Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka_pristavki_na_z_s.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Правописание приставок на З и С. Правописание И\Ы после приставок."

Тип урока:

урок закрепления знаний, умений, навыков.

Форма урока:

урок-практикум.

Цели урока:

Образовательные:

закрепить правило написания приставок на з (с), И\Ы после приставок , учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок.

Развивающие:

развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний.

Воспитательные:

вызвать интерес к урокам русского языка, умение объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Ход урока

1. Оргмомент (7 мин)

- Здравствуйте! Кто сегодня отсутствует?

2. Сообщение целей и задач урока. (2 мин)

- Сегодня у нас урок закрепления знаний, умений и навыков в форме практикума. Тема урока “Правописание приставок на з-\с-. Правописание И\Ы после приставок”. (слайд № 1). Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы учащихся)

В первой части нашего занятия мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками на з (с), находить их в предложениях, употреблять в речи.

Запишем в тетрадях число, тему урока.

3. Устная разминка. (5 мин). - Ответьте на вопросы:

  1. На какие группы делятся приставки?
  2. Назовите неизменяемые приставки. Приведите примеры.
  3. Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с?
  4. Перед какими буквами в приставках пишется с? Приведите примеры. (слайд № 2).
  5. Перед какими буквами в приставках пишется з? Приведите примеры.

- Теперь проведем небольшую разминку. Студенты правой стороны аудитории по одному  назовут слова с неизменяемыми приставками; левой стороны – с приставками на з (с).

4. Проверка домашнего задания. (3 мин)

Как вы справились с домашним заданием? (если были трудности, разбираем их, если нет – продолжаем дальше).

Ребята, Клава Ошибкина тоже выполняла домашнее задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть. (слова написаны на доске)

Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать,расделить, рассердиться, восдать, разпределить.

5. Отработка навыков правописания приставок на з-\ с-.

1) Творческий диктант. (5 мин)

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

(Устно проверяем правильность написания слов).

2) Самостоятельная работа. (5 мин) (предложения раздаются на карточках)

Списать предложения, обозначить орфограмму.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

7. И…мучился Жилин, остановился.

3) Работа с перфокартой.(3 мин)

1. бе…болезненный

ра…жимать

2. в…дыхать

в…крикнуть

3. бе…жалостный

бе…граничный

4. бе…цельный

во…вышенность

5. ра…писание

ра…валиться

6. ра…дарить

во…награждение

(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з, получится цифра 5) (слайд № 3).

- Итак, давайте подведем итог по правилу «Правописание приставок на З-\С-». Каков же алгоритм определения правильности написания буквы з/с после приставок? (слайд № 4).

6. Отработка навыков правописания И\Ы после приставок.

  1. стр. 82 учебника. Чтение правила. Выполнение упр. 135 (устно). (2 мин)
  2. Работа у доски. (вызываются студенты по оному для записи предложений). (11 мин)

Вставьте пропущенные буквы.

1. Два месяца он отлично раз_грывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь)

2. Ну что, до_грался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь)

3. У черных есть определенная контр_гра на ферзевом фланге.

4. Раздражали меня пуще всего эти без_мянные письма. (Ф. М. Достоевский)

5. Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверх_нтересное.

6. Ему, впрочем, небез_звестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский)

7. Вот тот пиджак, что вы раз_скиваете, посмотрите, он даже не помялся. ( Н. В. Гоголь)

8. Посему письма сии показались мне не совсем без_нтересными. (Ф. М. Достоевский)

9. Они как-то очень странно видо_зменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)

10. А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, без_сходном мраке... (А. и Б. Стругацкие)

переездов с места на место.

7. Подведение итогов. Домашнее задание (§ 22, упр. 118). (2 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум русского языка в 5 классе "Правописание И-Ы после Ц"

"Правописание И-Ы после Ц" урок-практикум в 5 классе (УМК С.И. Львовой)...

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Урок русского языка в 6 классе: Буквы Ы и И после приставок.

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему: Буквы Ы и И после приставок....

Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы Ы и И после приставок».

Тип урока: открытия новых знанийЦели урока:  Образовательные: Повторить теоретические сведения по теме «Словообразование»; правописание гласных в корнях с чередованием.Познакомиться с...