Правописание пре-и при-
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Галимуллина Ильгамия Рашитовна

Открытый урок с раздаточным материалом для учащихся 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pre-_pri-_10_klass.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Пижмаринская СОШ»

Балтасинского муниципального района

Республики Татарстан

       

"Гласные в приставках пре- и при-"

Открытый урок для учителей по русскому языку в 10 классе по профильному уровню.

                                                 Учитель русского языка и литературы,

                                            английского языка 1 квалификацион-

                                      ной категории Галимуллина И. Р.  

                                             

                                                                 

Тема «Правописание приставок пре- и при-»

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв “е” и “и” в приставках пре-, при-;
  2. выработать умение распознавать приставки пре- и при-;
  3. учить анализировать изучаемое орфографическое правило;
  4. развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту;
  5. воспитывать потребность овладения грамотным письмом.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Эмоциональный настрой.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

III. Актуализация знаний учащихся.

1.

- Я хочу начать урок с чтения стихотворения Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Во время моего чтения постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.

        Нивы сжаты, рощи голы,

        От воды туман и сырость.

        Колесом за сини горы

        Солнце тихое скатилось.

        Дремлет взрытая дорога.

        Ей сегодня примечталось,

        Что совсем-совсем недолго

        Ждать зимы седой осталось.

        Ах, и сам я в чаще звонкой

        Увидал вчера в тумане:

        Рыжий месяц жеребёнком

        Запрягался в наши сани.

- Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

НИВА – засеянное поле

ДРЕМЛЕТ – находится в полусне, состоянии, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза

ЗАПРЯГАЛСЯ – соединялся с повозкой, санями упряжью

СЖАТЫ – срезаны под корень

- О чём стихотворение Сергея Есенина? (о поздней осени)

- Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении, рассказывая нам о поздней осени? (Образы солнца, дороги, месяца.)

- К каким приёмам прибегает автор, создавая эти образы? (Олицетворение, сравнение.)

- Сергей Есенин воспевал красоту природы в стихотворениях, и его орудие – слово, а великие русские художники выражали своё восхищение в полотнах, с помощью красок и кисти, а композиторы перекладывали стихи на музыку.

- Сегодня я предлагаю вашему вниманию музыкальную композицию на стихи С.Есенина.

(Музыкальная композиция)

- Помогает ли музыка и репродукции картин усилить настроение Есенина, переданное в стихотворении «Нивы сжаты…»?

 2.  Устный  выборочный диктант.

-   Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание. Но прежде чем вы приступите к выполнению этого задания вспомните, на какие три группы делятся приставки. В зависимости от чего они разделяются на 3 группы.

Сжаты

Скатилось

Взрытая

Примечталось

Осталось

Увидал

Запрягал

IV. Изучение нового материала.

1.

- Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и, надо писать в приставке слова примечталось.

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

(Сообщение темы и цели урока)

2. Самостоятельная работа.

       Прочитайте материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно выбрать приставку (при- или пре-). Заполните 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».

Приставка

Значение приставки

Примеры

При-

1.

2.

3.

4.

Пре-

1.

2.

Самопроверка. Проверьте правильность заполнения таблицы. Исправьте, если есть, ошибки.

Таблица на доске

Приставка

Значение приставки

Примеры

При-

1. приближение

2. присоединение

3. близость к чему-либо

4. неполное действие

Пре-

1. сходно со значением слова очень

2. сходно со значением приставки пере-

Вывод по теме.

Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?

При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?

V. Закрепление.

1. Работа с текстом

Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Восстановите структуру текста.

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода.  Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.

Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.

Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

-Докажите, что у вас получился текст.

- Озаглавьте его. Какова тема текста?

- Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста.

Таблица на доске

Приставка

Значение приставки

Примеры

При-

1. приближение

2. присоединение

3. близость к чему-либо

4. неполное действие

1.Приближению

2.Приобрел, принес

3.Прибрежных, пригорке

4.Присмотреться, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь

Пре-

1. сходно со значением слова очень

2. сходно со значением приставки пере-

1.Прекрасно, преспокойно

- Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?

- Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу, (преграда, преступить).

-Найдите в тексте слова соответствующие схеме: ¬∩۸۸۸ (присмотреться, забираться).

- Найдите слово в тексте соответствующее схеме: ¬¬∩۸۸۸ (призадумался)

- В третьем абзаце укажите слова, у которых нет окончания. ( Прекрасно, осторожно, преспокойно).

- Выпишите из текста все глаголы с приставкой при-. Укажите вид глаголов.

(Присмотреться, приобрела, притихла, пригнул, притаился, присядешь, принес)

Почему они все совершенного вида? (гл. сов.в обозначают результат действия, а несов. в. – процесс действия)

- Выполните синтаксический разбор предложения «Вот притаился на ветке березы дятел».

- Укажите номера сложносочиненных предложений. (5,12)

VI. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?

VII. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Творческая работа.

По заданному началу написать сочинение.

Приближалась осень и с каждым днем природа менялась все быстрее и быстрее. Окружающий мир наполнился палитрой разнообразных красок и оттенков, поражающих воображение прекрасными сочетаниями цветов. Ранее зеленая сочная трава теперь приобрела тепловатый желтый оттенок, а кроны деревьев приоделись в золотое убранство, преобразив весь лес в яркое, насыщенное цветом и богатое оттенками полотно.

Пожалуй, осень самое прекрасное время года. Каждый год осенью приоткрываются двери в чудесный, переполненный фантазией мир, открывающий преогромные возможности для воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока грамматики и правописания в 7 классе. Тема "Правописание в глаголах - тся, -ться"

Данный материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Материалом могут пользоваться как учителя коррекционных школ, так и учителя общеобразовательных школ. ...

Правописание Н и НН в различных частях речи, правописание предлогов и союзов.

Комплексное повторение в 7 класссе , задачи которого совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.....

Правописание окончаний. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5 класс по УМК Львова, Львов...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал....

Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.

Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень  использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....