Подготовка к ЕГЭ. Работа над частью С.
план-конспект урока русского языка (11 класс) на тему

Литвина Татьяна Михайловна

На данном уроке формируются умения выделения  проблемы, способы выявления и формулирования авторской позиции, комментирования текста и аргументирования собственной позиции;  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11kl._po_d.s._dihachevu..doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подготовка к экзамену. Работа над частью С. Текст Д.С. Лихачева.

Цель: формировать умения выделять проблему, способы выявления и формулирования авторской позиции, комментирования текста и аргументирования собственной позиции; развивать творческие способности учащихся; формировать эстетический вкус, прививать любовь к художественному слову.

Оборудование: текст Д.С. Лихачева, памятки «Как писать сочинения»

Запись на доске:

  1. Вступление. Формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве.
  2. Основная часть. Доказательства:

а) комментирование сформулированной проблемы с опорой на прочитанный текст или имеющийся жизненный опыт;

б) собственная аргументированная оценка проблемы.

      3. Заключение. Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса).

Ход урока.

I Чтение текста.

    – Вы прослушали текст Д.С. Лихачева. О чем идет речь в тексте?

II. Вступление.

    – Как вы знаете, любое сочинение должно иметь вступление. Какое бы вступление предложили вы?

    – Что вы можете сказать об авторе текста Д.С. Лихачеве. (Фигура академика Лихачева символична для российской культуры ХХ века. Русский интеллигент, крупнейший ученый и мыслитель, общественный деятель, он сумел сохранить в непростое время честность, ответственность, верность России. В своих книгах Д. Лихачев говорит о том, что человек должен любить свою страну, свою культуру, делать добро, быть терпимее.)

Внимание! Вступление к сочинению-рассуждению должно быть небольшим (3—5 предложений). Используемые во вступлении к сочинению синтаксические фигуры по содержанию должны обязательно соотноситься с темой и проблематикой исходного текст.  

  – Вы пишете сочинение-рассуждение. Сложность заключается в том, чтобы, с одной стороны, не превратить  сочинение в изложение: необходимо интерпретировать затронутую в тексте проблему, с другой,  –  сочинение пишется с опорой на текст. Как же нам справиться с этой сложной проблемой? (Работая с любым текстом, необходимо выделить ключевые предложения.

  Сделав это, можно:

  • Воссоздать проблематику  и композицию текста.
  • Не пересказывая текст, порассуждать на предложенную тему, опираясь на ключевые предложения.

    – Какие предложения, на ваш взгляд, будут являться ключевыми?

(1)_Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.

(5)Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас!

(6)Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев.

(11)Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые ждут, что их огранят, сделают бриллиантами.

(13)И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет!

(16) И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные.

III. Проблема текста.

    – Что такое проблема текста?

Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т. п.

Формулировка проблемы — это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте. Правильное формулирование основных проблем исходного текста является одним из главных показателей верного понимания и интерпретации исходного текста.

    – Так какую проблему поднимает Д.С. Лихачев? (Проблему невосполнимости культурных ценностей.)

    –  К какому виду проблем она относится? (К нравственным проблемам)

  IY.  Комментарий к проблеме 

Комментарий к проблеме — это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются? Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного отношения к проблеме.

    – В чем особенность комментария проблемы?

 Комментарий проблемы обязательно должен быть связан с предложенным текстом. Вместе с тем в качестве комментария не следует давать простой пересказ текста или какой-либо его части, а также цитировать большой фрагмент анализируемого текста. Необходимо своими словами (можно с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается.

–  Почему именно к этой проблеме обращается Д.С. Лихачев? (Актуальна на сегодняшний день)

–  В чем заключается ее актуальность?

–  С помощью каких языковых средств автор подчеркивает важность и значимость  этой проблемы?

   (Сравнение нашей планеты с домом, с музеем; метафорический образ Земли, усыпанный бриллиантами, создают зрительный эффект. Ощущение глобальности изображаемого возникает благодаря использованию автором синонимических рядов и лексического повторов: «летящий в пространстве», «несущийся в космическом пространстве». Но одновременно в тексте присутствует мотив хрупкости, непрочности. На это указывают эпитеты «крошечный», «беззащитно летящий».)

Y.  Позиция автора.

–   Как выявить позицию автора?

Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.

–  Какова позиция автора?

    (Восхищение перед ценностью рукотворной среды сменяется тревогой за ее судьбу. В отличие от среды природной , которая способна к возобновлению, культурные ценности утрачиваются навечно, безвозвратно.)

Внимание! Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.

– Какие клише могут быть уместны для передачи авторской позиции?

      Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
      
Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...
      По мнению автора, ...
      Автор считает, что...
      Публицист убежден в том, что...
      Автор заставляет задуматься о...

      Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что...
      Автор всерьез обеспокоен...

YI. Собственная аргументированная оценка проблемы.

  

Важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции по проблематике текста (или по одной из проблем, поставленных автором).

–  Как аргументировать свою позицию?

Внимание! Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которые могут основываться на жизненных или читательских впечатлениях.

            При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:
      Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно...
      По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как...
      Можно согласиться с автором..

      Нельзя остаться равнодушным при...
      Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы.

      Во- первых...  Во-вторых...  В-третьих...
      В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства...
      Доказательством этой мысли может служить тот факт...

     (Заслушать несколько собственных аргументаций проблемы текста)

YII. Подведение итогов урока.

YII. Д/З : написать сочинение по тексту Д.С. Лихачева.

  (1)Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел в голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. (2)Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно в голову десяткам публицистов. (3)Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет в своей силе и убедительности.  

     (4)Дом наш! (5)Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! (6)Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних признанных гениев!). (7)И не только произведений гениев! (8)Сколько обычаев, милых традиций. (9)Сколько всего накоплено, сохранено. (10)Сколько возможностей. (11)Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые ждут, что их огранят, сделают бриллиантами.

     (12)Это нечто невообразимое по ценности.

     (13)И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! (14)Это можно легко доказать математически. (15)Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру, что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные («ответные акции»)!

     (16)Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!

                                                                                    (По Д.С. Лихачеву)

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы с частью В при подготовке к ЕГЭ

Часть В традиционно сложна для работы. Даже учащиеся с хорошим потенциалом не всегда могут справиться с частью заданий. Тем более часть В трудна для слабых учащихся. Однако роль ЕГЭ с каждым годом воз...

Подготовка к ЕГЭ. Работа с частью С.

Конспект урока  русского языка в 11 классе по части  С....

Диагностические работы по подготовке к ЕГЭ по географии (Часть С)

Подготовка к ЕГЭ по географии. Задания части С....

Работа над частью С при подготовке к ЕГЭ

Презентация выступления на МО по теме "Работа над частью С при подготовке к ЕГЭ". Советы по написанию сочинения-рассуждения....

Презентация для подготовки к ГИА (работа над частью С)

Материалы для работы над сочинением-рассуждением...

Подготовка старшеклассников к выполнению задания части С ( из опыта работы).

ЕГЭ по русскому языку стал для учащихся настоящим кошмаром, особенно часть С (сочинение- рассуждение). Было странно видеть полную рассеянность учителей, в том числе и меня, перед этим "страшным словом...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...