Технологическая карта урока. 5 класс. Тема "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя: Бондарева Вера Геннадьевна

Класс: 5

Предмет:  русский язык

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым

Тип урока урок: усвоения новых знаний

Цели урока

  1. Ознакомление учащихся с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными;
  2. Закрепление сведений о подлежащем и сказуемом;
  3. Отработка умение правильно ставить тире в предложении.
  4. Воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.

Задачи урока

Создать условия для развития УУД:

- предметных: - развить умение опознавать сказуемое, выраженное именем существительным в им.падеже;  опознавать предложения заданной структуры: «сущ. Им.п – сущ. Им.п», ставить тире между подлежащим и сказуемым;развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать пунктуационные навыки.

- личностных: осознать эстетическую ценность русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию.

- познавательных: анализировать, сравнивать, делать выводы;

- регулятивных: формулировать цели (основного вопроса, проблемы) урока; обнаруживать и формулировать проблему урока; осуществлять самопроверку и взаимопроверку; оценивать степень успешности достижений цели;

- коммуникативных: излагать свое мнение, аргументируя и подтверждая фактами; участвовать в диалоге, уметь понимать и принимать позицию другого; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Планируемые результаты

Предметные: знать правило постановки тире в предложении типа « сущ. Им.п.– сущ. Им.п.»; различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженные существительным.

Личностные: осознать эстетическую ценность русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Основные понятия

Грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, тире, орфограмма

Ресурсы:

  • Русский  язык:  учеб.  Для  7  кл.  общеобразоват.  учреждений  /  [М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова  и  др.;  науч.ред.  Н.М. Шанский ] – М: Просвещение, 2014
  • http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка;
  • http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Организация пространства

Этапы
урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

 Формирование УУД

1.Организа-

ционный этап.  

Цель  этапа:  

-настроить  обучающихся  к  учебной  деятельности  и  на  получение  новых  знаний

- создать  условия  для  мотивации  у  ученика  внутренней  потребности  включения  в  учебный  процесс

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

Слушают учителя, участвуют
в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

2)Мотивация учебной деятельности учащихся.  

Цель  этапа:

-пробудить  имеющиеся  знания;

- мотивировать  их  на  дальнейшую  работу;

- мотивировать учащихся  на  определение  целей  урока

Орфографическая минутка.

Задание: вставить пропущенные буквы и устно объяснить их написание.

 С_езд

Извес_ный

Ноч_

Тр_пинка

Адр_с

Ко(л,лл)ектив

Сне_

Искрит(?)ся

Сем_я

- Слова расположены именно в таком порядке неслучайно. Догадайтесь, почему? (по 1-м буквам получается слово СИНТАКСИС)

- Что изучает синтаксис?

- Перечислите единицы синтаксиса. (словосоч., предложение).

- Какая единица синтаксиса является наименьшей? (словосочетание)

- Вернемся к словам.  С данными словами составьте словосочетания. (устно)

- Какие два записанных на доске слова, если поставить их рядом, не будут являться словосочетанием? (снег искрится)

- Почему? (это подлежащее и сказуемое)

-Назовите отличительные признаки предложения (грам основа, интонация законченности, точка)

Проводит орфографическую разминку.

 

Проводит повторение тем, изученных ранее

Вставляют пропущенные буквы, объясняют изученные орфограммы.

Отвечают на вопросы, составляют словосочетания, предложение, дают характеристику предложения

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

3) Актуализация знаний.

Цель  этапа:

- активизировать,  заинтересовать  учащихся  на  дальнейшую  работу;

- активизировать  учащихся  на  определение  целей  урока

Устная работа с предложениями:

Велики леса России

Береза – символ России.

Лес – наше богатство

- Прочитайте предложения. Определите грамматическую основу каждого предложения.

- Внимательно посмотрите на доску. Какой знак препинания стоит во 2 и 3 предложении? Где стоит?  Дайте полный ответ.

- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Запишите тему урока в свои тетради.

Помощь:

Где …….?      Когда …….?

Организует диалог

Подводит обучающихся к формулировке  темы  и цели урока

Актуализирует у обучающихся имеющие теоретические знаний для последующего использования их в усвоении нового знания.

Анализируют предложения, выделяют грамматическую основу.

Формулируют тему и цели урока

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

4)Этап первичного усвоения новых знаний.

Цель  этапа:

- дать  новые  знания;

Направить  на  создание  алгоритма;

-организовать  самостоятельную  работу по созданию пунктограммы

4. 1. Давайте еще раз обратимся к нашим предложениям. Скажите, словами какой части речи выражена грамматическая основа 1-го предложения?( мест. Глаг.)

- Во 2-ом и 3-м предложениях? (сущ.)

- В каком падеже стоят эти существительные? (Им.п.)

- Прочитайте  эти предложения выразительно. В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким?

- Итак, сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире?

4.2. Работа с учебником.

- Давайте откроем учебник на стр. 79, прочитаем теоретический материал. Сравните его с нашим выводом.

4.3. Создание схемы  

      пунктограммы

Подводит обучающихся  к  самостоятельному выводу по теме урока.

Подводит обучающихся к  созданию схемы пунктограммы

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

5) Физкультминутка

У реки росла рябина (из положения упор-присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх).

А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).

Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).

Там гуляла ры-би-на (приседы).

Эта рыба – рыбий царь (прыжки на месте).

Называется – пескарь (ходьба на месте).

Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся

Учащиеся меняют вид деятельности и готовятся продолжить работу

6)  Этап первичной проверки понимания.

Цель  этапа:

- организовать  проверку понимания  нового  знания, изученного  на  уроке;

- организовать  самостоятельную работу учащихся по изученной теме урока.

6.1. Упр. 169.( 1) вместе, (2) – самостоятельно.

- Проверим в парах

Вывод: Ответим на вопросы, которые мы задали в начале урока.

Где ставится тире в предложении?

         Когда оно ставится между подлежащим и сказуемым?

6.2. Составьте предложения из 3-х слов, ответив на вопросы.

А) Что такое дуб? (Дуб – лиственное дерево).

Б) Что вы знаете о Москве? (Москва – столица России).

В) Каковы ночи осенью? (Осенью ночи холодны).

Г) Как люди называют землю? (Земля – наша кормилица).

Д) Астры – это звезды? (Астры – это осенние цветы).

Е) Помидор, огурец – фрукты? (Помидор – вкусный овощ).

Ж) Волга – озеро или река? (Волга – это река).

З) Буренка – лошадь или корова? (Буренка – это корова).

– В составленных предложениях подчеркните грамматическую основу. Какой знак вы поставили между подлежащим и сказуемым?

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, работа с учебными пособиями: заучивание правила, выполнение упр.№434, объяснение постановки тире, составление схем предложений с постановкой тире

Составляют в группе памятки, знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. 

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

7) Этап закрепления.

Цель  этапа:

- организовать  фиксацию  нового  знания, изученного  на  уроке;

- организовать  фиксацию  степени  соответствия  результатов  деятельности  на  уроке  и  поставленной  цели  в  начале  урока;

7.1. Упражнение «Корректор».

- По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий корректор.

Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета

(Икебана – это искусство составления букета из цветов и веток)

- запишите предложение в тетрадь. Определите грамматическую основу этого предложения. Есть ли в этом предложении знаки препинания? Какие? Объясните, почему вы их поставили.

7.2. «Угадай словечко»:

Задание: вставьте слово в предложение, подчеркните главные члены предложения, объясните знаки препинания.

Ученье ... , а неученье... .

Краткость ... таланта.

Повторение ... учения

Организует работу с предложением, его разбором.

Предлагает игру,  организует взаимопроверку.

Знакомят с результатами работы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Выполняют задание, объясняют  знаки препинания в предложениях, оценивают свою работу.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

8) Включение в систему знаний и повторение

Цель  этапа:

Обобщить полученные на уроке знания, выявить затруднения учащихся при выполнении заданий, оценить результаты работы.

8.1. Работа с текстом.

Задание: определите грамматическую основу предложения, обоснуйте постановку тире.

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

(Л. Толстой)

Согласны ли вы с мнением Л. Толстого? Какие слова могут разъединять, а какие соединять людей?

8.2. упр.№172

Организует работу с текстом

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, работа с учебным пособием: выполнение упр.№172, объяснение постановки тире, составление схем предложений с постановкой тире, организует взаимопроверку.

Выполняют задание, объясняют  знаки препинания в тесте, отвечают на вопросы, оценивают свою работу.

Выполняют задание упражнения, объясняют  знаки препинания в тесте оценивают свою работу

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 Цель  этапа:

Обеспечить понимание содержания и способа выполнения домашнего задания

 П. 34, упр. 173

Консультирует обучающихся по выполнению домашнего задания.

Анализируют задание учебника, выясняют возможные затруднения в ходе выполнения задания.

Выбирают уровень выполнения домашнего задания.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. 

10) Этап рефлексии учебной деятельности.

 Цель  этапа:

- организовать  фиксацию  нового  знания, изученного  на  уроке;

- организовать  фиксацию  степени  соответствия  результатов  деятельности  на  уроке  и  поставленной  цели  в  начале  урока;

- организовать   проведение  самооценки  работы  на  уроке;

- зафиксировать  направления  будущей  деятельности.

«Плюс-минус-интересно».

Создает условия для анализа деятельности обучающихся на уроке.

Получает  обратную связь.

Дают оценку собственной деятельности по её результатам.

Осуществляют обратную связь.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. 

Регулятивные: оценивают свою работу. 

плюс

минус

интересно

Используемая  литература:

1. Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. А. Влодавская. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2013. 380, [4] с. — (Серия «Учебно-методический комплект»).

2. Русский  язык :  учеб.  для  5  кл.  общеобразоват. учреждений /  [М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова  и  др.;  науч.  Ред.  Н.М. Шанский]. – М. : Просвещение,  2013

3. Русский  язык.  Правила  и  упражнения.  5-11  кл. /Д.Э. Розенталь.-  М.:  ООО  «Издательство  Оникс»:  ООО  «Издательство  «Мир  и  образование»,  2010.-416 с.- (Ваш  домашний  репетитор)

4. Современные  педагогические  технологии  основной  школы  в  условиях  ФГОС /О.Б. Даутова,  Е.В. Иваньшина,  О.А. Ивашедкина,  Т.Б. Казачкова,  О.Н. Крылова,  И.В. Муштавинская. – СПб.:  КАРО,  2014.- 176с. – Серия  «Петербургский  вектор  введения  ФГОС  основного  общего  образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник:  Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...

урок русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Данный урок построен по классической схеме (повторение, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа, дача домашнего задания). Использование мультимедийной установки для презентаци...

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".

Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...

Урок русского языка в 10 классе "Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение."

Урок русского языка в 10 классе "Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение."(с тестом)...

Технологическая карта урока .Тема: ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ. 5 кл

Карта урока разработана с использованием сервисов УЧИ.РУ, МЭШ...

Технологическая карта урока в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Основное содержание темы: подлежащее и сказуемое - главные члены предложения, различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает....