Развитие речи учащихся (сочинения – описания по наблюдениям)
методическая разработка (русский язык) по теме

Кожемякова Ольга Кузьминична

“Учиться писать приходится всю жизнь.

Перестал учиться – и быстро разучишься”.

В.Г. Короленко

В данном сборнике представлены разработки уроков  подготовки к сочинениям- описаниям  по наблюдениям в 5-7 классах.

Считаю, что обучение искусству писать сочинения – одна из сложных и до сих пор не решенных проблем. Писать сочинение – дело не легкое и не простое, хотя увлекательное и интересное. Умение писать сочинение вырабатывается постепенно: накапливаются знания, повышается общая культура, грамотность, совершенствуется умение излагать свои мысли, воспитывается личность.

Особенно трудны первые шаги, когда данный вид работы не знаком ученику, когда его устная речь, и без того скудная и корявая, натыкается на многочисленные орфографические препятствия и никак не желает переходить в письменную, когда детская фантазия скована бедностью выразительных средств, а страх перед новым видом деятельности пресекает малейшие попытки проявить самостоятельность.

О важности работы, связанной с речевым развитием учащихся, говорится в государственном стандарте общего образования по русскому языку. В действующей программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений, построенной в соответствии с государственным стандартом общего образования по русскому языку, сформулированы основные цели изучения русского языка в школе. К ним относятся: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся. При этом особое внимание уделяется коммуникативной компетенции, основанной на знаниях школьников об особенностях использования родного языка в устной и письменной речи.

К сожалению, исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии речевого развития учащихся общеобразовательной школы по целому ряду критериев (Ладыженская Т.А.).

Таким образом, актуальность данной темы определяется потребностями современной школы и общества в таких выпускниках образовательных учреждений, которые на основе сознательного усвоения законов и закономерностей русского литературного языка свободно владеют родной речью - важнейшим средством человеческого общения и познания объективной действительности.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует; она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа позволяет выразить свою личность, свой взгляд на мир, выразить себя в написанном.

Замечу, что часто мои дети пишут по образцу,  данному мною. На первом этапе это необходимо, ибо так они учатся выражать свои мысли красиво, ярко, образно, а это главное.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки развития речи в 6 классе

Описание животного

2 часа

Тема урока: Моё любимое животное

Тип урока: урок-закрепление.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология проведения урока: проектная, с элементами развивающего обучения.

Виды и формы работ на уроке: ответы на вопросы, ведение путевых заметок, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, составление синтаксических конструкций, составление описаний по иллюстрациям, конкурс на лучшее описание, сопоставительное описание, работа по опорным словам, сообщение информации, высказывание своих мнений, творческие выступления.

Цели урока:

  1. Обучающие: Подготовка учащихся к сочинению-описанию; дать точное и яркое представление о предмете речи; знакомство с животными родного края;
  2. Развивающие: Развитие умений учащихся определять и сопоставлять отличительные признаки, обогатить словарный запас учащихся, развить устную речь, творческую и познавательную деятельность учащихся;
  3. Воспитательные: Воспитать эмоциональную отзывчивость и любовь к природе и родному краю.

Подготовка к уроку

Этот урок развития речи (спаренный), запланирован как урок- путешествие по лесу. Учащихся на экскурсии сопровождают лесники – ученики, хорошо освоившие материал. Урок развития речи проводится после изучения степеней сравнения прилагательных, разрядов имен прилагательных и сложных имен прилагательных с целью закрепления умений употребления данных прилагательных в речи. Задания к уроку путешествию даются за 2 недели до путешествия. Учащиеся делятся на группы, получают предварительные задания. Выбирается орггруппа урока, которая вместе с учителем продумывает план поведения урока, задания объединениям, оформление класса. Выполнение задания отмечается на карте маршрута.

Оценка выставляется коллективно – в маршрутном листе ребята проставляют коэффициент участия в выполнении задания:

0 – не участвовал

1 – участвовал

2 – был активен

3 - отличился

Все задания делятся по трем коэффициентам сложности.

Доверенные лица от объединений собирают грибы. В корне гриба цифрой обозначен маршрут движения.

Опушка «Зоологов»

К1 Сложить из данных фигур силуэт животного и рассказать о нем, при необходимости пользоваться справочной литературой.

К2 Разгадать кроссворд, составленный лесниками, кратко рассказать об 1,2 животных

К3 Достать из-  под кочки открытку, оставленную лесником, и представить научно-популярный рассказ о животном, изображенном на открытке.

Поляна Любителей книг.

К1 Убедить присутствующих прочитать книги о животных

К2 Взять один из опавших листьев и рассказать, какие книги прочитали о животном, названном на обороте.

К3 Рассказать о произведениях тех писателей, чьи имена указаны на листе (список объявляется заранее)

Просека Художников.

К1 Защитить свою газету

К2 Конверт с описанием животного, узнать его и нарисовать

К3 Узнать картину художника и рассказать о ней

Ручей Лидеров.

К1 Ответить на 3 вопроса соперника

К2 Отгадать загадки, рассказать об одном из животных

К3 Посредством мимики и жестов изобразить повадки животного и дать словесное описание этого животного

Родник Сюрпризов (творчески подготовленное д/з по своему выбору)

Оборудование:

  1. Карта маршрутов
  2. Грибы, листья, кроссворды
  3. Открытки, эмблемы
  4. Газеты

Животные: медведь, заяц, волк, лиса, болотная сова, песец, олень, собака.



Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сочинения – описания природы.

 (Урок развития речи в 5-м классе)

Урок – сказка    2 часа

Тема: «Сочинение-описание “Зимнее утро в лесу”».

Цели урока:

1) Научить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений).
2) Показать роль деталей в художественном описании.
3) Закрепить знания учащихся по лексике, умение использовать синонимы в контексте, определять оттенки лексического значения, обосновывать выбор необходимого слова.
4) Воспитать потребность самостоятельной работы над художественным словом.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска
  2. Мультимедиапректор
  3. Презентация урока
  4. Запись миниатюры Г. Свиридова

Предварит. д/з.: подобрать отрывки из художественных произведений с описанием зимы

Ход урока

На доске записан эпиграф к уроку.

Чародейкою - зимой
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромой,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит… (Ф. Тютчев)

1. Вступительное слово учителя.

(Звучит запись миниатюры Г. Свиридова).

- Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймете, если придумаете к слову необычный синонимы. (Конечно, необходимо вспомнить, какие слова называются синонимами.) Запишем их:

особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный...

- Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками?.. Как здорово быть волшебником! Но для этого нам так необходима... правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться. Скажите, волшебник ли писал сочинение, которое вы сейчас услышите?
Наступила зима. В лесу стало красиво. На деревьях и на земле лежит белый снег. Зимой я люблю кататься на лыжах...
- Заинтересовало ли вас это сочинение? Нет? А почему? Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывают волшебницу зиму мастера художественной литературы – писатели и поэты.

  1. Реализация д/з.

 (Отрывки из художественных произведений с описанием зимы выразительно читают дети)

  1. Формулирование темы урока.

- Это написал мастер. Но волшебниками не рождаются, ими становятся. Хотите, мы тоже попробуем написать красивое сочинение? Для этого нужно очень постараться.
Итак, что же мы будем описывать? (Учитель подводит детей к теме «Зимнее утро в лесу».)

  1. Работа над изобразительными средствами языка.

Назовите предметы, явления природы, которые мы будем описывать. Запишем некоторые из названных слов:

лес, березы, сосны, снег, утро...

- Никто еще не знает, как красив зимний лес ранним утром. Нам предстоит рассказать об этом. Мы уже записали несколько слов, но они пока еще мертвые, нам нужно попробовать оживить их. В каком стиле нам предстоит написать сочинение? Назовите особенности художественного стиля. (Использование лексических средств художественной выразительности: метафор, сравнений и т.д.)
Используя олицетворения, опишите состояние леса ранним утром. Итак, запишем первое предложение нашего сочинения. Оно может быть таким
: Лес еще спит.
Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы снег был пушистым, – он будет таким. Захотим, чтобы он был похожим на эскимо, – и произойдет чудо! Нужно только это написать. (Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?) Пока чуда не произошло, но все в наших силах. Давайте учиться.

Задание 1.

- Деревья в снегу, в инее. Представьте их.

А на что они похожи?

(на цветок, на огромную снежинку, на лохматого человека со взъерошенными волосами, на кораллы, на одуванчик, на паутину, на шаль…).

Задание 2.

- Снежинка. Какая она?

По величине…

По состоянию поверхности…

По цвету…

По восприятию…

По весу…

(белая, невесомая, пушистая, лёгкая, красивая, мохнатая…).

Задание 3.

Соревнование на самое необычное сравнение.

- На что похожа снежинка?

(на ёжика, на еловые лапки…).

Задание 4.


Попробуем подобрать определения к записанным существительным (по схеме: прил. + сущ.):
зимний лес,

 белоствольные березы,

пушистый снег,

раннее утро...

Задание 5.


Выполним упражнение, которое станет «заготовкой» для написания сочинения. Составьте словосочетания, соединив слова, подходящие по смыслу:

туман
белизна
дуновение
тишина
одеяние

нетронутый
жемчужный
пышный
легкий
волшебный

- Какого цвета зимнее утро? Подберите синоним к слову белый. Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова, причем показать цвет зимнего утра мы можем так, что нам даже не понадобится слово белый. Запишите предложение-клише: используя заготовки-словосочетания и слова в скобках, заполните лакуны.

___________ березки (исчезли, спрятались, растаяли, растворились) в __________ тумане _________ утра.

- Прочитайте предложение, которое вы написали. Почему вы использовали именно это сказуемое?
- Как вы думаете, белый цвет – теплый или холодный? Почему?
- Как можно описать холод зимнего утра? Что чувствуют деревья? Вспомните, какие чувства испытываете вы, лежа утром в теплой постели? (Так уютно под одеялом, не хочется вставать, еще бы чуть-чуть понежиться...) Расскажите, что происходит в лесу. Если вам трудно сделать это самостоятельно, воспользуйтесь клише. Обоснуйте выбор слов, предложенных в скобках. Заполните лакуны определениями.

(Молчаливые, старушки, ...) сосны (зябко, недовольно, тяжело...) кутаются в ____________ шубы. (Дремлет, ежится от..., прячется, ...) _____________ пень, подоткнув под себя __________ одеяло.

- Проверьте, нет ли неоправданных повторов. Прочитайте вслух. Какие художественные средства помогли нам не только раскрасить, но и оживить нашу картину?
- А теперь попробуем описать звуки пробуждающегося леса. Выберите из предложенных слов те, которые наиболее соответствуют состоянию природы в данный момент:
умиротворение, шум, сон, шелест, покой, гомон, безмолвие, тишина, завывание, безмятежность.
- Опишите состояние природы, используя выбранные вами слова и при необходимости заготовки предыдущих упражнений. Если трудно, воспользуйтесь клише.

Ничто не (нарушать, тревожить, беспокоить) _____________ тишину ________ утра. Лишь иногда __________ дуновение ветерка __________ (нарушать, тревожить, беспокоить) ____________________ леса.

- Проверьте; замените повторяющиеся слова (если они обнаружились) синонимами. - ---Прочитайте вслух ваши варианты фрагментов.
- И все-таки, как бы ни был сладок сон, наступает пробуждение. Какая часть речи поможет нам показать начавшееся движение в природе?
- Нам предстоит «поймать» момент пробуждения. Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (Будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло...) А как вас мама будит? (Дотрагивается до плеча, целует...) Используем прием олицетворения: как солнце будит лес? Напишите об этом. Если затрудняетесь, используйте клише.

Но вот _______ лучи зимнего солнца (робко, бережно, осторожно) коснулись объятой сном земли, и (что вдруг произошло?) от их _______________ прикосновения на ________ белизне _________________ снега вдруг (заиграли, вспыхнули, заискрились,...) __________.

- Какое еще движение, даже, может быть, едва уловимое, вы заметите и опишете? (Птица вспорхнула, качнулась березка, вздохнула сосна...) Продолжите ваше описание. Воспользуйтесь клише.

На __________ ветку сосны (вспорхнула, взгромоздилась, уселась, взлетела) птица, и (потревоженное, разбуженное...) дерево _________ тряхнуло (шубой, макушкой, рукавом...). В воздухе ________ _________ снежинки.

- Устраните неоправданные повторы, если они есть. Прочитайте получившиеся фрагменты вслух. Обоснуйте выбор слов, предложенных в скобках.
- А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком. В правописании каких слов вы сомневаетесь? Один из вариантов сочинений.

Зимнее утро в лесу

Лес еще спит. Белоствольные березки растворились в жемчужном тумане утреннего света. Зябко кутаются в свои зимние шубы молчаливые сосны. Дремлет старый пень, подоткнув под себя мягкое снежное одеяло.
Ничто не нарушает волшебную тишину зимнего утра. Лишь иногда легкое дуновение ветерка тревожит покой спящего леса.
Но вот первые солнечные лучи робко коснулись объятой сном земли, и от их чудесного прикосновения на нетронутой белизне пушистого снега вспыхнули и заискрились веселые огоньки. На заснеженную ветку сосны взлетела птица, потревоженное дерево недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали сверкающие звездочки.

- Вот какие замечательные сочинения у нас получились! Нелегкое это дело – быть волшебником, но если постараться, то у нас все получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку?
Если захотите, можете дополнить или продолжить сочинение-описание. Оно у нас пока незаконченное, конец напишете дома. А чтобы потренироваться в волшебстве, послушайте, что говорят разбуженные солнцем снежинки, и расскажите об этом в своем сочинении. Не забудьте проверить орфограммы, вспомните, как оформляется диалог и прямая речь на письме.

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению – описанию животного

Урок развития речи. 2 часа

6 класс

Цели урока

  1. Познакомить учащихся с особенностями построения текста описательного характера
  2. Подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением
  3. Повторить понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
  4. Совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, тема, идея
  5. Формировать умение отбирать языковые средства
  6. Учить рецензировать написанное
  7. Формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе личных впечатлений
  8. Развивать наблюдательность
  9. Воспитывать вдумчивое отношение к предметам окружающего мира

Оборудование урока

  1. Интерактивная доска
  2. Мультимедиапроектор
  3. Презентация

ХОД УРОКА

1. Орг момент  Слово учителя

Отгадайте загадку:

Почему не могли отгадать?

Значит, нужно уметь описывать животных? Этим мы сегодня и займемся. Сформулируйте тему урока.

Слайд №

2.Систематизация изученного ранее

В начале урока вспоминаем, из каких частей состоит описание, воспроизводим на доске и в тетрадях.

Слайд №

Тип речи - описание

  1. Представление объекта речи. Кто это или что это?
  2. Наиболее характерные признаки объекта речи (размер, форма, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид, занятия...).
  3. Оценка объекта речи.

Далее предлагаем найти эти части описания в предложенном тексте.

Слайд №

Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные серпообразные сине-черные перья. Он выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.

                                                                                                                                  (По Е.Носову)

- Понравилось ли вам описание? Легко ли будет художнику нарисовать такого петуха? Почему?
- Каким образом автору удалось нарисовать запоминающийся образ?
- К какому стилю мы отнесем этот текст? По каким признакам?
- Давайте найдем их.

Слайд №

  1. Огненное ожерелье –  метафора
  2. пышный хвост – эпитет
  3. серпообразные перья – метафора
  4. отливающей бронзой грудью – метафора
  5. будто на параде – сравнение.

 С их помощью описание становится выразительным и красочным.


- Все ли части описания присутствуют в этом тексте?
 Есть представление (Петух был...). Есть его подробное описание.
- Выражено ли авторское отношение?
(Ответы учеников. Оно скрыто, но проявляется в словах красивый, смелый, выступал, как на параде. Автор любуется им.)

Задание 1. Прочитайте текст. О чем он? Кто описывается в нем? Озаглавьте текст. При списывании вставьте подходящие слова. Сравните свой текст с авторским

Слайд №

И стоит елочка растерянная, _________. Раскинула лапки, а на __________ подарки. И уже некуда их девать, а ей все дарят и дарят.

У всех на глазах становится елочка из __________ и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и _________. Вся нарядная и _______.

Не то что зимой и летом – ___________.

Авторский текст

Слайд №

И стоит елочка растерянная, счастливая. Раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уже некуда их девать, а ей все дарят и дарят.
У всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная.
Не то что зимой и летом – одним цветом.

(Н.Сладков)

Ученики объясняют подобранные слова.

Задание 2. Помните, что авторское отношение к описываемому может выражаться не только словами мне нравится, люблю,..., а еще при помощи различных приставок и суффиксов, т.е. разных словообразовательных элементов. Учитывая это замечание, спишите текст, заменяя подчеркнутые слова другими, с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие это суффиксы (суффиксы субъективной оценки)?

Слайд №

Вдруг вынырнула девочка малая. Волосы рыжие, сарафан голубой и в руке платок. Поглядела девочка веселыми глазами, блеснула зубами, подбоченилась, платком махнула и пошла плясать. Плясала ловко и легко.

- Интересно ли было читать этот текст? Почему?
(Ответы учеников. Мы не чувствуем авторского отношения к описываемой девочке.)
- Да, стилистически нейтральные слова не дают нам это почувствовать. Как изменился текст, когда вы добавили суффиксы субъективной оценки? Прочитайте свои варианты. Объясните свой выбор.

Авторский текст

Вдруг вынырнула девчоночка махонькая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руках платочек. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась и пошла плясать. Плясала ловко и легко.

(П.Бажов)

- Почувствовали ли вы авторское отношение к девочке? Как этого смог добиться П.Бажов?

Задание 3. Найдите речевые ошибки в тексте. Запишите текст в исправленном виде.

Один раз я увидел на коврике в подъезде маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глаза у него были зеленые, большие, умные.
Рядом с котенком находилось блюдечко с молоком. Он увидел меня, очевидно, испугался и
торопливо побрел к батарее, забирая за собой коготками коврик. Вид у него в этот момент был очень жалкий.

Исправив текст, ребята объясняют внесенные изменения

Исправленный текст

Слайд №

Однажды я увидел в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него маленький и пушистый, а глаза большие, зеленые и умные.
Рядом с котенком находилось блюдечко с молоком. Он увидел меня, очевидно, испугался и засеменил к батарее, зацепив за собой коготками коврик. Вид у него был очень жалкий.

Слайд №

Задание 4. Переставьте части текста, чтобы описание стало более последовательным.

МОЯ ПТИЧКА

У меня есть птичка канарейка. У нее спинка желтоватая, бока и хвостик белые, головка, как и спина, желтая. Глазки у моей канарейки черные, блестящие, как бусинки.
Канарейка ест капустные листья, коноплю.
Наша птичка поет целый день – утром, когда мы еще спим, и вечером, когда мы ложимся спать. Мне очень нравится, как поет наша канарейка.
Я люблю смотреть, как канарейка спит, втянув головку. Она поет громко, весело. Мне и маме в такие минуты кажется, что наступила весна.

Слушаем замечания ребят. Обсуждаем.

Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что надо знать и уметь, чтобы сделать описание интересным, красочным?

Слайд №

Памятка сочинителю.

1. Выберите для описания то, что хорошо знаете.
2. Выбрав, подумайте, в какой последовательности вы будете описывать.
3. Выделяйте характерные и яркие детали в своем описании.
4. Умейте выразить свое отношение к тому, что описываете.
5. Подумайте: сможет ли художник, используя ваше описание, нарисовать это животное и передать в рисунке ваше отношение?

Домашнее задание. Напишите сочинение – описание животного.

1.  Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные серпообразные сине-черные перья. Он выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.

2. Один раз я увидел на коврике в подъезде маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глаза у него были зеленые, большие, умные.
Рядом с котенком находилось блюдечко с молоком. Он увидел меня, очевидно, испугался и торопливо побрел к батарее, забирая за собой коготками коврик. Вид у него в этот момент был очень жалкий.

3. И стоит елочка растерянная, _________. Раскинула лапки, а на __________ подарки. И уже некуда их девать, а ей все дарят и дарят.

У всех на глазах становится елочка из __________ и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и _________. Вся нарядная и _______.

Не то что зимой и летом – ___________.

4. Вдруг вынырнула девочка малая. Волосы рыжие, сарафан голубой и в руке платок. Поглядела девочка веселыми глазами, блеснула зубами, подбоченилась, платком махнула и пошла плясать. Плясала ловко и легко.

5. МОЯ ПТИЧКА

У меня есть птичка канарейка. У нее спинка желтоватая, бока и хвостик белые, головка, как и спина, желтая. Глазки у моей канарейки черные, блестящие, как бусинки.
Канарейка ест капустные листья, коноплю.
Наша птичка поет целый день – утром, когда мы еще спим, и вечером, когда мы ложимся спать. Мне очень нравится, как поет наша канарейка.
Я люблю смотреть, как канарейка спит, втянув головку. Она поет громко, весело. Мне и маме в такие минуты кажется, что наступила весна
.

Памятка сочинителю.

1. Выберите для описания то, что хорошо знаете.
2. Выбрав, подумайте, в какой последовательности вы будете описывать.
3. Выделяйте характерные и яркие детали в своем описании.
4. Умейте выразить свое отношение к тому, что описываете.
5. Подумайте: сможет ли художник, используя ваше описание, нарисовать это животное и передать в рисунке ваше отношение?



Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению -описанию внешности

Урок развития речи (7 класс)

Подготовка к сочинению – описанию внешности

Урок развития речи (7 класс)

Тип: объяснение нового материала

Цели урока:

  1. систематизировать приобретенные учащимися знания об описании;
  2. подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;
  3. развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой, учить выборке “портретной лексики”.

Оборудование: карточки с заданиями (распечатаны на каждую парту)

Предварительное д/з:

  1. выбрать фотографию, где запечатлен человек, который вам нравится, и ответить на вопросы:

- Кто это?

- Давно ли у вас эта фотография?

- О чем вам говорит лицо этого человека, его поза, одежда?

  1. Составить текст – подпись к фотографии.
  1. Вступительное слово учителя:
    На сегодняшнем уроке предстоит проделать кропотливую работу – подготовить материал к сочинению “Описание внешности человека”. Говорят, что лицо – зеркало человеческой души, но это не всегда так. Не случайно существует изречение “Внешность обманчива”. Зачастую люди только по внешнему виду и потому ошибочно судят о характере человека, о характере своих сверстников (толстый, неповоротливый – значит, по их мнению, ленивый, трус; сильный физически – значит, смелый, хороший товарищ и др.)

- Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?

- Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.

Основное в этом описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать их словами. Это может быть связано с особенностями глаз, манер, походки описываемого лица, с особенностями его занятий и профессии, с определенным состоянием и особенностями характера – “со всем тем, что проявляется во внешнем облике человека.

На уроках русского языка мы уже работали над текстами определенного типа, на уроках литературы анализировали портреты людей из литературных произведений, т.е. рассматривали строение текста, способы и средства связи предложений в законченном отрывке, знакомились с языком писателя, определяли роль портрета в художественных произведениях.

На сегодняшнем уроке я предлагаю провести работу над заданиями карточек (с карточками, где выписаны цитаты из различных художественных произведений, даны задания различного характера, учитель предложил ребятам поработать дома), над текстами(раздаточный материал), таким образом отобрать необходимый материал к сочинению.


2. Работа с текстом (чтение).

- Чтобы оценить умение всматриваться, обратимся к рассказу М.Зощенко «Мой знакомый» (отпечатанный текст рассказа - на каждой парте).

«...Он был старый, больной и утомленный. Гримаса неудовольствия как бы застыла на его лице. Глаза стали пустые и равнодушные. Щеки висели складками. Шея покрылась морщинами. Седые усы поникли книзу. Кожа потеряла блеск жизни. И ходил он медленно, вяло передвигая ногами, выпятив живот и распустив губы, как это делают беременные женщины.
Короче говоря, это был среднего роста пузатый усач с лицом бледным и равнодушным, достойным жалости и медицинских советов.
А между прочим, в комнате на стене висели две фотографии, на которых его запечатлели в момент сияющей молодости.
Как странно и любопытно глядеть. Какая удивительная разница. Какая страшная перемена.
Вот он снят как будто бы за границей. Стоит около киоска с цветами. Голова слегка закинута назад. Сам тонкий, как тростинка. Черный плащ небрежно брошен на руку. Соломенная панама с пестрой лентой. Усики топорщатся кверху. Легкая самоуверенная улыбка играет на его лице. И кажется, что море ему по колено...
А вот еще фотография.

Вот он снят со своей молодой невестой. Черный фрак. Стоячий воротничок. Маргаритка в петлице. Молоденькая невеста, прелестная, как куколка, завернута в разные немыслимые кисейные штучки и воланы. Глазки у нее вытаращены. Ротик полуоткрыт. Нежная ее лапка покоится в его мужественной, загрубелой руке... И сама молодая невеста припала головой к его плечу, как бы ища защиты от предстоящих бед, несчастий и битв жизни.
А он – немножко наглый, самоуверенный, с победоносным взглядом...
Ах, как, вероятно, нехорошо владельцу фотографий глядеть на свою пропавшую молодость!»

3. Беседа по содержанию рассказа.

- Сколько микротем в тексте?

(три)
– А почему фотографии висят на стене, а не лежат в альбоме?
(С ними связаны самые дорогие воспоминания старого, одинокого, слабеющего с каждым днем человека, которому непросто достать альбом и открыть его на нужной странице. А когда фотографии висят на стене, прошлое кажется совсем близким. Достаточно повернуть голову, чтобы убедиться в этом).
– Описание фотографий предваряет обращение к читателю: «Как странно и любопытно глядеть. Какая удивительная разница. Какая страшная перемена». Что же имел в виду автор?
(Он хотел подчеркнуть возраст героя. Ведь невозможно поверить, что стройный юноша превратился в толстого, еле передвигающего ноги старика).
– Увы, старость – это груз прожитых лет, это болезни, страдания, потери. Такие события не проходят бесследно. Однако за бросающимися в глаза внешними переменами автор увидел нечто большее. Давайте сравним описание героя с его изображением. Слово самым внимательным читателям.
– Владелец фотографий когда-то был настоящим франтом, о чем говорят подмеченные автором детали: небрежно брошенный на руку черный плащ, соломенная шляпа с пестрой лентой. Чувствуется, что в молодости этот человек любил и умел одеваться.
– А в первой части рассказа совсем не упоминается об одежде, и это неудивительно: старый и больной человек давно утратил интерес к ней, стал равнодушен к себе.
– Вы обратили внимание, что в начале рассказа дважды повторяется это слово: у героя равнодушные глаза и равнодушное лицо, «достойное жалости и медицинских советов». Это повторение углубляет наше представление о трагедии человека, который с годами утратил не только силы и здоровье, но и способность удивляться, восхищаться, радоваться. Равнодушие к жизни изменяет человека сильнее любой болезни. Неужели оно является неизбежным спутником старости?

Чтобы ответить на этот вопрос, попытаемся представить того, кто изображен на снимках. Можно ли начать рассказ о нем с такой фразы: «Это был стройный молодой человек с гордо поднятой головой».
– Но в тексте сказано, что голова его слегка закинута назад.
– Как легко изобразить нашего героя! Стоит слегка закинуть голову назад...
– Мы забыли об улыбке: «Легкая самоуверенная улыбка играла на его лице».
– Интересно, что должен чувствовать человек, принимающий такую позу перед фотоаппаратом?
– Что он имеет право смотреть на остальных свысока.
– А вдруг он решил пошутить, решил сыграть роль человека, которому море по колено?
– Но есть еще одна фотография, свадебная. Серьезность происходящего подчеркивает одежда: фрак, маргаритка в петлице, стоячий воротничок. Внешне герой выглядит наряднее и торжественнее, чем на первом снимке, но изменилось ли его внутреннее состояние? Подтвердите свой ответ цитатой.
– Совсем не изменилось, разве наглости прибавилось: «А он – немножко наглый, самоуверенный, с победоносным взглядом...».
– А не странно ли, что на стенах его комнаты нет фотографий самых близких людей: детей, родителей?
– Детей могло и не быть.
– Но родители-то были. У академика Д.С.  Лихачева есть такое высказывание: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их»3.

Старые фотографии не только рассказывают о прошлом, но и побуждают к ответу на очень важный вопрос: «Кого же любил наш герой?».
– Наверное, только себя.
– Вряд ли об этом догадывалась молоденькая невеста, доверчиво припавшая к его плечу, «как бы ища защиты от предстоящих бед, несчастий и битв жизни». Человек, сосредоточенный только на себе, никогда не сможет стать надежной опорой для других.

Самоуверенность героя в молодости подчеркнута в рассказе дважды, как и равнодушие в старости. С какой же целью привлекает наше внимание к этим качествам автор? Может быть, между ними существует какая-то взаимосвязь?
Мы уже убедились, что в основе самоуверенности молодого человека лежит самолюбование, которое мешает ему оглянуться вокруг и ощутить бег времени. Он никогда не стремился понять, как живут люди, как стареют, что оставляют потомкам. Ему казалось, что старость никогда не настигнет его. Но пора подведения итогов рано или поздно наступает для каждого. Так что же останется после этого человека? Добрые дела? Светлые воспоминания? Или две фотографии, которые будут выброшены новыми жильцами?
Как горько осознавать, что равнодушие к жизни порождено самоуверенностью молодости, отвергающей опыт поколений и обрекающей себя на одиночество в старости.
Рассказ Зощенко заставляет задуматься не только о печальной судьбе героя, но и о себе, о своих близких. Давайте перелистаем семейные альбомы, всмотримся в старые фотографии и подумаем, что же остается после ухода «сияющей молодости».

Урок № 2

  1. Работа с фотографиями (реализация д/з)

В своих работах они пишут о том, что их мамы и бабушки не так уж сильно изменились с годами. Конечно, поседели волосы, прибавилось морщин, но улыбки такие же, как в молодости. И желание хорошо выглядеть осталось, и интерес к жизни не пропал, и с героем Зощенко, к счастью, у них нет ничего общего.
Так, может быть, существуют силы, способные отодвинуть старость?
Писатель Ю.Куранов в своей книге «Тепло родного очага» рассказал о том, как поразила его однажды внешность немолодой женщины, работавшей в совхозной проходной. В ее лице, таком обыкновенном, сельском, светились чистота и добропорядочность, заставившие его вспомнить строки Уолта Уитмена:
Женщины сидят или ходят. Молодые и старые.
Молодые красивы, но старые гораздо красивее.

Комментируя эти строки, Ю.Куранов не отрицает привлекательности юных девичьих лиц, но отмечает, что жизнь еще не высветила их вещим огнем испытаний, бедствий, радостей, страдания, мудрости и терпения. Он убежден, что годы проявляют главное в человеческих лицах. Вот почему мы встречаем порой ужасных, омерзительных стариков и страшных, звероподобных старух. Цепляясь за низменные и ничтожные привязанности своей натуры, они как бы вычеркивают из себя все, что роднит их с человеком.
Но люди, проведшие свои дни в чистоте, наливаются и наливаются красотою не обязательно подвигов, но порою никем не замечаемых будней, которые иногда намного выше всякого подвига.
Значит, секрет молодости все-таки существует, и принадлежит он умудренным жизненным опытом людям, к которым нам предстоит присмотреться.
2. Работа с карточками.

  1. Труднее всего описать глаза, взгляд человека, поэтому при чтении материала карточек, прошу обратить внимание на то, как можно сказать о взгляде, глазах.

Карточка №1

“Его глаза сияют” (А.С. Пушкин.)

“За спиною его стояла девочка... щеки её горели нестерпимо, ещё сильнее, чем её серые глаза” (К.Г. Паустовский.)

Отметить портретную лексику. (Ученик отмечает лексику, класс записывает в тетрадях – глаза сияют, глаза горят.)

В каком значении употреблены глаголы? (Переносном.)

Что они называют? (Впечатление, производимое героями.)

Карточка №2

“На Таню глядели серые, как у матери, глаза. Они были раскрыты, постоянный блеск покрывал их поверхность, а в глубине ходили лёгкие тени, и, казалось, в них не было никакого дна”. (Р. Фраерман.)

“Ко всему этому, у него были быстрые блестящие глаза”. (Д. Дефо.)

Сказано ли в отрывках о цвете глаз (серые), есть ли сравнение со светом? (Блеск покрывал их поверхность; блестящие глаза.)

Подчеркнуто ли состояние взгляда? (В глубине ходили тени, быстрые глаза.)

Ведется запись в тетрадь.

Карточка №3

“У Андерсена были серые сощуренные глаза”. (К.Г. Паустовский.)

“Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица”. (А. Грин.)

Каков цвет глаз у героя? (Серые, темные.)

Отражается ли состояние, характер человека? (Сощуренные, с оттенком грустного вопроса.)

Запись лексики в тетрадь.

Карточка № 4

“Меня учила тихонькая пугливая тетка Наталья, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что мне казалось: сквозь них можно было видеть все сзади её головы”. (А. М. Горький.)

“Я часто встречал на улицах Батума низенького, очень быстрого человека со смеющимися глазами”. (К.Г. Паустовский.)

Какой фразой писатели подчеркивают характер человека (смеющиеся глаза), цвет (прозрачные глаза)?

Вывод делает учитель, а могут с помощью наводящих вопросов сделать ученики.

  1. Многообразна портретная лексика: писатели указывают на цвет глаз, состояние человека, не называя его; обращают внимание на продолжительность взгляда, величину глаз; подчеркивают характер человека.

Задание № 1

Учитель предлагает классу задание.

Подобрать антонимы к данным словам: например, глаза сияют, горят – потухли; быстрый, блестящий взгляд – медленный, тусклый; сощуренные глаза – раскрытые; темные – светлые; смеющиеся – плачущие.

Учащиеся знакомятся с карточками, содержащими вопрос: “О чем может говорить взгляд?”

Карточка № 5

Безмолвный, безжизненный, блеклый, потухший, настороженный, мертвый, ненавидящий, немой, неподвижный (взгляд.)

О чем говорит такой взгляд? (Свидетельствует о горе человека, исключая из этого ряда блеклый взгляд: он может указывать на возраст человека.)

Укажите антонимы к словам: безмолвный, безнадежный.

На этой же карточке предложение, показывающее, как писатель использует портретную лексику:

“Глаза Чертопханова медленно раскрывались, и потухшие зрачки двинулись сперва справа налево, потом слева направо и остановились на посетителе”. (И.С. Тургенев.)

Какова роль наречий в описании?

(При чтении на них падает логическое ударение, они подчеркивают признаки внешности – взгляда героя.)

Карточка № 6

Бархатный, бездонный, горячий, задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый взгляд.

“Твёрдый, немигающий взгляд несколько смутил Павку”. (Н. Островский.)

Какие определения указывают на характер человека? (Задорный, энергичный, оживлённый.)

В каких определениях подчеркнуто сходство со светом, материалом, величиной? (Бархатный, бездонный, искрометный, лучистый, мерцающий, светлый.)

В каких определениях даны оценки? (Чудесный.)

Подберите синонимы к словам: чудесный, задорный. (Чудесный – прекрасный, задорный – живой.)

Карточка № 7

Перепишите слова попарно, чтобы они были антонимами.

Беглый, быстрый, долгий, длинный, короткий, мгновенный, мимолётный, неторопливый, стремительный взгляд.

Беглый – долгий, короткий – долгий, долгий – мимолетный, долгий – мгновенный, быстрый – неторопливый, долгий – стремительный.

Вывод: оказывается, в данном значении одно и то же слово может вступать в несколько антонимичных пар.

3. Цвет глаз

И, наконец, следует назвать цвет глаз, так как у ребят часто возникают ошибки.

Карточка № 8

Назовите цвет глаз. (Голубые, синие, стальные, серые, зеленые, карие, черные.)

“Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку”. (М.А. Шолохов.)

Работа над карточками, в которых отобрана лексика, характеризующая глаза, взгляд человека, показала, как используют эти речевые средства писатели. Таким образом обогащаем словарный запас учащихся, развиваем их наблюдательность, расширяем сведения о портрете.

4. Волосы, брови, овал лица

Карточка № 9

Какими могут быть волосы по цвету? (белокурые, черные, каштановые, русые, седые, пепельные)

Как называют людей по цвету волос? (Блондинами, брюнетами, шатенами.)

Укажите форму, длину волос. (Волнистые, кудрявые, прямые, редкие, густые, жесткие, мягкие, длинные, короткие.)

Карточка № 10

Какими бывают брови у человека по цвету и форме? (Черные, белесые, густые, редкие, круглые, длинные, вразлёт, нависшие, как шнурки и т.д..)

Опишите брови своего друга, подруги, соседа по парте.

Карточка № 11

Назовите овал лица, какое оно бывает? (Круглое, длинное, широкое, узкое, продолговатое.)

Какой овал лица у вашего соседа, соседки по парте? Опишите.

5. Нос

Карточка № 12

Перед вами определения, которые употребляются для описания носа: большой, длинный, короткий, крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный, увесистый, тяжелый, античный, горбатый, греческий, римский, классический, вздернутый, вислый, курносый, кривой, сплюснутый, клювом, крючком, пуговкой.

Какой нос у этих людей? (Прилагаются фотографии.) Назовите величину и его форму.

Карточка № 13

Каким бывает цвет носа? Вспомните литературных героев, у которых называют цвет носа.

Вот, например, А. Гайдар пишет:

“Чука и Гека нельзя было загнать домой. С посинелыми носами они торчали на морозе”.

(Цвет носа – красный, лиловый, сизый, синий, фиолетовый, бледный, ярко-красный.)

Как вы можете назвать кожу носа? (гладкая, рыхлая, пористая, бугристая.)

6. Походка

Карточка № 14

Как можно сказать о походке? (Бесшумная, вихляющая, военная, вялая, грузная, лёгкая, мужская, плывущая, твердая, скользящая, ровная, нетвердая, чёткая, тяжёлая, энергичная, юношеская.)

Какая походка у балерины?

Как ходят пожилые люди?

Укажите темп походки. (Быстрая, мерная, неторопливая, тихая, медлительная)

Карточка № 15

Попробуйте назвать состояние человека по походке: беззаботная, беспечная, бодрая, важная, виноватая, вкрадчивая, гордая, ленивая, уверенная, усталая.

Указывают ли на походку в сравнении с миром животных? (Да. Кошачья, медвежья, утиная, лебединая.)

У А. М. Горького: “Двигалась она легко и плавно, точно большая кошка”.

“Дед с матерью шли впереди всех. Он был ростом под руку ей, шагал мелко и быстро; и она, глядя на него сверху вниз, точно по воздуху плыла”.

7. Осанка

Карточка № 16

Вспомните осанку ваших близких, знакомых вам людей, назовите её. (Статный, приземистый, квадратный, стройный, сутулый, сухонький, подтянутый, аккуратный, высокий, маленький, низкий, среднего роста, полный, худой.)

Может ли в осанке отражаться характер человека? (В осанке не всегда отражается характер человека; по осанке иногда можно судить о занятиях человека.)

 (Запись всего отобранного материала фиксируется в тетради.)

III. Отработка правильного употребления словосочетаний в предложении (устно).

Составьте предложение, в котором будет описана внешность девочки с зелеными глазами, каштановыми волосами, круглым овалом лица. (Зеленоглазая, круглолицая девочка с каштановыми волосами.)

Мальчика с карими глазами, черными волнистыми волосами, длинным овалом лица. (Кареглазый длиннолицый мальчик с черными вьющимися волосами.)

Старика высокого, худого, глаза стальные, волосы седые. (Высокий, худой старик, седоволосый, со стальными глазами.)

Пожилой женщины – брюнетки, полной, с серыми глазами. (Полная, пожилая брюнетка с серыми глазами.)

Малыша – белые волосы, голубые глаза, розовые щеки, круглый овал лица. (Беловолосый, розовощекий малыш, с голубыми глазами на круглом лице.)

IV. Составление опорного сложного плана и его запись в тетрадь.

V. Чтение учителем лучших сочинений предыдущих классов.

VI. Слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы постарались провести целенаправленную работу над деталями портрета, сформировать представление о таком виде описания, как описание внешности, отобрали и записали в рабочие тетради материал для описания общего впечатления о человеке. Часто бывает, что одной портретной лексики недостаточно для отработки определенных навыков. Описание внешности человека, так же, как и другие виды описаний, может быть написано в разговорном, деловом, научном, художественном, публицистическом стиле. Задача разговорного стиля поделиться со слушателем своими впечатлениями о внешности какого-либо лица; деловое описание используется, например, при розыске пропавших детей, в судебной практике; описание внешности литературного героя – пример художественного описания; описание внешности современного студента, рабочего в газетном очерке нередко даётся в обобщённом плане и носит публицистический характер... Следовательно, прежде всего надо самому себе ответить на такие вопросы:

  1. Кого именно я буду описывать?
  2. Какую задачу я ставлю? (Поделиться впечатлениями, сообщить об отличительных признаках, нарисовать внешность.)
  3. Что главное я скажу в своём сочинении? (“Все примечательно во внешности такого-то человека”; “Как необычно выглядит такой-то, когда возбуждён (отдыхает и т.д.)”; “Во внешности такого-то особенное – это-то”; “Такой-то обаятелен (неприятен) и т.д..)

Д/З Написать сочинение

«Портрет пожилого человека» или

«Фотография из семейного альбома»



Предварительный просмотр:

Урок обучающего сочинения – описания помещения

6 класс 2 часа

Тип: объяснение нового материала

Цели урока:

  1. Повторить понятия: тип речи, тема, основная мысль, стиль текста;
  2. Познакомить с особенностями описания помещения в художественном стиле;
  3. Совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тип, тема, идея
  4. Формировать умение отбирать языковые средства
  5. Учить рецензировать написанное
  6. Формировать умение строить текст заданного типа, стиля на основе личных впечатлений
  7. Развивать наблюдательность
  8. Воспитывать вдумчивое отношение к предметам окружающего мира

Методы:

  1. Аналитические наблюдения над текстом
  2. Составление плана
  3. Подбор языковых средств
  4. Сочинение – описание

Оборудование:

Предварительное д/з: подобрать описания помещений из прочитанных произведений.

1. Игра.

- Отгадайте, кто живет в этой комнате? Чей это дом? Каков этот человек?

Слайд №

1. Ему отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было бы положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на четырех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам хозяин, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется.

2. Все было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Герой наш шкафы отворил:

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года…

3. У…. была особая, небольшая комнатка во втором этаже; чистая, светлая, с белой кроваткой, с горшками цветов по углам и перед иконами, с маленьким письменным столиком, горкою книг и распятием на стене.

4. Комната …. с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материей…. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, фарфор и множество красивых мелочей…

…если осмотреть все повнимательнее, поражал запущенностью и небрежностью.

Сегодня мы будем учиться составлять тексты описания помещения.

2. Анализ образцов.

Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет. У писателей есть даже такой прием: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам.

  1. Анализ учителем текста с описанием каморки Герасима.

В этом тексте описывается каморка Герасима. И.С.Тургенев показывает, что в ней живет одаренный необычайной силой человек. В каморке есть только кровать, сундук, стол, стул, но кровать у него «из дубовых досок», «истинно богатырская кровать», сундук «дюжий», стул «прочный и приземистый». Так описание обстановки помогает автору подчеркнуть особенности Герасима – человека.

  1. Анализ 3-4 подобранных текстов учащимися по плану:

Слайд №

1) какое помещение описывается;

2) какова основная мысль данного описания;

3) что именно и как описывает автор, чтобы раскрыть основную мысль (какие изобразительно-выразительные средства использует?)

3. Уточнение темы и замысла предстоящего сочинения.

- На уроке мы будем работать над сочинением по теме «Комната, в которой я живу»

- Подумайте, какой может быть основная мысль этого сочинения.

Многое зависит от той позиции, с которой описывается предмет (в данном случае – комната). Например, по-разному выглядит комната утром, когда только что проснулись её обитатели, и днем, когда никого нет; в будни и в праздники; по-разному будет выглядеть комната, если смотреть на неё из коридора или в окно с улицы.

- Определить основную мысль – значит найти свой подход к описанию, тот замысел, которому оно будет подчинено.

Запись в тетрадь:

         Слайд №

                         

                          Комната, в которой я живу

                         

  1. Обыкновенная, как у многих
  2. Уютная, особенно по вечерам.
  3. Особенно приятная накануне праздника.
  4. Хорошо приспособленная для занятий. 

  1. Обсуждение возможного начала сочинения.

Запись в тетрадь:

    Слайд №

  1. Комнату, в которой я живу, я, конечно, хорошо знаю.
  2. У меня нет своей комнаты. Я живу в одной комнате с бабушкой и братом.
  3. Я просыпаюсь рано утром, солнечный свет падает прямо на мою подушку. Вначале я вижу большое, во всю стену окно.

  1. Редактирование текста:

Слайд №

- Прочитайте текст и устраните речевые недочеты. Запишите текст в исправленном виде.

- Подберите синонимы к глаголу стоять (помещаться, находиться, нельзя не заметить, занимает место, бросается в глаза)

Небольшая светлая комната с одним, но широким окном. Перед ним стоит письменный стол, рядом стоят два стула. Слева стоит кровать. Справа в углу стоит диван-кровать. На стене висит карта полушарий.

6. Словарная  работа

Запись в тетрадь:

Слайд №

А) Интерьер –

Б)  таблица

Вспомни, как пишутся эти слова

Посмотри, как пишутся эти слова

Комн…та, б…тарея, зан…веска, порт…ера, д…ван, кр…вать, п…анино, т…левизор, т…лефон, п…лас, к….вер, п…ртрет, к…ртина.

Зеркало, справа, слева, направо, неподалеку, здесь, здесь же, тут же, посреди, посредине.

Д\з

Написать сочинение на тему

  1. «Комната бабушки (брата, друга)»
  2. «Моя комната в будущем»