Обобщающий урок-практикум по русскому языку в 7 классе "Этот непростой простой предлог"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Подробная методическая разработка обобщающего урока-практикума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_neprostoy_prostoy_predlog.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Учитель русского языка и литературы

                                        МБОУ СОШ с.Дубовое

Чаплыгинского района

Клыкова Е.В.

с.Дубовое

2008 г.

 Тема:      

 Повторительно-обобщающий урок по теме «Предлог».

                                                 «Этот непростой простой предлог»

Эпиграф:

  Нельзя, чтоб себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил.

                                                                                                              А. П. Сумароков

Цели:

  1. Повторить и углубить знания о предлоге как служебной части речи, закрепить правописание производных предлогов.
  2. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
  3. Развивать речь учащихся, совершенствовать умение создавать связный текст на грамматическую тему .
  4. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

              Опорная таблица-конспект «Предлог», плакат (набор предложений для восстановления  текста), плакат (проблемный вопрос урока), сигнальные карточки для тестовых  ответов, материал для групповой и индивидуальной работы учащихся.

                                                                  ХОД УРОКА:

  1. ОРГМОМЕНТ.

На сегодняшнем уроке мы повторим и углубим свои знания о предлоге. Название урока подчёркивает, что предлог не так прост, как кажется на первый взгляд. Обратите внимание на эпиграф урока (чтение учащимися эпиграфа).  Мы определим знатока изученной темы, самого умного ученика. Вместо оценки за правильный ответ вы будете получать отличительный знак «У» (умника или умницы), победителем станет тот , кто наберёт наибольшее количество этих знаков.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА. РАБОТА С КЛАССОМ.

Восстановить порядок предложений, выбрав правильный ответ. (Проверка с помощью карточек).

А. У А. С. Пушкина немало стихотворений о зиме, о глубоких снегах, о зимнем солнце.

Б. Он не представлял своей жизни без первых серебряных утренников и крепких морозов, дарящих сердцу радость и восторг.

В. Необычайной бодростью и свежестью веет от этих стихов, но изображение одного сверкающего утра особенно выделяется своими светлыми, жизнерадостными красками.

Г. Природа всегда была для Пушкина источником вдохновения.

                                1. АБВГ                                       3. ГБВА

                                2. ГБАВ                                       4.БГАВ

                                                         Работа с текстом.

-Прочитать восстановленный текст.

-Что помогает восстановить последовательность?

- Определите тип связи предложений в тексте. Какие слова являются сцепляющими?

                                                         Задания для групп:

1,2 – определить роль служебных частей речи в тексте;

3 – указать служебные части речи.

                                    Связный рассказ на грамматическую тему.

       Рассказать об общих и отличительных признаках предлога как служебной части речи.

(Одновременно выполняется задание на доске по карточке)

            - Вставить по памяти подходящие по смыслу предлоги:

… голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель … зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 -Как сказывается на содержании текста отсутствие предлогов?

-Определить стиль текста, привести доказательства.

- Объяснить знаки препинания.

- Указать слово с чередованием гласных в корне, подобрать однокоренные слова, объ яснить правописание.

- Комментированно произвести морфологический разбор слова «под».

3. Постановка проблемного вопроса.

     Вспомним, какое утверждение мы выбрали, сравнивая самостоятельные и служебные части речи

(На доску помещается плакат: «Служебные части речи значительно отличаются от самостоятельных, но есть нечто общее, что объединяет их».)

На примере предлога определим это нечто общее, что объединяет служебные и самостоятельные.      

4.ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

                                                                 Беседа:

- Известный лингвист Богородицкий сказал о предлоге, что это « словечки отношений». Почему?

-Какие отношения выражает предлог с окончанием зависимого слова?

- Какое отношение не отражено в таблице? (Обращение к опорной таблице «Предлог»)

                                                     Групповые задания.

                                                             1 группа.

Составить таблицу:

Значение отношений

Примеры

                                                        2 группа.

Распределить словосочетания по значению отношений.

Ждать в течение часа, сделать в целях профилактики, ошибиться вследствие невнимательности, расположиться на поляне, рассказать о путешествии, работать с огоньком.

Отношения:

Примеры:

Временные

Пространственные

Причинные

Целевые

Образа действия

Дополнительные

                                                             3 группа.

Определить значение отношений в словосочетаниях:

Ждать в течение часа, сделать в целях профилактики, ошибиться вследствие невнимательности, расположиться на поляне,  рассказать о путешествии, работать с огоньком.

                                        -  Как определяли значение?

Проверка: 1 группа -  читает  словосочетания;

                    3 группа - читает словосочетания;

                     2 группа – проверяет словосочетания.

-Указать производные предлоги, объяснить правописание.

                               Правописание производных предлогов.

- Какие предлоги называются производными?

                               

                                           Задания по группам.

                                                    1 группа.

Выписать предложения с производными предлогами.

1). (В) продолжении…  ночи, предшествующей поединку, я не спал ни минуты. (В)  продолжении… романа будут описаны новые приключения героев.

2). Нежданов сознавал себя одиноким, (не)смотря на привязанность друзей. (Не)смотря по сторонам, ополченцы шли и шли по площади. Море на сотни миль (во)круг казалось пустынным.

3). Персидская сирень густо росла (во)круг развалившихся беседок.

Дополнительно: объяснить постановку знаков препинания в 1,2 предложениях.

Какие омонимичные части речи различали? Как? Кто успел выполнить дополнительное задание?

                                                    2 группа.

Вставить подходящие по смыслу производные предлоги. Устно объяснить правописание.

1). … нескольких дней шли проливные дожди.

2). .. частых и продолжительных дождей в лесу появилось много грибов.

3). В … ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась.

4). .. ожидаемых заморозков теплолюбивые растения укрыли соломой.

5). .. чудесную погоду, на побережье пустынно.

Дополнительно: произвести морфемный  разбор слова УХОДИЛА

Слова для справок: (в)течение, (в)следствие, (в)продолжение, (не)смотря на, (в)виду.

                                                    3 группа.

Раскрыть скобки, устно объяснить правописание.

(В)виду недостатка времени, (в)следствие болезни, заниматься (в) течение года, думал (на)счёт поездки, работать (не)смотря на возраст, вернулся (в)связи с неотложными обстоятельствами.

Дополнительно: Со словосочетанием ЗАНИМАТЬСЯ (В) ТЕЧЕНИЕ ГОДА составьте предложение.

(Работа выполняется под руководством учителя).

Проверка.

Обобщение. Каким способом образуются производные предлоги?

                            5.   ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ.

                                                       ТЕСТ.

Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Из тёмного леса (на)встречу ему идёт вдохновенный кудесник.

  1. Навстречу  - производный предлог, пишется слитно.
  2. Навстречу – наречие, пишется слитно.
  3. На встречу –существительное с предлогом, пишется раздельно.

(Предложение разобрать по членам).

6.ЧТО ЗАМЕТИЛИ ОБЩЕГО МЕЖДУ ПРЕДЛОГОМ  И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ?

Предлог играет важную роль в нашей речи.

Сообщение учащегося. Результаты лингвистического исследования.

                                                       ВЫВОД.

Знание предлогов и норм их употребления является показателем речевой культуры.

                                  7.    УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ,

     а)- В чём особенность употребления многозначных предлогов?

                  Допишите схемы:

        В                           С                         По

       На                                                          

(Стрелками показывается, с какими падежами употребляются предлоги).

Поверка по ключу на доске.

      б) Зная синонимичность предлогов: на – с, из – в, -устно составьте словосочетания:

Ездить (Сибирь, Урал, Кавказ, Вологда, Минск, Украина).

Вернуться (Сибирь, Урал, Кавказ, Вологда, Минск, Украина).

     -Какая норма закрепляется в языке?

( В Украину – из Украины)

    в ) В чём особенность употребления предлога ПО?

                                     ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1, 2  группы. Допишите окончания существительных.

  По приезд… на каникулы, по окончани… школы, по возвращени… из командировки, по выяснении… обстоятельств.

3 группа. Замените слово ПОСЛЕ предлогом ПО.

  После приезда на каникулы, после окончания школы, после возвращения из командировки, после выяснения обстоятельств.

                                           ПРОВЕРКА.

3 группа . Учащиеся читают изменённые словосочетания.

1,2 группы. Учащиеся объясняют правописание окончаний имён существительных.

    г ) В русском литературном языке 19 века конструкция ВОПРЕКИ ЧЕГО-НИБУДЬ (с Р. п.) употреблялась  наряду с конструкцией ВОПРЕКИ ЧЕМУ-НИБУДЬ  (с Д. п.).

-Какая из этих конструкций закрепилась в современной литературной норме?

                                     ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1,2 группы. Найти ошибки в предложениях, записать в исправленном виде, прокомментировать.

      Выполнить задание согласно приказа. Отстал от друзей благодаря сломанной лыже. Поступил вопреки желания.

3 группа. Употребить существительные в нужном падеже.

  Выполнить согласно (приказ).

  Идти наперекор (ураган).

  Поступить вопреки (обычай).

  Сделать благодаря (помощь).

Проверка.

                                  8.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Чтение учащимися творческих работ, связанных с употреблением предлогов.

  -Сочинение-миниатюра.  «Мороз и солнце; день чудесный!»

   - Работа по фразеологическому словарю. Употребление производных предлогов во             фразеологизмах.

   -Сочинение на грамматическую тему: «Что я знаю о слове ПОД?»

(Опорное  предложение.  Под дугой колокольчик звенит.)  

                              9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

  Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: «Что есть нечто общее, объединяющее предлог с самостоятельными частями речи?»

     Определение лучшего знатока темы «Предлог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по теме "Правописание производных предлогов"

Урок закрепления знаний с использованием технологии рейтинговой накопительной системы. Каждый ученик за урок получает оценку согласно набранным баллам. Урок включает 6 этапов, на каждом этапе предлага...

Конспект урока русского языка по теме: "Правописание производных предлогов. Легко о сложном".

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ....

Практическая работа по русскому языку по теме: "Правописание производных предлогов"

Данная презентация помогает выявить уровень усвоения изученной орфограммы учащимися 7 класса, организовать контроль по теме...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога"...