Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
    Синтаксический разбор сложного предложения

    Юрченкова Светлана Борисовна

    Ниже представлен конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксический разбор сложного предложения" к учебнику  Т.А.Ладыженской "Русский язык. 5 класс".

     Так как наши дети в начальной школе занимались по программе "Школа-2100", с синтаксическим разбором сложного предложения они знакомы. Поэтому тип урока - урок совершенствования знаний , умений и навыков, а также закрепления и контроля.

    Урок сопровождается презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razbor_slozhnogo_predlozheniya.doc52.5 КБ
    Microsoft Office document icon kartochki.doc28.5 КБ
    Office presentation icon sintak._razbor_predlozh._-_prezentaciya.ppt341.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    • Юрченкова С.Б. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 города Обнинска Калужской области

    Тема урока: Разбор сложного предложения  5 класс

    Цели:

    -закрепление порядка синтаксического разбора сложного предложения

    -закрепление умения правильно производить такой разбор

    - повторение и систематизация знаний по теме «Простое и сложное предложение».

    - развитие способности составлять предложения на заданную тему.

    -развитие умения работать с текстом, определять основные компоненты текста (тему, стиль и пр.);

    Оборудование:

    • Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. Русский язык-М: «Просвещение», 2008. Учебник допущен Министерством образования и науки  РФ.
    • мультимедийный проектор, компьютер.
    • презентация ( Microsoft Office Power Point 2003).
    1. Фронтальный опрос по изучаемой теме «Синтаксис».

    Слайд 1. Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?

    Чем словосочетание отличается от предложения? В чем их сходство?

     (Отличия:

    • в с/с одно слово зависит от другого, т.е. есть главное и зависимое слово, в предложении – грамматическая основа;
    • в предложении выражается законченная мысль.

    Сходство:

    • слова и в с/с, и в предложении связаны по смыслу и грамматически)

    Какие виды предложений вы знаете? Как различаются предложения по количеству грамматических основ? Чем простое предложение отличается от сложного?

    1. Словарная работа. Слайд 2.
    • Вставьте пропущенные орфограммы, разделите  материал на 2 столбика:

    1.Словосочетания.                                 2.Не словосочетания.

    Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники ра(с, сс)троились, изредк… видет(?)ся. 

     

    • Сделайте разбор словосочетаний: 1 ряд – поседеть от старости; 2 ряд – багровые листья; 3 ряд – изредка видеться.

    • Составьте предложения с любым из словосочетаний: 1 ряд – сложное, 2 ряд – с обобщающим словом, 3 ряд – с обращением. (При чтении предложений озвучить  постановку знаков препинания, объяснить)

    1. Работа с текстом. Объяснение темы урока. Синтаксический разбор сложного предложения.

    Слайд 3.

    Текст: За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор и береза была счастлива.

    • Определите стиль текста, докажите.
    • В соответствии с темой текста озаглавьте его.
    • Найдите пунктуационную ошибку в тексте.
    • Запишите последнее предложение и сделайте его разбор.

    (Слайд меняется, и предложение записывается на доске под диктовку)

    Осень убрала деревья в золотой убор, и береза была счастлива.(повест.. невоскл., сложное)

    4. Работа с учебником.

    - Что нам поможет уточнить порядок разбора сложного предложения и проверить себя? (…) Верно, учебник.

    Чтение порядка разбора на стр. 96. (По мере чтения на доску вывешиваются листы А 4 с порядком разбора.

    • Вид предложения по цели высказывания.
    • Простые предложения в составе сложного
    • Средства связи простых предложений в составе сложного
    • Знаки препинания

    Каждый раздел, если необходимо, устно уточняется.

    5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Упр. 232.

    1 вариант – 1 предложение

    2 вариант- 2 предложение

    • Самопроверка – слайд 5

    Слайд 6 . Предложение:

    Берег начинался там где небо соприкасалось с морем.

    • Найдите ошибку в предложении.
    • Какое это предложение по количеству основ?
    • Какая связь между простыми предложениями: союзная или бессоюзная?
    • Какие союзы, часто соединяющие простые предложения в составе сложного, кроме союзов и, но, да, вы знаете? (Запись в тетради: Союзы - что, чтобы, потому что, где, когда, который)
    • Каковы знаки препинания при них?
    • Запишите предложение, подчеркните союз.

    7.  Закрепление изученного. Работа по карточкам.

    Карточки:

    1. Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.

    Небо расчищалось и синело._______________________________________________

    Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки_______________________________________________________________

    Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень_________________________

    1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.  Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

    Наступила з…ма. В долг…  зимн…  ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая б…резка ожидала прихода весны.

    8. Итог урока, домашнее задание.

    • Что нового вы узнали на уроке?
    • Какой материал закрепили в памяти?
    • Какое задание показалось наиболее интересным?

    1 вариант задания (Слайд 7):

     Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора. Составить мини-текст на тему «Березка осенью», используя и простые, и сложные предложения. Сделать синтаксический разбор сложного предложения.

    2 вариант задания:

    Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора; упражнение № 233.

    Используемый материал:

    • С.В. Савченкова. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011

    • Л.А.Ахременкова «К пятерке шаг за шагом» - М.: Просвещение, 2011



    Предварительный просмотр:

    1.Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.

    Небо расчищалось и синело.________________________________________

    Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки___________________________________________________________

    Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень_________________________

    2.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.  Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

    Наступила з…ма. В долг…  зимн…  ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая  б…резка  ожидала прихода весны.

    1.Расставьте, где необходимо, знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.

    Небо расчищалось и синело._________________________________________

    Потом обратились они в комнаты где жили столетние старушки-голландки____________________________________________________________

    Снова ударил гром и с шумом и ветром начался ливень__________________

    2.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.  Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

    Наступила з…ма. В долг…  зимн…  ночи ветер беспощадно тр…пал ветви б…резы. Снег засыпал и п…ля и л…са и ж…лища людей. Всё замерло обледеневшая  б…резка  ожидала прихода весны.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 г. Обнинска Синтаксический разбор сложного предложения Юрченкова Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы 30.07.2009 Презентация "Осень золотая"

    Слайд 2

    Разделите на 2 столбика: Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники ра(с, сс)троились, изредк… видет(?)ся. словосочетание не словосочетание

    Слайд 3

    Докажите, что перед вами текст! За крайней избой степной деревушки далеко виднелись желтые поля. Придорожная канава заросла травой с желтыми и белыми цветами. На просторной равнине у дороги стояла белая береза. Осень убрала деревья в золотой убор и береза была счастлива. Найдите пунктуационную ошибку! ,

    Слайд 5

    Упражнение 232. Самопроверка Листья сыплются за школой, слышен громкий спор сорок . (повест., невоскл., сложное, бессоюзное, ) [ ] , [ ] Пролетают паутинки с паучками в серединке, и высоко от земли пролетели журавли. (повест., невоскл., сложное, союзная связь) [ ] , и [ ] . . . . . . . . . .

    Слайд 6

    Берег начинался там где небо соприкасалось с морем Что, чтобы, потому что, где, когда, который Запишите предложение , подчеркните союз ,

    Слайд 7

    Домашнее задание: 1 вариант задания : Параграф 47 , закрепить порядок синтаксического разбора. Составить мини-текст на тему «Березка осенью», используя и простые, и сложные предложения. Сделать синтаксический разбор сложного предложения . 2 вариант задания: Параграф 47 , закрепить порядок синтаксического разбора; упражнение № 233.

    Слайд 8

    Используемые материалы: Березка http :// www.photosight.ru / photos /3432501/ http://light.lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=744885


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс

    Синтаксический разбор сложного предложения. 6 класс...

    Синтаксический разбор сложного предложения

    Урок русского языка по учебнику  Т.А.Ладыженской 5 кл...

    Презентация"Синтаксический разбор сложного предложения" (экологическое равновесие)

    Презентация предназначена для учеников 5-ых классов, занимающихся по ФГОС.  Учебный материал по синтаксису разработан с основой на экологическую тему....

    Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи

    Цели: познакомить с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи; научить производить синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с...

    План-конспект урока "Синтаксический разбор сложного предложения"

    Открытый урок по русскому языку в 5 классе.Тема урока «Синтаксический разбор сложного предложения»Тип урока- урок–рефлексии.Технологии здоровьесбережения,  педагогики сотрудничества, индивидуальн...

    Конспект урока русского языка в 5 «В» классе «Синтаксический разбор сложного предложения» («Экологическое равновесие»)

    Тип урока. Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного. Конспект с УУД, построенный по требованиям ФГОС...

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему...