Урок-практикум русского языка в 5 классе "Правописание И-Ы после Ц"
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Черномазова Наталья Николаевна

"Правописание И-Ы после Ц" урок-практикум в 5 классе (УМК С.И. Львовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_5_klass.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Учитель русского языка и литературы: Наталья Николаевна Черномазова


    Учебная программа «Русский язык. 5-11 классы» (автор-составитель С.И.Львова) обеспечивает в преподавании русского языка единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

     Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку. Что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

      Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы.

       В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции.

        Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями.

В  программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

   Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения.

        Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

   Отличительная особенность данного курса — внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это, прежде всего в выделении дополнительного материала (он обозначен знаком   *), расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися

Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

Программа составлена с учетом п р и н ц и п а   п р е е м с т в е н н о с т и между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

  В целом, курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

УРОК-ПРАКТИКУМ

по русскому языку в 5 классе по теме:

«Правописание букв И Ы после Ц»

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Форма: урок-практикум

Цели урока:

  • знакомство с условиями употребления в слове букв И или Ы после Ц;
  • формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществления переноса их в новые условия;
  • формирование навыков структурного анализа слова при выборе написания этой орфограммы;
  • развитие навыка построения рассуждения на лингвистическую тему.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Этап целеполагания.
  3. Актуализация знаний, умений и навыков.
  4. Изучение новых знаний.
  5. Усвоение новых знаний.
  6. Контроль и самопроверка знаний.
  7. Рефлексия.

Ход урока

Этап целеполагания

        Познакомить с темой и планом урока.

        Каковы цели нашего урока?

 

Актуализация знаний, умений и навыков

  1. Орфографическая разминка  (по упражнению 702)

Учитель диктует словосочетания:

Живописная местность, обновить наряд, далекий горизонт, пахучая жидкость, честный поступок, пощадить чувства, тенистая аллея, радостное ожидание, увядать от жары.

- взаимопроверка по учебнику, исправление ошибок;

- выписать именное словосочетание, выполнить его разбор;

- найти глагольное словосочетание, определить главное и зависимое слова;

- выписать слово местность, написать транскрипцию слова;

- выписать слово честный, записать поморфемным письмом,

определить способ словообразования.

2. Выписать из упражнения 703 слова, где после Ц писались бы И или Ы

Учащиеся выписывают слова: инъекция, реанимация.

По толковому словарю определите значение слова инъекция и запишите его, чтобы предложение соответствовало схеме:

        

Как вы думаете, какая буква слышится в этих словах после Ц?  (ы)

Напишем транскрипцию этого слова

Изучение новых знаний

  1. Чтение стихотворения (заготовлено на каждую парту)

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифр знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы.

И только одного не знал,

Где «и», а где же «ы».

        Как же можно разобраться, когда писать И, а когда – Ы?

        В этом нам поможет правило учебника (страница 45).

        Чтение правила, анализ схем учебника, обращение к опорной таблице Фроловой.

Усвоение новых знаний

        На доске записаны слова и предложение:

        Цирк, цыпленок, акация, улицы, сестрицын

        Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!»

Произнесите вслух эти слова и объясните написание каждого слова.

Первичная проверка понимания

  1. Работа с упражнением 688.

Списать слова, распределяя их по графам таблицы.

Записать слово цистерна в транскрипции.

  1. Работа с упражнением 689.

Выписать слова, отвечающие правилу.

Произвести лексический разбор слова цирюльник.

  1. Учитель читает текст:

Цирк и циркуль

        Мне однажды задали вопрос: «Что общего между цирком и циркулем?» Я рассудил так: главное в цирке – это арена. А арена какая? Круглая, так же как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит, именно круг роднит циркуль и цирк. А еще – цирк и циркуль произошли от одного и того же латинского слова «циркулюс», что значит «круг».

        Обращаемся к заданию упражнения 690: с помощью этимологического словарика доказать родство слов цирк, циркуль, циркуляция.

        Составить и записать с одним из этих слов сложносочиненное предложение.

        Произвести разбор записанного предложения.

(Мы давно собирались пойти в цирк, и папа купил билеты).

        Перестроить данное предложение в сложноподчиненное.

Построить схему.

Контроль и самопроверка знаний

Самостоятельно списать упражнение 691.

Учащимся раздаются ключи для самопроверки записанного.

Рефлексия

Достигли ли мы сегодня поставленных целей урока?

(объективная самооценка учащихся)

Информация о домашнем задании

        Составить кроссворд, используя слова, в написании которых необходимо применять изученное сегодня правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока - практикума по русскому языку для 11 класса.

Разработка урока практикума - по русскому языку и информатике для 11 класса....

Урок-практикум по русскому языку в 6 классе с использованием интерактивной доски Smartboard по теме «Имя прилагательное»

Урок, по усмотрению учителя, можно провести целиком или использовать по частям,  определенные задания организованы для индивидуальной или групповой работы.Материал для интерактивной доски...

Обобщающий урок-практикум по русскому языку в 7 классе "Этот непростой простой предлог"

Подробная методическая разработка обобщающего урока-практикума....

Урок-практикум по русскому языку в 8-м классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами

Урок-практикум по русскому языку в 8 классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами"...

урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов

Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит...

"Типы речевых ошибок и их исправление". Урок-практикум по русскому языку.

Урок русского языка в 12 "З" (заочная форма обучения). Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок-практикум)....