Подготовка к ЕГЭ. Работа с частью С.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

 Устинова Ирина Викторовна

 Конспект урока  русского языка в 11 классе по части  С. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege_ch.s_11_klass.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 11 классе

Подготовка к написанию части С (ЕГЭ по русскому языку) по тексту В.Солоухина

Цели урока.

1.Обучение умению анализировать художественный текст:

-определять проблематику текста;

- определять позицию автора по проблематике текста (аргументы);

- определять основную мысль текста.

2.Обучение умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументированно доказывать его.

3.Развитие навыка излагать свои мысли последовательно, точно, используя разнообразные грамматические формы.

4.Воспитание любви к малой родине, ответственного и бережного отношения к родным местам.

Оборудование к уроку.

1. Текст   Владимира Солоухина (на парте у каждого ученика):

2. Памятка « Опорные слова и выражения для задания С»

 3.Текст В.Солоухина.

Опорные слова и выражения для задания С

Автор данного текста размышляет о...

 …Именно об этом размышляет замечательный русский писатель...

 Текст известного русского писателя…посвящён…

 Этот текст – размышления не только о…, но и серьёзные раздумья о…

 Писатель рассказывает о…

 …Об этом на примере…размышляет…

В своём рассуждении автор справедливо утверждает, что…

 Автор показывает…

 Для писателя важно, что…

 Он призывает нас к…

 Писатель подчёркивает…

 Автор подробно и аргументировано рассказывает о том, как…

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

 Особенно значимо то, что…

 Справедливость позиции…не вызывает сомнений.

 Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является…

 Нельзя не почувствовать и не принять…

 Автор наводит читателя на размышления о том, что…

Обращали ли вы внимание на…

Автор заставляет задуматься о…

 Автор предостерегает от ошибок…

 Наверное, автор хотел этим сказать…

 Вероятно, автор имел в виду…

 Автор взывает к нашему милосердию, состраданию.

 Сочувствуя героям, мы задумываемся…

Кто знает, может и прав автор, считавший, что…

Ход урока.

 Сегодня мы анализируем текст  Владимира Солоухина. Что вы знаете об этом авторе? (Устные ответы учеников).

1. Прочитайте текст, определите проблему, позицию автора по этой проблеме и подчеркните главное для её понимания. ( Ученики читают текст и маркерами выделяют главное)    

    Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, может быть, штрих за штрихом на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны…

   Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами , покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте…Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

       Точно так же, как художник – пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт.

     Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Как будет выглядеть дои, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? Каково будет лицо страны? Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости…Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее. Ландшафт во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

 Работа по тексту.

-.О какой проблеме говорит автор в тексте? ( Проблема связи ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.)

-. Что, по мнению Солоухина, определяло ландшафт дореволюционной России?

( Лицо дореволюционной России определялось сотнями тысяч церквей и колоколен, сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. И в первую очередь небольшие деревеньки и сёла.)

-. Почему, по словам Солоухина, изменилось лицо страны? ( ^ Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.)

- Что говорит автор о связи души человека с ландшафтом страны? ( В ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт.)

- На что сетует автор текста? (Плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена корыстью, если она мертва. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет равнодушием и пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Каково будет лицо страны? Нет ведомства по внешнему виду страны ( земли ), по её опрятности, прибранности, одухотворённости.)

- Используя опорные слова из 2 части нашей памятки, раскройте позицию автора.( В своём рассуждении Солоухин справедливо утверждает, что в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа. Писатель подчёркивает, что не все изменения положительно влияют на внешний вид страны..)

- Итак, к какому выводу приводит нас Солоухин? Используя слова из 3 и 4 частей памятки, ответьте не этот вопрос.

( Справедливость позиции автора не вызывает сомнений: ландшафт - это лицо страны, лицо данного общества. Особенно значимо то, что замусоренный лес, обмелевшие реки, полузаброшенные деревни говорят о жителях нашей страны ничуть не меньше, чем запущенная квартира о её жильцах. Обращали ли вы внимание, что есть разные ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию ,а ведомства по внешнему виду страны, по её опрятности, прибранности, одухотворённости нет. Автор заставляет задуматься и о нашем отношении к родному городу.)

- Согласны ли вы с мнением автор?

 ( Конечно, мы согласны с мнением Владимира Солоухина в том, что сам человек влияет на ландшафт и пейзаж страны.)

-  Какие аргументы можете привести вы?( Хотя я не согласен с тем, что после революции из пейзажа России исчезла душа. Она осталась, но стала другой: более быстрой, сложной, промышленной, оцифрованной. Ландшафт и народ остались связаны, но вот связь народа и традиций стала ослабевать, если не исчезла совсем. Это как живопись. Одно дело рисовать по холсту кисточкой, и совсем другое – по цифровому планшету стилусом. Как говорил Солоухин, остаётся форма при отсутствии содержания. Но всё же сельский или городской пейзаж начинают возвращать себе своё дореволюционное лицо. Облагораживаются парки, отстраиваются церкви, ремонтируются дороги. И это многое говорит о жителях страны.) ( Текст Солоухина предостерегает нас от ошибок по отношению к общему дому. К счастью, владимирцы стараются не быть безразличными к ландшафту и пейзажу своей малой родины.)

 Учитель: таким образом, сегодня на уроке мы проанализировали текст известного владимирского писателя В.Солоухина, определив его проблему и позицию автора по этой проблеме. Вы смогли в своих ответах аргументировано доказать актуальность темы, о которой рассуждает автор. Практически устно мы проговорили то сочинение, которое вам предстоит написать. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению?

 (Да, нам стал более понятен алгоритм работы над текстом, опорные слова позволяют связанно построить свой ответ, логически выдержанно соединить одну часть с другой).

  Написание сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Работа над частью С.

На данном уроке формируются умения выделения  проблемы, способы выявления и формулирования авторской позиции, комментирования текста и аргументирования собственной позиции...

Алгоритм работы с частью В при подготовке к ЕГЭ

Часть В традиционно сложна для работы. Даже учащиеся с хорошим потенциалом не всегда могут справиться с частью заданий. Тем более часть В трудна для слабых учащихся. Однако роль ЕГЭ с каждым годом воз...

Диагностические работы по подготовке к ЕГЭ по географии (Часть С)

Подготовка к ЕГЭ по географии. Задания части С....

Работа над частью С при подготовке к ЕГЭ

Презентация выступления на МО по теме "Работа над частью С при подготовке к ЕГЭ". Советы по написанию сочинения-рассуждения....

Презентация для подготовки к ГИА (работа над частью С)

Материалы для работы над сочинением-рассуждением...

Подготовка старшеклассников к выполнению задания части С ( из опыта работы).

ЕГЭ по русскому языку стал для учащихся настоящим кошмаром, особенно часть С (сочинение- рассуждение). Было странно видеть полную рассеянность учителей, в том числе и меня, перед этим "страшным словом...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...