребятами; лечащий врач; ярко освещённый зал; заполняемый сосуд; сверкающий на солнце снег; залитый пол.

Слайд 3

Проверим: 1 вариант Ученик, выступающий на собрании; школьники, помогающие убрать урожай; борющиеся за первенство спортсмены; бушующее море; лечащий врач; сверкающий на солнце снег. 2 вариант Модель, сделанная ребятами; посаженное юннатами дерево; сравниваемые предметы; ёлка, украшенная ребятами; ярко освещённый зал; заполняемый сосуд; залитый пол.

Слайд 4

Синтаксическая пятиминутка. Запишите предложение, дайте его характеристику, графически объясните постановку знаков препинания. Багряная листва, Покрытая морозною росою, Шуршит в аллее под моей ногою… (И.Бунин.) Какие средства выразительности использованы поэтом? Устно переделайте предложение, заменив причастный оборот придаточным предложением. Сравните, какое из предложений более яркое, динамичное? За счёт чего? (Способность причастий передавать признак предмета по действию также является выразительным средством в художественном тексте.)

Слайд 5

Запишите примеры, объясните графически написание безударных личных окончаний глаголов, определите их переходность, вид. О б р а з е ц: стро ят ( II спр ., несов.вид, перех.,) дом. Борются за мир, лечат людей, сеют рожь, видят насквозь, тревожат друзей, ненавидят ложь.

Слайд 6

Познакомьтесь с новым материалом в учебнике. Обратите внимание на необходимость графически объяснять написание суффиксов причастий. Подведём итог наблюдений. От каких глаголов образуются действительные причастия? (От переходных и непереходных.) От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий? Запишите в словарь: брезж ущ ий (искл.)

Слайд 7

Суффиксы причастий. Причастия Настоящ. времени Настоящ. времени Прошедш. времени От глаг. I спр. От глаг. II спр. Действит. -ущ-, -ющ- -ащ-, -ящ- -вш-, -ш- Страдат. - ем- (-ом-) - им- -нн-, (-н-), -енн-(-ен-), -т-

Слайд 8

Запишите, объяснив графически: Кол..щая лёд; спе..щая ягода; маш..щая крыльями; бор..щаяся за первенство; стро..щийся стадион; беспоко..щаяся о здоровье сына мать; пиш..щий письмо; дремл..щий в тиши; кле..щиеся обои; видне..щиеся вдали; пен..щиеся струи фонтана; чувству..щий холод; леч..щий врач; на та..щем снегу; бушу..его моря; колебл..щиеся языки пламени; чин..щие сети рыбаки; прекраща..щийся ливень; вид..щие во тьме; слыш..щие шум.

Слайд 9

Можно ли образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов победить, прочитать, появиться, появляться ? Почему? Все они совершенного вида, кроме глагола появляться , поэтому только от него можно образовать действительное причастие настоящего времени: появляющийся.

Слайд 10

Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Укажите характерные для него признаки. Языкознание- наука изуча..щ..я общие законы существования и исторического развития языка. Наиболее выдающ..юся роль в развитии русского языкознания сыграл М.Ломоносов. Основным лингвистическим трудом Ломоносова является вышедшая в 1755 году «Российская грамматика» представля..щ..я собой первое систематическое изложение фонетических и морфологических норм русского языка, а также дающ..я некоторые синтаксические сведения. Во время подготовки к написанию грамматики Ломоносов проделал огромную работу дополня..щ..ю и обосновыва..щ..ю материал представленный в грамматике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени."

Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме: "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие"

Презентация к уроку русского языка по теме "Причастие" 7 класс...

Презентация к уроку русского языка "Грамматические признаки причастия"

Презентация к уроку русского языка (6класс) "Грамматические признаки причастия. Типичные суффиксы" . Материал подготовлен к учебнику  С.И. Львовой, использованы материалы пособия для учителя И.П....

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...

Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...

презентация к уроку русского языка "Что такое причастие" 7 класс

Презентацию можно использовать на первом уроке при изучении темы "Причастие" в 7 классе...