урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Верхова Наталья Петровна

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пунктуации, лингвистическую сказку, что вызывает интерес учащихся, содержит высокую плотность, в нем имеет место физминутка и использование момента релаксации с точки зрения здоровьесберегающей технологии преподавания русского языка.Материал, в основном, объединен темой "Космос", что актуально в год Ю.А.Гагарина.Работа на уроке проводится по материалам учебника под ред. С.И.Львовой. В содержание урока также включены элементы подготовки учащихся к ГИА:аналгичные задания тестов, домашнее задание по цитате писателя А.П.Чехова о роли пунктуациив виде сочинения. К конспекту  урока прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_8_klasse_po_tem1.docx23.37 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

Цели:

1 . Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»

2 . Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении

3 . Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас

4 . Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование:

Медиапроектор, карточки для индивидуальной самостоятельной  работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1 СЛАЙД

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Откройте тетради, запишите в них число, классная работа.

-А вот  о чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Я минус в математике,

Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут…              тире.

- О каком же знаке мы продолжим говорить на уроке? (тире)

2 СЛАЙД    (тема, цели)

  Итак, мы продолжим работу по постановке тире между подлежащим и сказуемым

Запишите тему урока в тетрадь «Тире между П и С»

(объяснение целей урока)

Сегодня на уроке мы будем  1) Повторять ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения»

2 )Углублять знания я о постановке тире в простом предложении

3) Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас

4 )Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины , к предмету

3СЛАЙД    (эпиграфы)

А сейчас обратимся к эпиграфам на доске

  -К уроку  я приготовила  эпиграфы А.П.Чехова и К.Г.Паустовского (послушайте их и  подумайте, как вы их понимаете?)

  -Соотносятся ли они с темой нашего урока?

-А сейчас я предлагаю вам познакомиться с некоторыми сведениями из истории русской пунктуации

Слайд 4  (Гарин, Чумаченко, Даниелян, Ботманова, Тычкова) Из истории русской пунктуации. О знаке препинания  тире

Гарин  Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.


Чумаченко  Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

Даниелян  Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)


Ботманова  Тире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.

Тычкова  Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации. 

Я  -А вот как появилось тире между подлежащим и сказуемым , нам поможет понять лингвистическая сказка (инсценировка)

 (Лингвистическая сказка)

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

Я -Спасибо, ребята.

!!!-А  мы с вами запишем предложение и проведем его синтаксический разбор.

- А к доске идет выполнять самостоятельно  поморфемный разбор слов _Геворг , а в это время  по карточкам работают Семен столяров и Пакин Илья   (нужно выделить грамматическую основу предложений,  определить виды сказуемых, выписать все словосочетания, определить тип связи)

!!!-А  мы с вами запишем предложение Космонавт – это образованный человек, специально подготовленный для  совершения  полетов  в космическом пространстве.  ( орфограммы) 

СЛАЙД5    -Ребята, вы знаете, что 2011год объявлен годом Ю.А.Гагарина, во всех школах проведены классные часы, и наш урок отразит в себе просторы Вселенной, а ваши знания,  ребята,  засверкают, как звезды на небосклоне.

Я На предыдущем уроке мы рассмотрели случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Скажите, какой случай представлен в нашем предложении?

(Начнем разбор с характеристики предложения по цели высказывания, по интонации, количеству грамматических основ - простое, по степени распространенности, осложненности)

ПРОВЕРКА   -А теперь прошу вас обратить внимание на доску: правильно ли выполнен поморфемный разбор слов? (лун-о-ход, по-верх-н-ость, про-стран-ств-о, при-лун-и-ть-ся, ис-пыт-а-тель)

-А сейчас работа по рядам: 1ряд находит в предложении словосочетания с типом связи примыкание, 2ряд-управление, 3ряд-согласование: выходим к доске и записываем свое словосочетание

1ряд-специально подготовленный

2ряд-подготовленный для полетов, для совершения полетов, полетов в пространстве

3ряд-образованный человек, подготовленный человек, в космическом пространстве

Я  -В предложении был дан 1 случай постановки тире между главными членами, вспомните другие случаи

СЛАЙД 6, когда ставится тире

-Ребята, но есть и случаи, когда тире не ставится; назовите их

СЛАЙД 7, когда тире не ставится

СЛАЙД 8     ФИЗМИНУТКА

А теперь все дружно встали,

К потолку глаза подняли,

Руки вверх, вперед, назад –

Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза

Мы писали и читали, (перед грудью)2

Но немного мы устали,

Книжки в сторону отложим,(наклоны вправо-влево)2

Организму мы поможем.

Все мы правила учили,(руку попеременно вверх)

О тире мы не забыли (по2раза)

1,2,3,4,5-,(руки вверх, потянулись на носочках)

Будем грамотно писать!(выдох, наклон вниз)

-А МЫ ПРОДОЛЖАЕМ НАШУ РАБОТУ

  СЛАЙД  9

-Работа по учебнику ((упр.311)-частичный ЛАТ (стр.145)

(А в это время 2 ученика выполняют индивидуально, используя правило, задание – написать мини-сочинение о космосе)

Вопросы для анализа

1.Чтение текста уч-ся

2.тема, озаглавливание (Верная служба леса)

3.стиль(публицистич)

4.тип текста(повествование с элементами описания)

5.идея (роль леса в жизни человека)

6.Замените слово ПОДЫМАЮТ (урожайность) из последнего предложения  стилистически нейтральным – увеличивают, повышают

7.ИЗ предложения ЛЕС – ИСТОЧНИК СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.  Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой – источник (устно по составу)

8.Из 1 предложения 3 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне слова – растительность

9. Словосочетание лесная растительность со связью согласование заменить словосочетанием со связью управление

!!!!Выборочная работа- выписать предложения с тире

(В это время  самостоятельно 2 уч-ся у доски: 1)фонетический разбор слова   (приют) – Пакин ,  2)разбор по составу ( защищая, сокращение, помогают, маленьких  )Ножнин

ПРОВЕРКА работы у доски, выборочной работы  и сочинений-миниатюр

СЛАЙД   10     Мое отношение (Рефлексия)   Резерв – запись предложений под диктовку

1.Чем мы сегодня занимались на уроке?

2. А что вызвало затруднения?

СЛАЙД 11  ДОМ.ЗАДАНИЕ: сочинение – рассуждение по эпиграфу А.П.Чехова (объем-50 слов)

Комментирование оценок учащихся

-Ребята, сегодняшний  современный человек стремится продолжить дело, начатое основателями космической эры Циолковским, Гагариным, Королевым и другими. И мы, молодое поколение, должны покорять  неизведанное  пространство,  пусть хотя  и учебное

СЛАЙД   12       Человек рождается на свет,

Чтоб дерзать, творить, а не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый свет

И решать все трудные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего?.. Ищите свой ответ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 8 классе Учитель Верхова Наталья Петровна

Слайд 2

Тире между подлежащим и сказуемым Цели: Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме «Главные члены предложения» Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родине, к предмету

Слайд 3

Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего. А.П.Чехов - Н.А.Хлопову Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться К.Г.Паустовский

Слайд 4

Из истории русской пунктуации Н.М.Карамзин

Слайд 5

2011 год – год Ю.А.Гагарина

Слайд 6

Тире между подлежащим и сказуемым Ставится 1) гл. н.ф. 2) 3) существ. существ. 4) существ. числ . 5) числ . числ . гл. н.ф. существ . гл. н.ф.

Слайд 7

Тире между подлежащим и сказуемым Не ставится 1) личн.мест . 2) НЕ 3) прилаг . 4) , вводное слово , 5) ( как, словно, будто ) 6) Фразеологический оборот

Слайд 8

Физминутка

Слайд 9

1) Сочинение-миниатюра о космосе ( индивидуальная работа) 2 ) Частичный ЛАТ : Тема текста Стиль Тип речи Идея Заменить«подымают» стилистически нейтральным Выписать слово, в котором правописание приставки зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой Из 1 предложения 3 абзаца выписать слово с чередующейся безударной гласной в корне

Слайд 10

Мое отношение к уроку На уроке я задумался над… Я открыл для себя… Урок помог мне… Мои чувства по уроку можно выразить словами…

Слайд 11

Домашнее задание Сочинение-рассуждение на тему « Почему, по мнению А.П. Чехова, знаки препинания можно назвать «нотами при чтении»?

Слайд 12

Человек рождается на свет, Чтоб творить, дерзать – и не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след И решить все трудные задачи. Человек рождается на свет Для чего? Ищите свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета знаний» Тема: Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.

Конспект урока  русского языка УМК "Планета знаний " Взаимосвязь подлежащего и сказуемого" 3 класс...

Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".

Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...

Презентация для урока русского языка. 8 класс. Сказуемое. Способы выражения сказуемого

С помощью данной презентации учащиеся вспомнят известное им о сказуемом и узнают о способах его выражения...