Урок-семинар в 6 классе по теме "Местоимения"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

урок с элементами групповой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_seminar_v_6_klasse__po_teme_mestoimenie..docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – семинар в 6 классе  по теме «Местоимение».

Тип урока – обобщение знаний.

Технология урока – семинар, групповая форма отработки умений и навыков при закреплении.

Средства обучения – учебник, дидактический материал (карточки), обобщающая таблица «Разряды местоимений»; «Лингвистические сказки»  Подгаецкой.

Цели урока:

1.Познавательные:

а) повторить и обобщить знания учащихся об основных морфологических признаках местоимений;

б) развивать умение делать сообщение на лингвистическую тему.

2. Практические:

а) закрепить умение определять разряд местоимения;

б) провести мониторинг изучения темы.

3. Общепредметные:

а) воспитывать интерес к предмету в ходе обобщения лингвистической темы;

б) развивать память, логическое мышление, речь; разные виды компетентности;

в) воспитывать умение работать в группе.

Оформление доски.

Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле выходят, когда «освобождают игру» самостоятельные части речи.

          Реформатский.

 

     Предварительное домашнее задание по группам:

1. Сделать сообщение о разрядах местоимения: каждая группа берёт один разряд.

2. Подготовить для ребят интересные задания, связанные с этим разрядом.

Ход урока

  1. Слово учителя о целях и форме урока (обратиться к эпиграфу).
  2. Сообщение уч-ся о разрядах местоимений, о их особенностях и упражнения по каждому разряду.

I группа

1 ученик рассказывает о личных местоимениях, а 2ой  проводит викторину,

3 ученик из группы оценивает ответы.

  1. Почему местоимение в разделе «Морфология» стоит после существительного, прилагательного, числительного?
  2. Какую часть речи заменяют личные местоимения?
  3. Какие два личных местоимения мешают ездить по дорогам?           Я    МЫ
  4. Какое личное местоимение нужно добавить к другому, чтобы получить много крупных плодов?      ТЫ к ВЫ
  5. Какое местоимение занимает последнее место в алфавите?
  6. Какое местоимение превратится в союз, если его прочесть справа налево?   ОН

II группа

1 ученик рассказывает о притяжательных местоимениях.

2 ученик упр. 521 (по учебнику практики на конструирование предложений).

3 ученик проверяет составленные предложения.

III группа

1 ученик рассказывает о возвратном местоимении  СЕБЯ.

2 ученик предлагает уч-ся составить фразеологизмы, используя СЕБЯ в нужном падеже. 

Карточка (3 группа)

таить              

постоять

увлечь                           СЕБЯ

замкнуться

говорить

3 ученик оценивает ответы.

IV группа

1 ученик предлагает уч-ся лингвистическую загадку.

Я вам сейчас расскажу об одном разряде местоимений.

 Представьте: в дверь постучали. Ты спрашиваешь:

- Это мама стучит?

- Или тётя?

- Или Саша?

- Или Маша?

А за дверью отвечают: «Нет».

И ты бы мог так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Ты бы не ел, не пил, всё только спрашивал.

- Это бабушка?

- Это дедушка?

- Это Коля?

А с этим местоимением очень легко задать вопрос. Задайте его.  КТО ТАМ?

Правильно, вопросительные местоимения помогают задавать вопросы, но стоит им попасть в сложноподчинённое предложение, как они превратятся в относительные.

2 ученик дает задание.

Перестройте предложения, чтобы вопросительные стали относительными (предложения записаны на карточках, уч-ся записывают их в переделанном варианте, строят схемы полученных предложений.)

Карточка (4 группа) пример одной из них.

«Какие лыжи нужны для прыжков с трамплина?» - спросили мальчики у тренера.

Я спросил друга: «Что ты делаешь в свободное время?»

3 ученик собирает карточки и оценивает их.

V группа

1 ученик рассказывает о неопределённых местоимениях.

2 ученик предлагает уч-ся заменить словосочетания одним неопределённым местоимением (уч-ся записывают в тетрадь)

Неизвестно кто                                            КТО-ТО

Всё равно кто                                              КТО-НИБУДЬ

Кто-то один                                                КТО-НИБУДЬ

Некоторые из нас                                      КОЕ-КТО

Споткнулся о неизвестный предмет      О ЧТО-ТО

Всё равно с кем идти                              С КЕМ-НИБУДЬ           КОЕ С КЕМ

3 ученик предлагает вспомнить о правописании этих местоимений и проверяет.

VI группа

1 ученик рассказывает об отрицательных местоимениях.

2 ученик предлагает уч-ся работу по вариантам

                                        I                                                         II

Ответить на вопросы, используя

                             Отрицательные                                    Неопределённые

Местоимения

Не с кем             С кем поговорить?                 С кем-нибудь

Нечего                Чего ждать?                            Чего-нибудь

Не о чём             О чём поговорить?                О чём-то

Не с кого            С кого спросить?                   С кого-нибудь  

Никто                Кто пришёл?                          Некто кто-то  

3 ученик Какие орфограммы использовали? Проверяет работу.

VII группа

1 ученик рассказывает об указательных местоимениях.

2 ученик предлагает уч-ся упр.562 по учебнику практики.

3 ученик проверяет.

VIII группа

1 ученик рассказывает об определительных местоимениях.

2 ученик предлагает уч-ся заменить обычные словосочетания фразеологизмами, используя определительные местоимения.

Игра «Кто больше?»

Быстро бежать - во весь дух, на всех парусах, изо всех сил, со всех ног.

Обязательно сделать -  любой ценой, в любом случае.

Сильно ударить -  изо всех сил, со всего размаху.

Громко кричать – во всю ивановскую.

3 ученик проверяет карточки с фразеологизмами и определяет победителя.

  1. Заключительное слово учителя.

Подведение итогов (ещё раз обратиться к словам Реформатского)

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение на лингвистическую тему об одном из разрядов местоимений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - семинар в 11 классе "Решение показательных и логарифмических уравнений с модулем"

Данный урок - семинар рекомендуется для работы в профильном классе, а также материал этого занятия можно использовать на факультативном занятии. Здесь предложен конспект урока, презентация, разадаточн...

Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)

Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приоб...

Урок-семинар в 9 классе "Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина"

Урок-зачет в игровой форме в 9 классе "Сложноподчиненные предложения предложения"...

План-конспект урока-семинара в 9 классе по теме-Религия.

На уроке-семинаре проверяется как усвоены основные понятия, какие существуют виды и формы религии, как у учащихся развито умение аргументировать....

Витамины.Урок-семинар в 11 классе.

•Сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением.На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для зд...

Урок-семинар в 9 классе по литературе ( обобщающее повторение) «Путешествие – экспедиция по страницам прочитанных произведений в 9 классе»

Урок-семинар  в 9  классе по литературе ( обобщающее повторение) «Путешествие – экспедиция  по страницам прочитанных произведений  в 9 классе»...