Главные вкладки

    Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
    методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме

    Хакимова Регина Алексеевна

    РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытый урок

    по русскому языку в 8 классе на тему:

    «Тире между подлежащим и сказуемым»

                                                    Учитель: Р.А. Хакимова

    Использование уровневой дифференциации вносит в учебный процесс определенные изменения, которые проявляются не только в каких – либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях этой технологии ученик это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Совместная деятельность учителя и ученика должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или на одном более высоком уровне по выбору ребенка. Главная задача и обязанность учителя помочь составить программу самообразования, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, контролировать процесс освоения, своевременно консультировать и корректировать программу. При этом данная технология не ограничивает учителя в выборе средств и методов обучения.

     В условиях уровневой дифференциации обучения целесообразно применять новые информационные технологии: тесты, разноуровневые карточки, использовать на уроках русского языка компьютеры. Использование компьютера на уроках русского языка помогает учителю решать множество задач: определение уровня обученности, работа по индивидуальному плану, постоянный контроль за усвоением материала. При этом учитель экономит время на проверке работ учащихся и имеет возможность индивидуальной работы с каждым учеником.

    Использование новых информационных технологий в обучении русскому языку в условиях уровневой дифференциации позволило обеспечить более высокий уровень знаний учащихся, сознательную мотивацию учения, интерес к предмету, положительное эмоциональное отношение к уроку; разнообразить систему обучения; повысить грамотность учащихся по русскому языку, подготовиться и успешно справиться с итоговым тестированием в выпускных классах.

    Сложность ЕГЭ в том, что он охватывает весь курс русского языка. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности проверяется владение нормами литературного языка, применение теоретических знаний на практике, умение анализировать тексты, создавать собственный текст. Главным инструментом проверки знаний при сдаче ЕГЭ является текст. Поэтому я стараюсь использовать на уроках тестовые задания.

    Методическая тема, над которой я работаю: «Развитие языковой и коммуникативной компетенции на основе дифференциации и индивидуализации». Языковая компетенция обеспечивает овладение системой русского языка (знаниями по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, грамматике – морфологии и синтаксису, стилистике). Коммуникативная компетенция предполагает овладение учащимися особенностями функционирования русского языка в устной и письменной форме, что реализуется в процессе решения следующих практических задач: овладения нормами русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); обучения учащихся умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

    Хочу проиллюстрировать работу над методической темой на примере одного урока по русскому языку.

    Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

    Цель:        1) ознакомить учащихся с условиями постановки тире

    между подлежащим и сказуемым; повторить виды

    сказуемых;

    2) развитие умений:

    а) ставить знаки препинания между главными членами предложения;

    б) составлять предложения, в которых необходимо тире;

    в) развитие речи учащихся;

    3) воспитание интереса к чтению, любви к книгам.

    Оборудование: опорные схемы, уровневые карточки, тесты,

    компьютеры, выставка книг.

    Тип урока: комбинированный.

     

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    II. Актуализация.

    - Сегодня мы проведем урок – соревнование между двумя командами.

    1. Опрос.

    1 команда. – Какое сказуемое называется с г с?

    (Все учащиеся называют по 1 примеру).

    2 команда. – Какое сказуемое называется с и с?

    (Один ученик отвечает, остальные приводят по 1 примеру).

    1. Тесты.
    1. Книга поможет в труде, выручит в беде.
    2. Всем хорошим во мне я обязан книгам.
    3. Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

    1. Назовите предложения с с.г.с. (3)
    2. Назовите предложения с п.г.с. (1)
    3. Предложения с однородными сказуемыми. (1)
    4. Предложения с однородными определениями. (3)

    Проверка тестов.

    1 вопрос объясняет 2 команда.

    2 вопрос объясняет 1 команда.

    3 вопрос объясняет 2 команда.

    4 вопрос объясняет 1 команда.

    1. Задания. (разные для команд).

    1 команда – анализ предложенного текста.

    Выполняет по 1 ученику у доски, остальные в тетрадях.

    Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

    Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться.         

                                                                    (К. Паустовский)

    1. Подчеркните грамматическую основу. Определите, чем выражены главные члены предложения.
    2. Определите вид сказуемых.
    • О чем размышляет Паустовский?
    • А какую роль в вашей жизни играет книга?

    2 команда. Уровневые карточки.

    (Определите вид сказуемых; определите, чем выражены главные члены предложения).

    III. Усвоение нового материала.

    1. Записывают тему урока.
    2. – Почему в 1, 3 – ем предложениях (текст на доске) ставится тире?

    - Чем выражены в этих предложениях подлежащие и сказуемые?

    1. Анализ предложений.
    1. Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигать прекрасное. (К. Федин)
    2. Дело художника – рождать радость. (К. Паустовский).
    3. Прочитать хорошую книгу – это огромная радость. (М.Горький).
    4. А ведь двадцать лет – треть человеческой жизни.

    • Чем выражены главные члены предложения?
    • В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?

    1. Запись опорной схемы:

    Сущ. – сущ.

    Н.ф.гл. – н.ф.гл.

    Сущ. – н.ф.гл.

    Н.ф.гл. – сущ.

    Числ. – числ.

    1. Вывод: Опираясь на схему расскажите, в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире.

    IV. Физкультминутка.

                    Кое -, либо -, то -, нибудь –

    Черточки не позабудь.

                    И при таки -, ка -, и де –

    Ставьте черточки везде.

                    Лишь к частицам бы, же, ли,

                    Черточки не проводи.

    V. 1) - Когда тире не ставится между подлежащим и сказуемым?

    • Найдите главные члены предложения. Определите, чем они выражены.
    1. Озеро как зеркало.
    2. Бедность не порок.
    3. Он победитель конкурса.
    1. Вывод: - В каких случаях тире не ставится?

    VI. Формирование умений и навыков.

    1. Работа на компьютере.

    2 текста: 1) теоретический,  2) практический.

    1. Учитель диктует предложения.

    I команда. Записывает предложения с постановкой тире.

    II команда. Записывает предложения без постановки тире.

    1. Книга – источник знания.
    2. Книга будто друг.
    3. Слово – одежда всех фактов.
    4. Хорошие книги – вот верные друзья.
    5. Он читатель.
    6. Читать вечером книги – мое любимое занятие.
    7. Любимая книга словно сказка.
    8. Чтение научной литературы не шутка.
    9. Я писатель.

    Проверить, объяснить.

    3. – Наш следующий конкурс так и называется – «Я писатель».

    Кто лучше составит предложения (с тире). А в конце учитель зачитывает высказывания выдающихся деятелей.

    1. Слово – это одежда всех фактов, всех мыслей. (М.Горький).
    2. Основной мотив моей жизни – не прожить даром жизнь. (Циолковский).
    3. Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигать прекрасное. (К.Федин).
    4. Первая цель искусства – воспроизведение действительности. (Чернышевский).
    5. Чтение – создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. (Рубакин).
    6. Книга – лучший друг.
    7. Книга – мост в мир знаний.
    8. Книга – твой друг, без нее как без рук. (Пословицы).

    Книга – одно из самых великих изобретений человеческого ума – обогащает опытом нашу жизнь. Какое же счастье для человека, что ему дана возможность дружить с книгой и пользоваться ее неиссякаемой мудростью! (Б. Горбатов).

    Книга – учитель, книга – наставница.

    Книга – близкий товарищ и друг.

    Ум, как ручей, вытекает и старится,

    Если ты выпустишь книгу из рук…

    Книга – советчик, книга – разведчик,

    Книга – активный борец и боец,

    Книга – нетленная память и вечность,

    Спутник планеты Земля, наконец.

                                            (В.Быков).

    VII. Итог урока.

    - На какую тему мы сегодня писали, составляли предложения, беседовали?

    (Обратить внимание на выставку книг).

    VIII. Домашнее задание на выбор.

    1. Написать сочинение – миниатюру «Книга – мой друг».
    2. Составить предложения на все случаи постановки тире.

    IX. Вывод:

    1. Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
    2. Определить и поздравить победившую команду.
    3. Выставить оценки в дневники.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок закрепления с элементами исследования по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

    План урока закрепления изученного материала с элементами исследования....

    8 класс Схема Тире между подлежащим и сказуемым

    Материалы к урокам по блоку тем "Синтаксис"...

    Урок по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"

    Конспект урока по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"...

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

    План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

    Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

    Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

    Цели  1.     Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2.     Развивать умение находить грамматическую осно...