Сжатое изложение Братья-близнецы
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Подготовка к ГИА.  Написание сжатого изложения - одно из трудных заданий в ГИА ( особенно для учащихся национальных школ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument__x_chay.odt31.26 КБ

Предварительный просмотр:

           

             МОУ  «Шушмабашская средняя общеобразовательная школа» Арского района РТ

      « Прекрасен наш язык»

УРОКИ  РУССКОГО ЯЗЫКА                                                        

( из опыта    работы)

2010

ГАЛЯУТДИНОВА ЛЯЛЯ ФАРИТОВНА -

                                                           УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                                              первой  квалификационной  категории

                                                           МОУ «ШУШМАБАШСКАЯ СРЕДНЯЯ

                                                           ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                                                              АРСКОГО РАЙОНА  РТ

9  класс

(1 слайд )                               Тема: Братья – близнецы

                                                     (Сжатое изложение)

 Цель:- показать особенности сжатого изложения;                                                         используя инструкцию, научиться писать  сжатое изложение;                                      развитие устной и письменной   речи;                                                                           воспитывать  силы воли.  

ОБОРУДОВАНИЕ:  проектор,  книга «Мифы Древней Греции» ,русская матрёшка        

Ход урока

1.Актуализация.

- Что такое изложение?

(2 слайд)           ( изложение-вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста)

-  Виды изложений? (по форме речи - устное и письменное; по объему – подробное и сжатое)

- Что значит «сжать» текст?

(«сжать» текст – это сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце, убрать всё лишнее и оставить только главное, отказаться от подробностей)

2.  Тема, цель урока

(3слайд)

  1.                                         Задача сжатого изложения –
  • кратко, в обобщенной  форме  передать  содержание  текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры  действующих  лиц и обстановка должны  быть  переданы  без  искажения.

(Учитель показывает русскую матрешку. Исходный  текст –  это большая матрешка,  подробное  изложение – матрешка  поменьше,   а  сжатое изложение – остальные)

  1. (4 слайд)

Типы заданий, направленных на сжатие текста

  • 1.Сократите текст (на одну треть, вдвое).
  • 2.Сократите текст, передав его содержание в одном – двух предложениях.
  • 3.Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

             .    4.Составьте на основе текста «телеграмму».

  1. (5 слайд)

Инструкция « Как писать сжатое изложение»

  • 1.Выделите в тексте существенные (важные, необходимые) мысли.
  • 2.Найдите среди них главную мысль.
  • 3.Озаглавьте каждую часть и составьте план.
  • 4.Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
  • 5.Какие факты можно объединить, обобщить.
  • 6.Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
  • 7.Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.

 (6слайд)            Словарная работа

  • Сила воли –  ихтыяр  көче;  способность осуществить  свои желания, достигнуть намеченной цели,  умение  управлять собой,  умение преодолевать препятствия

4.Чтение текста учителем

(7 слайд)

   Исходный текс

                                                 Братья – близнецы

   Кроме легенд о Геракле, греки  рассказывали и о двух    братьях- близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

   Ещё очень рано, и мальчикам очень хочется спать.  Ификл  натягивает  на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

   Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл,  недовольно ворча, ищет обходной путь.

   Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко,- ворчит  Ификл.- Не очень-то хочется этого яблока». Геракл  прыгает – и плод у него в руках.

   Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл  обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим,- предлагает Геракл.- Так мы скорее одолеем дорогу».

   Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ.

          И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные                                победы над трудностями, над самим собой.

    В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля - это умение управлять собой, это умение преодолевать  препятствия.

5)

-  О  ком  говорится  в  тексте? ( КН.  «Мифы Древней Греции»  и иллюстрации о Геракле)                                                                                                                                         -  Что вы помните о нем?

-  Что запомнил (а)…  из  текста?

6) Составление  примерного  плана.

(8 слайд)

                           Примерный план

1.Легенда о Геракле и Ификле.

2. Утром.

3. На пути.

4. Яблоко на дереве.

5. До привала ещё далеко.

6. Геракл становится героем.

7)Пересказ текста  (2-3 уч-ся)

8)Чтение текста второй раз.

9)Работа в черновиках.

10) Домашнее задание.                                                                                                                   В черновиках  написать  сочинение – рассуждение.

-О каком человеке говорят, что у  него  есть сила воли? Есть ли среди вас  такой человек? А у тебя  самого есть сила воли?

( 9 слайд)

(Примерное «сжатие» текста)

                                      Братья - близнецы

  Кроме легенд о Геракле, греки  рассказывали и о двух  братьях- близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

  У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были  близнецами, выросли братья разными.

  Ещё очень рано, и мальчикам очень хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

                Ранним утром, когда  Ификл  ещё спит, Геракл бежит умываться к                      холодному ручью.

  Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через неё, а Ификл обходит препятствие.

Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко,- ворчит Ификл.- Не очень-то хочется этого яблока». Геракл  прыгает – и плод у него в руках.

Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу  лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод.

  Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим,- предлагает Геракл.- Так мы скорее одолеем дорогу».

Когда идти больше нет сил, Ификл     предлагает сделать  привал, а  Геракл – бежать  вперед.

   Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ.

   И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.

 В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля - это умение управлять собой, это умение преодолевать  препятствия.

                   Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он                       стал        героем,           потому что с детства учился  преодолевать трудности, воспитывал волю.

                               

                           

                               

     5 класс                                      ЭЛЕКТИВНЫЙ     КУРС.

(1 СЛАЙД)          Тема  : Описание

                              Цель: развитие представлений о тексте-описании;

                                              формирование умения выделять части текста;

                                              развитие устной и письменной речи учащихся;

                                              воспитывать любовь к животным, пробуждать                                                                                   интерес к составлению текста-описания;

                                                      Ход урока

11.Актуализация.

( 2 слайд)  

 1.Развитие устной речи.

                            1 вар.                                                                  2 вар.

                      Зимнее утро.                                             После уроков.

2.Словарный диктант.

Задание: а) дописать во мн. числе, б) составить 2 предложения;                                в) подчеркнуть орфограммы;

Заяц, журавль, береза, птица, животное, планета, человек.

3 слайд

111. Текст  ( о лисе)

1. Ученик читает

2.Вопросо-ответная работа:

- О чем этот текст?

- Главная мысль?  (1 абзац, 1 предложение)

- Описание внешности лисы  (2 абзац)

- Какие  особенности  у  этого  животного?  (3 абзац)

- Что мы сделали с лисой? Обругали? Наказали за то, что она хитрая воровка?

-Нет. Описали.

- Что  такое  описание?  (мнения   учеников)

4 слайд

Описание- сүрәтләү, тасвирлау; Это подробный рассказ о ком-чем-нибудь, изображение кого-что-нибудь в письменной или устной форме.

5 слайд

3. А теперь посмотрим на эту картину.

-Какое время года изображено? (осень,  листья пожелтели, птицы улетают...)

- Как вы думаете, что это за птицы? (журавли)

-А чтобы доказать, мы должны прочитать и стихотворение:

Откапало, отшелестело лето.

Леса задумчивы:зима близка.

Блестят полей осенние паркеты,

И журавли летят издалека.

                                       П. Орошин

6 слайд

4. -На картине какая птица изображена? (журавль)

7 слайд

1У.

  1. Учитель  читает   текст  “Журавли”
  2. Вопросо-ответная  работа
  • Сколько абзацев?
  • Главная мысль каждого абзаца? Укажите самое главное предложение.  (Указывают)
  • А теперь составим план, чтоб было  возможно пересказать текст по этому плану.

2.             (Составляется план и проверяется)

8 слайд

                              ПЛАН

  1. Журавли – особые птицы.
  2. Журавли в критическом положении.
  3. Убить журавля – большой грех.

ФИЗМИНУТКА.

9 слайд

 3.         Портрет  А.Н.Комарова. Как вы думаете, почему я вставила сюда  портрет этого человека? ( мнения  учеников)

10 слайд

             Это- художник – анималист.

11 слайд

  1. Словарная работа
  2. Анималист- художник, который рисуе животных.

12 слайд

5.         Картина А.Н. Комарова “ Новоднение”

13 слайд

6.       Словарная работа

      Наводнение -паводок, разлив, половодье.

14 слайд

7.        План сочинения-описания

1.Кто такой  А.Н Комаров?

2.Какое время года изображено?

3.Почему так назвал картину?

4.Как заяц оказался на дереве?

5.Каким худ-к изобразил зайчика?

15 слайд

    8. Крупный план зайца

16слайд

9.      Задание:  выбрать  имена  прилагательные,  которые   подходят  к  описанию  зайца  и  согласовать  их со словом “ЗАЯЦ”.

Грустный,веселый, тревожный, беззаботный, радостный, испуганный, равнодушный, робкий.

6.Какое состояние испытывает  зверёк?

7.Как себя ведет?

8.Как он может спастись?

9.Какие  чувства  вызывает  эта картина?

 17 слайд

10.    Списать предложение, вставив пропущенные буквы:

К...ртина  А.Н.Комарова “Наводнение”  пр...никнута  любов...ю  к  ж...вотному  миру  и  всей пр...роде.

11.  2 ученика устно  оприсывают  эту картину.

У.  ВЫВОД.

-Что такое описание?

-Кто такой  А.Н.Комаров?

-Кто такой художник – анималист?

У1. Домашнее задание.

 Нарисовать  любимого  домашнего  животного.

                                                                 Содержание

1. Русский язык.  Тема : «Братья – близнецы».  Сжатое изложение  для 9 класса.

2. Русский язык.  Тема: Описание.  Элективный курс.  5 класс

 МОУ  «Шушмабашская средняя общеобразовательная школа» Арского района РТ

« Прекрасен наш язык »                                                   ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

( из опыта    работы)

2010

                             

ГАЛЯУТДИНОВА ЛЯЛЯ ФАРИТОВНА -

                                                           УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                                              первой  квалификационной  категории

                                                           МОУ «ШУШМАБАШСКАЯ СРЕДНЯЯ

                                                           ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                                                              АРСКОГО РАЙОНА  РТ

                               Тема: Мы за чаем не скучаем

                                                                          (литературный вечер)

Цель: организация досуга учащихся,                                                                                                                      развитие познавательных интересов

Оборудование: плакаты, чайные сервизы, угощения ,вода из разных родников.

Плакаты: «Чай не пьешь, где силы возьмешь?», «За чаем не скучаем, по три чашки выпиваем», «выпьешь чайку - позабудешь тоску».

ПЛАН:

1.История появления чая

2.Рецепты приготовления чая

3.Дегустация родниковой воды

4.Частушки о чае

5.Конкурс «Угадай»

6.Реклама чая

7.Конкурс песен

8.Викторина

9.Конкурс «Неразлучные пары мировой литературы»

Х О Д   В Е Ч Е Р А

ВЕД. Добрый день, дорогие друзья!  Мы начинам наш вечер, посвященный ЧАЮ.  Приглашая в гости, мы  любим  угощать чаем. Чай – основа гостеприимства многих народов. В Европу первый чай привезли в 1610 году.

Ученица 10Б класса (Сообщение из интернета «Чай в  России»)

Ученица 10А класса (Сообщение из интернета «Чай в  Татарстане»)

 Одной из первых европейских стран, познакомившихся с чаем, была Россия. В 1638 году царь Михаил Романов отправил подарки монгольскому хану Кучкуку. Тот, в свою очередь, послал в подарок московскому царю 200 пачек чая весом по 1000 фунтов (4 пуда)

ВЕД. Попробовал царь неизвестный до того времени напиток и сказал: «Хорошо питие! Ещё! Это и было первое чаепитие на Руси.

«Хорошо питие!- сказал русский царь Михаил Федорович, «хорош чаек!»- говорят и сейчас, Давайте ж и мы приступим к чаепитию. Наливайте, пожалуйста, чай!

ВЕД. Самовар блестит, кипя, чай в нем пенится! Дорогие друзья! Сегодня мы собрались вместе, чтобы поближе познакомится, обсудить наши «семейные дела». А где же нам ещё поговорить , как не за столом!

ВЕД. Сейчас вы все станете участниками веселых конкурсов.

                                                Задание командам.

1 . Реклама чаю.

  9 кл. Чай Ахмат

  10А кл. Английский завтрак

  10Б кл. Нури

  11А кл. Акбар

  11Б кл. Липтон

2. Итак, ВТОРОЕ задание. Каждая группа (стол) должны ответить на заданный вопрос. УСЛОВИЕ. Время действия18 век.  На  столе  самовар, чайник с заварником,  сахар, хлеб, варенье, пряники, молоко, мед, овсяной кисель, а за столом сидит старый человек. Сначала он поел киселя, молока нахлебался, чаю напился.

ВОПРОС. Все ли правильно в  этой сценке? Помните,  это 18 век.

Ответ. Чай появился только в 1638 году. Для простого лица чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому – то и возникло выражение «чайком побаловаться». Хлеб появился еще в домонгольское время. Сахара же в 18 веке не было. Его промышленное производство началось в 16 веке в  Индии, а с 18 века в России. Соответственно варенье  приготовляли не на сахаре, а только на меду. Самовар же изобрели только в 18 веке. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Есть такая шуточная песня середины 19 века.

Раз прислал мне барин чаю

                                                  И велел его сварить

                                                 А я от роду не знаю,

                                                Как проклятый чай варить.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ.

На столе семечки черные и белые, картофель, помидоры, Грибы маринованные, яблоки , сливы, масло, хлеб, деревянные ложки, вилки. Покажите,(назовите), что следует есть. Не забывайте, что это 18 век.

Ответ. Семечек не было. Подсолнечник и тыква американского происхождения. Картофель появился в Европе в 15 65 году, а в  России- в конце 18 века. Грибов маринованных и вилок, конечно, не было.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ.  Конкурс» неразлучные друзья мировой литературы» Называется имя одного литературного героя, а вы  должны объявить его пару.

Робинзон  –     Пятница

Холмс       –      Ватсон

 Том Сойер -    Гек Финн

Дон Кихот   - Санчо Панса

Жилин          -  Костылин

Петя  -            Гаврик

ПЯТОЕ  ЗАДАНИЕ.

 АНАГРАММА. В ней заложен ключ к победе.    Тот, кто первый прочитает, станет победителем.

АВША                                     ВАША

АМОДКАН                           КОМАНДА

СОНАТОЙД                         ДОСТОЙНА

ДЕБЫПО                              ПОБЕДЫ

ШЕСТОЕ  ЗАДАНИЕ.

Читается строчка из песни, а команды должны назвать и спеть один куплет.

«Ой ты, песня, песенка девичья…»

«От улыбки хмурый день светлей…»

«Я играю на гармошке…»

«Ой цветет калина…» и др.                                                                                                      

СЕДЬМОЕ  ЗАДАНИЕ.

КОНКУРС  ЧАСТУШЕК                                                          

1.Раз прислал мне барин чаю                                            

И велел его сварить.

А я от роду не знаю,

Как проклятый чай варить.

2Взял  тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок.

И приправил перцу, луку,

Да петрушки корешок.

3.Разлил варево по плошкам

Хорошенько размешал.

Остудил его немножко,

На господский стол подал      

4.Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел.

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

5.Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

6.Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

ВОСЬМОЕ  ЗАДАНИЕ.

ВИКТОРИНА  (по книге  «Занимательная грамматика»)

Задания  и вопросы   на стр .  115, 117,  125, 127, 135

ИТОГ

           

 ТЕМА:   Государственные символы Республики Татарстан

                                                                 ( КЛАССНЫЙ ЧАС)

  ЦЕЛЬ:   познакомить учащихся с государственными символами родной

Республики; углубить знания по истории республики и  родного края; воспитывать чувство уважения к национальным традициям  татарского народа; чувство гордости за принадлежность к народу Татарстана.

Оборудование: Государственный флаг, герб РТ, политическая карта мира,  запись гос. гимна РТ, РОССИИ, выставка  книг и брошюр по истории РТ и татарского народа.

Слово учителя.

В мире насчитывается более 170 независимых государств, которые отличаются друг от друга своими символами: гимнами, флагами, гербами. Ст.160  Конституции РТ гласит: «Государственный флаг. Государственный герб. Государственный гимн – официальные эмблемы, символы, выражающие суверенитет РТ, самобытность и традиции народа Татарстана» Знакомство, изучение государственных символов нашей Республики мы начинаем с гимна. Что означает «гимн»?

Шайхиева Г. «Гимн»- греческое слово, означающее «торжественная песнь». Известны гимны государственные, военные, революционные, религиозные, в честь определенных событий. 27 августа кабинет Министров РТ утвердил Положение о Государственном гимне РТ. Государственные гимны исполняются,

-ежедневно в начале  радиопередач ТРК  Татарстан.

-при открытии торжественных собраний,

- при поднятии Государственного Флага РТ во время церемоний,

-при открытии памятников,

Звучит гимн в записи. (выслушивают стоя)

Автор гимна -  заслуженный деятель искусств, народный артист СССР и России, лауреат Государственной премии им. Г.Тукая  композитор  Рустем  Яхин. Он родился в 1921 году в Казани, закончил Московское музыкальное училище, Прошел ВО войну. После войны закончил Московскую консерваторию.

Сафин Р. Знакомит со значением  слова «флаг»

«ФЛАГ» - голландское слово. Это прикрепленное к дереву или шнуру полотнище установленных размеров и цветов. Это официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Государственный флаг РТ первый раз был поднят над зданием Верховного Совета на площади Свободы в Казани в декабре 1991 года. Это прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, красного и белого цветов. Отношение ширины флага к его длине- 1:2.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – это цвет  живой природы, жизни, молодости.

БЕЛЫЙ – признак чистоты, благородности, мира и спокойствия.

КРАСНЫЙ – это цвет торжества жизни, праздника. Проект флага РТ выполнен народным  художником республики  Тавилем  Хазиахметовым.

Камалов Р. Знакомит со значением слова «герб»

161 статья Конституции РТ гласит: «Государственный герб РТ представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан». Приподнятая лапа означает центральную власть. Острые зубы и когти барса говорят о том, что он может постоять за себя и за свой народ. На боку круглый щит с изображением цветка с 8 лепестками. Щит означает защищенность, неприкосновенность и безопасность, а 8 лепестковый  цветок – знак долголетия. (Астра – символ солнца). Орнамент выражает красоту, плодородие нашей земли. Эту землю охраняет священный барс. Солнце означает безоблачное небо, чистоту, свет и добро. Герб выполнен теми же цветами, что и государственный  флаг. Идею о том, что одним из символов суверенного Татарстана должен быть барс выдвинул в прессе ученый Н.Ханзафаров. Эта идея воплотилась художником Р. Фахретдиновым.

Тотем является защитником рода и племени. Тотемом наших предков был  барс. Образ барса вошел в мифологию многих тюркских народов.

Ахметова Р. Рассказывает древнюю легенду.

…Много-много лет назад враги истребили наших древних предков. Живым остался единственный 10-летний ребенок. Но и его решили казнить.  Отрубив ему руку, ногу бросили его в болото. Обреченного на смерть мальчика вскормила самка барса. Прошли годы. Этот парень погиб в одной из схваток, самка барса спряталась в степях Алтая и родила 10 мальчиков, которые

начали род тюркских племен. Образ барса сохранился. Он означает богатство, авторитет, силу.

В И К Т О Р И Н А

1.В каком году был впервые поднят трехцветный государственный флаг?

(Декабрь,1991)

2.Назовите поэтов и писателей Арского района.

3.Назовите  прародину  тюрков. (Алтай)

4.Перечислите татарские народные инструменты (кубыз, саз, курай)

5.Когда мы отмечаем день Республики?(30 августа)

6.Когда утверждена Конституция РТ? (1992)

7.Перечислите татарские национальные женские украшения (чулпы, беләзек, алка, йөзек,балдак)

8.Город, где находится  дом-музей  Шишкина? (Елабуга)

9.Автор музыкальной редакции Государственного гимна РТ?  (Р.Яхин)

10.Назовите татарские народные песни.   ( «Райхан». «Гульджамал» и др.)

П Р А З Д Н И К

Р У С С К А Я   М А С Л Е Н И Ц А

(  За  неделю  до  праздника  проводится  подготовительная  работа. Руками школьников изготовлено чучело зимы. Оно сделано из соломы и укреплено на крестовине из палок. За день до праздника строят снежную крепость. А в центре приготовлено место для костра )

                                                Ход праздника

Вед.                                        Внимание, внимание!

                                               Народное гуляние!

                                             Торопись честной народ,

  Всех нас масленица зовёт!

   Здравствуйте, люди добрые! Благодарю вас, что пришли по старому народному обычаю Зиму – матушку проводить!

( входят несколько учеников и исполняют песни встречи масленицы)

Наша масленица годовая/3р

                                                  Она гостика дорогая/2р

                                                 Она пешею к нам не ходит/2р

   Всё на комоньях разъезжает/2р

Чтобы коники были вороные/2р

                                               Чтобы слуги были молодые!

Здравствуй, масленица!

Исполняются:

1.Песни  «Ой, мороз, мороз…» и др.

2.Игра  «Ручеек»

3.Девушки исполняют частушки

4.Игры «Змейка», «Лошадка», «Сиамские близнецы»

ВЕД.     МАСЛЕНИЦА –это праздник «проводов зимы». Им отмечался переход к весенним земледельческим работам. В древности это были разнообразные обрядовые действия. В масленицу сжигают соломенные чучела, пекут блины, ходят друг к другу в гости, катаются на санках с гор, ездят на быстрых лошадях, играют.

5. Каждый класс исполняет свои песни.

6.Игра  «Ворота»

ВЕД.              ЗАГАДКИ

  1. У двух матерей по пяти сыновей

         Одно имя всем.    (пальцы)

  1. Сижу верхом, не знаю на ком,

          Знакомца встречу,

         Соскочу – привечу.   (шапка)

  1. Черненькая - маленькая,

          В платье вскочила,

          Царя разбудила.    (блоха)

  1. Чёрненькая  собачка,  свернувшись лежит,

          Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок)

     5.  Чёрный конь скачет в огонь (кочерга)

     6.  Два брюшка, четыре ушка  (подушка)

     7.  Одну меня не едят,

          А без меня мало едят  (соль)

     8.  Не огонь, а жжется (крапива)

     9. Мать толста,

         Дочь красна,

         Сын сокол

         Под небеса ушел  (печь, огонь, дым)

ВЕД. Люди добрые! Вот и масленицу везут!!!

(Приближается живописная процессия: на санях везут чучело Зимы)

Едут и кричат:

А мы масленицу прокатали,

Прокатали, душа, прокатали,

На каталицах не бывали,

Не бывали, душа, не бывали.

Наша масленица обманула,

На велик пост посадила,

Посадила, душа, посадила!

( Все идут  проводить Зиму на праздничную  площадь,  где  состоится прощание  с  ней.  Чучело несут к костру. Сжигают.)

Ученик.

Ты прощай, прощай, наша масленица.

Ты прощай, прощай, наша широкая!

Ты не в среду пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье, всю  неделюшку  веселье.

Ты пришла с добром, с  квасом и чайком

С блинами, пирогами да с оладьями.

Блины  масленые, шаньги мазаные

Мы катаемся с горы от зари до зари.

А сегодня в воскресенье, наше кончилось веселье.

Прощай, прощай наша масленица!

Ученик.

Хозяйка приглашает всех на блины!

Ах ты,  Домнушка, красно солнышко,  вставай с печи,

Гляди в печь: не пора ли блины печь.

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!

На поднос блины кладите да к порогу подносите.

( Хозяйка угощает всех блинами)

Как на масленой недели со стола блины летели,

И  сыр  и творог – все летело за порог!

Как на масленой недели из печи блины летели,

Весело было нам, весело было нам!

ВЕД.

Прошла масленица, кончилось гулянье,

Идем теперь на  отдыханье.

Дорогая наша масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

(Все угощаются блинами) С этого момента все участники представления проводят, игры. Ведущий приглашает детей кататься на санях с горы.

ВЕД.

 Прощай масленица – вертушка, настает великий  пост.

Дома ужинать садятся, подают от редьки хвост!

Как на масленой неделе в потолок блины летели!

Уж ты,  маслена,  обманщица, ты сказала:»семь недель»,

А остался один день!

Прощай, масленица -  ерзовка!

Оставила нас -  на кислый квас, на постные щи!

На холодные харчи!!!

И Т О Г

                                                      Содержание

1.  Внеклассное мероприятие.   Тема: « Мы за чаем не скучаем» (литературный вечер)

2.  Классный час.   Тема: Государственница»ые  символы  Республики  Татарстан

3.  Внеклассное мероприятие.  Тема: Праздник  «Русская  масленица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...


 

Комментарии

Очень интересное и полезное внеклассное мероприятие