Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Цели

     

    1.     Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.

    2.     Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с тире между подлежащим и сказуемым.

    Основное содержание темы

    Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

    Различные способы выражения подлежащего и сказуемого.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx26.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Тире между подлежащим и сказуемым»

    Класс  :5

    Предмет: русский язык

    Тема

    Тире между подлежащим и сказуемым

    Тип урока, его место в системе уроков

    Урок усвоения новых знаний, 1-ый урок по теме.

    Цели

    1. Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
    2. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с тире между подлежащим и сказуемым.

    Основное содержание темы

    Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

    Различные способы выражения подлежащего и сказуемого.

    Термины и понятия

    Грамматическая основа: подлежащее, сказуемое, тире, имя существительное, числительное, глагол.

    Планируемые результаты

    Метапредметные:

    Познавательные:

    • Умеют создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
    • научились давать определение понятиям;
    • формировать способность устанавливать причинно-следственные связи;
    • строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
    • проводят наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

    Регулятивные:

    • выполняют учебное задание в соответствии с целью;
    • соотносят учебные действия с известным алгоритмом;
    • самостоятельно формулируют проблему (тему) и цели урока; ставят цели и устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

    Коммуникативные:

    • формулируют высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;
    • согласовывают позиции с партнером в группе и находят общее решение;
    • высказывают и обосновывают свою точку зрения;

    - слушают и слышат других, принимают иную точку зрения, готовы корректировать свою точку зрения;

    Личностные:

    • проявляют интерес к изучению русского языка:
    • воспринимают речь учителя и одноклассников;
    • выражают положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать;
    • оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;
    • применяют правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
    • проявляют устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка.

    Предметные:

    • опознавать и характеризовать признаки предложения;
    • использовать признаки предложения при решении практических задач;
    • различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает;
    • разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого;
    • выделять грамматические основы простого предложения.

    Организация образовательного пространства

    Межпредметные связи

    Ресурсы

    Формы работы

    Литература. Расширение кругозора.

    Информационный материал

    • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897;
    • Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы;
    • Русский язык. Практика. 5 класс / под ред. А. Ю. Купаловой;
    • Рабочая программа по русскому языку. 5 класс.
    • http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»;
    • http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка;
    • http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

    фронтальная

    индивидуальная

    парная

    групповая

    Формы контроля

    самоконтроль

    самоконтроль по образцу

    взаимоконтроль

    парный контроль по образцу

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    Форма работы // слайды

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Организационный этап

    фронтальная

    слайд «сундук»

    Приветствие.

    Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Русский язык необычайно богат. Все его сокровища принадлежат нам с вами. А мы сами можем пополнить эту сокровищницу? Каким образом? (через изучение нового материала). И тогда мы станем еще богаче.

    Поэтому берём наши рабочие листы, записываем число и начинаем урок.

    Выбирает эффективный способ концентрации внимания.

    Мотивирует обучающихся на активную деятельность.

    Организует обучающихся на начало работы.

    Настраиваются на плодотворную работу.

    Оформляют начало работы.

    Л:положительная мотивация к учению, познавательной деятельности.

    Р: работают по инструкции

    К: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера

    Актуализация знаний

    групповая

    Работа в группах.

    Задания написаны у вас в карточках. Озвучьте их.

    Приступайте к выполнению. Мальчики тоже выполняют задания, только они немного отличаются.

    (задания:

    1.запишите предложения из карточки в рабочий лист;

    2. подчеркните грамматическую основу в каждом предложении;

    3. укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое)

    организует работу в группах; дает индивидуальные задания детям с ОВЗ

    (облегченный вариант с подробной инструкцией)

    мальчики помогают (ОВЗ) прикрепляют слова магнитами

    выписывает на доске ключевые слова во время озвучивания задания

    изучают задания, озвучивают их, приступают к выполнению.

    П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу

    К: работают в группах, , принимают позицию партнера, сверяют с собственным мнением

    Целеполага

    ние

    фронтальная

    слайд тема урока

    Вопрос 1: Что общего в этих предложениях?

    Вопрос 2: Вы уже поняли, о чем пойдет речь?

    Задание3:

    сформулируйте тему самостоятельно.

    - А теперь подумайте, что вы хотите узнать в результате изучения темы?

    Цель вам помогут определить слова на доске:

    Где …….? Когда …….?

    Дети сообщают цель:

    Понять,

    - Где ставится тире в предложении?

    -Когда оно ставится между подлежащим и сказуемым?

    Вопрос 4: По какому плану мы будем это выяснять?

    план:

    1. рассмотрим примеры предложений с тире;
    2. определим, чем выражены главные члены;
    3. сделаем вывод о причинах постановки тире в данных предложениях.
    4. Составим алгоритм постановки тире между –и =.

    Т.е. мы составили для себя маршрут. Вот по нему сейчас и отправимся.

    Организует диалог.

    Координирует мыслительную деятельность обучающихся, помогает сформулировать тему и цель урока.

    По выводам обучающихся записывает тему урока на доске, используя общепринятые символы: Тире между -- и =

    пишет план на доске

    (ключевые слова)

    Анализируют языковой материал, делают вывод, формулируют тему урока, записывают ее в тетради.

    составляют план

    П: извлекают необходимую информацию, систематизируют ее.

    Р: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

    К: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

    Решение учебных задач

    фронтальная

    групповая

    Итак, возвращаемся к нашим предложениям рабочих листах. Наблюдаем!

    1. Назовите грамматическую основу каждого предложения. Выпишите ее схематично рядом с предложением. К доске по одному представителю от группы
    2. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
    3. По плану мы должны сделать вывод. Озвучьте его.

    Решаем затруднение, ребята. Что мы увидели? (две схемы практически одинаковые). Ну так ведь не должно быть. Зачем бы я давала вам два одинаковых предложения! Предлагаю еще раз посмотреть эти предложения и выяснить проблему.

    Что выяснили? Какие слова есть в некоторых предложениях? Назовите их.

    Дополните схему на доске

    Теперь снова делаем вывод. Тире ставится в следующих случаях… (проговариваем по информации на доске)

    1. Переходим к составлению алгоритма( используется методика незаконченных предложений)

    1. Запиши предложение.
    2. Найди грамматическую основу.
    3. Определи способ выражения подлежащего и сказуемого.
    4. Поставь тире, если подлежащее и сказуемое выражены

    а) именами существительными;

    б) числительными

    в) в предложении есть слова это, вот, значит.

    организует работу по пунктам плана

    вызывает к доске детей, те пишут схемы, надписывают части речи над главными членами.

    мотивирует на формулирование вывода.

    привлекает к исследованию

    обращается к каждой группе ребят, выясняет, какие слова стоят перед тире. Дополняет схему словами это, вот, значит.

    активизирует мыслительную деятельность, организует формулирование вывода.

    записывает ключевые слова алгоритма

    называют грам.основу, выписывают схемы.

    надписывают в схемах, чем выражены главные члены (какими частями речи).

    делают вывод о постановке тире в предложениях. Испытывают затруднение, так как две схемы практически совпадают.

    анализируют предложения еще раз, обнаруживают наличие слов-подсказок (вот, это, значит)

    формулируют вывод об условиях постановки тире, ориентируясь на схемы на доске.

    записывают алгоритм

    П: извлекают необходимую информацию в ходе наблюдения, систематизируют знания в логической последовательности

    Р: осознают недостаточность своих знаний, планируют последовательные действия в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, осуществляют работу по плану.

    Первичное закрепление

    Алгоритм готов. Вы знаете, что на самом деле в русском языке очень долгое время не было тире. Появилось оно в русском языке благодаря знаменитому писателю и историку Николаю Михайловичу Кармазину. А правила употребления этого знака установились не сразу. И даже само название поначалу было «молчанка», «черта», «мыслеотделительный». Подробнее можете узнать сами.

    Таким образом, тире-это пауза. А нужны ли нам паузы в жизни? В каких случаях? Что они нам дают? Делаете ли вы паузы? Для чего?

    Сообщает дополнительные исторические сведения о пунктуационном знаке «тире»; мотивирует на размышления, связанные с жизненными ситуациями.

    слушают, воспринимают информацию, размышляют, сопоставляют свои поступки с выводами, вступают в диалог; высказывают своё мнение.

    Л: осознают необходимость самооценки своих действий, поступков, стремятся к преодолению трудностей.

    П: извлекают необходимую информацию из прослушанного, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

    индивидуальная

    Задание: прочитайте предложения, соблюдая паузы.

    организует прочтение предложений с соблюдением логической паузы

    читают предложения

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу, работают по инструкции

    дифференциация

    слайд

    дифференцированное задание:

    спишите предложения по выбору (кому какое нравится), поставить тире.

    предлагает выполнить дифференцированные задания в группах, организует мыслительную деятельность

    выбирают и записывают предложения, анализируют их, сверяются с памяткой, расставляют знаки препинания

    П: приобретают умения использовать знания в практической деятельности.

    Р: контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

    -В чем заключается важность этого материала для вас? Где нам это может пригодиться?

    (Главное - пригодится на экзаменах в 9 классе. Возможность писать грамотно диктанты; важно быть грамотным человеком).

    Действительно, в экзаменационных материалах есть задания, касающиеся и этой темы в том числе. Смотрите сами.

    демонстрирует вариант ОГЭ

    анализируют, делают вывод, связанный с реальной жизнью.

    Л: осознают важность полученных знаний для будущего, проявляют способность к самооценке своих действий.

    П: извлекают полезную информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.

    К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Рефлексия

    фронтальная, индивидуальная

    Давайте разберем, какие предложения вы выбрали для записи?

    индивидуальный вопрос: почему именно это

    предложение?

    (предполагаемый ответ: потому что знакомый вариант, более простой). А другой (например, с глаголами), труднее.

    вопрос: так над чем нужно поработать , чтобы хорошо разбираться в этой теме? Что нужно делать?

    создает условия для анализа деятельности обучающихся на уроке

    получает обратную связь

    анализирует ответы обучающихся.

    Дают оценку собственной деятельности по её результатам.

    Осуществляют обратную связь.

    Р: контролируют учебные действия, осознают необходимость повышения уровня знаний.

    К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Самооценка

    индивидуальная

    групповая

    Оцените свою деятельность сегодня. Кому было трудно - пройдите к красному колокольчику.

    кто немного затруднялся- пройдите к оранжевому колокольчику.

    кто запутался- ваш колокольчик – желтенький.

    объединяет ребят в общий круг для повышения мотивации к дальнейшей деятельности.

     объединяются в круг.

    Л: осознают свое место в урочной деятельности, проявляют способность к самооценке.

    Р: выполняют инструкцию учителя, осознают значимость полученных знаний и навыков

    И напоследок последняя творческая задача: где искать сюрприз? (в колокольчиках). Откройте их и возьмите то, что там находится (конфеты).

    повышение мотивации к будущей деятельности

    К: объединяются в группу, принимая позицию и выводы друг друга.

    6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

    Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

    Конспект урока русского языка в 8 классе по теме " Тире между подлежащим и сказуемым"

    Материал в помощь учителю русского языка в 8 классе .Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при срав­нитель...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

    Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

    Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

    Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

    Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

    Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

    Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...