Подготовка к ГИА по русскому языку (задания части В)
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

В презентации разъясняются виды работ, представленных в части В ГИА по русскому языку, представлены примерные задания, имеются справочные материалы для их выполнения. Учащиеся имеют возможность проверить свои знания, выполнив задания по тексту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.ppsx239.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ в подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе (задания части В) Учитель русского языка и литературы МОУ «Мурзинская средняя общеобразовательная школа» Заббарова Алсу Галимулловна

Слайд 2

В1 – задание по лексике Разделы, которые проверяются на экзамене: лексическое значение слова; синонимы; антонимы; омонимы; фразеологические обороты; группы слов по происхождению (устаревшие, новые); стили языка.

Слайд 3

Замените фразеологизм «оскомину набила» из предложения «Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой…» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Укажите стиль речи , к которому относятся слова «всыплют» (предложение «За простыню всыплют по первое число…»), «сиганёт» (предложение «…не заберётся ли он на высокую крышу и не сиганёт ли вниз…»). Замените слово «коченело» из предложения «И что-то коченело в животе» стилистически нейтральным синонимом. Замените слово «глаголов», употреблённое в предложении «Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов» в устаревшем своём значении, стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Найдите в предложении «Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях» синоним к слову «несовершенство». Напишите этот синоним. Виды заданий:

Слайд 4

В2, В3, В4 – задания по орфографии: орфограммы в корне; орфограммы в суффиксах; орфограммы в приставках. Орфограммы, требующие особого внимания: правописание гласных после шипящих и ц ( и / ы , о/е/ ё ); правописание словарных слов; чередование гласных о/а, е/и в корне; правописание н / нн в суффиксах; правописание суффиксов причастий; правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени; правописание личных окончаний глагола; слитное и раздельное написание не с разными частями речи; не и ни ; правописание производных предлогов, союзов и омонимичных им частей речи; правописание наречий (слитное, дефисное, раздельное написание; суффиксы -а, -о ).

Слайд 5

из предложений … выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне; из предложений … выпишите слово, в котором правописание суффикса НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса - н - от существительного, основа которого оканчивается на - н -, пишется НН»; из предложений … выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРЕ-, если имеет значение высокой степени действия или качества»; из предложений … выпишите слово с непроизносимой согласной в корне; из предложений … выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С-, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный»; из предложений … выпишите слово, правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах страдательных причастий -ЕМ-, -ИМ- пишется та же гласная, что и в окончаниях глаголов 3-го лица»; из предложений … выпишите слова с неизменяемыми приставками; из предложений … выпишите слово(-а), в котором(- ых ) правописание букв О-Е(Ё) после шипящих в суффиксе не подчиняется правилу и подлежит запоминанию. Виды заданий:

Слайд 6

В5-В14 – задания по синтаксису и пунктуации Необходимо показать знание таких понятий, как тип связи слов в словосочетании; грамматическая основа; односоставные и двусоставные предложения (виды односоставных предложений); простое предложение, осложнённое обращениями, обособленными членами, однородными членами, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями; сложносочинённое предложение; сложноподчинённое предложение (в том числе с однородным, последовательным, параллельным подчинением придаточных); сложное бессоюзное предложение (смысловые отношения между его частями); сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.

Слайд 7

Список пунктограмм , актуальных для экзамена: тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания при однородных членах; обособление определений; обособление приложений; обособление обстоятельств; знаки препинания в предложениях с вводными словами и вводными конструкциями; знаки препинания при обращении; знаки препинания при прямой речи и цитировании; знаки препинания в сложносочинённом предложении; знаки препинания в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие); знаки препинания в сложном предложении с двумя или несколькими придаточными; знаки препинания в сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Слайд 8

(1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. (2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3)Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. (4)Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила. (6)Лес – очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими. (7)Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? (8)Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. (9)Металлическая консервная банка должна пролежать 15-20 лет. (10)А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучу хлама. (11)Мусор накапливается из года в год, образуя «культурный» слой. (12)Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. (13)Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях. (14)Происходят и другие, не менее печальные события. (15)Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. (16)В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. (17)Небрежность? (18)Халатность? (19)Точнее, преступность поведения – и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий. (М.Канн) Выполнение заданий части В

Слайд 9

В1. Замените слово «компоненты» из предложения 8 («Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя») стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. В2. Из предложений 12-15 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. В3. Из предложений 1-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С-, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный»

Слайд 10

В4. Из предложений 12-15 выпишите слово(-а), в котором(- ых ) правописание суффикса НН нельзя проверить правилом (слово-исключение). В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(- ы ), обозначающую(- ые ) запятую(- ые ) при обособленном определении. А ведь сколько людей не задумываются об этом, (1) оставляя после себя в лесу кучу хлама. Мусор накапливается из года в год, (2) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, (3) населяющих почву, (4) а значит, (5) и естественные процессы, (6) происходящие в ней. Это приводит к изменению растительности, (7) что, (8) в свою очередь, (9) уже сказывается на нас, (10) людях.

Слайд 11

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, (1) хорошего тона. Придерживаясь их, (2) человек ведёт себя соответствующим образом на работе, (3) в школе, (4) театре, (5) на улице и дома. Но с теми же людьми происходит странная вещь, (6) когда они попадают в лес, (7) на природу. Лес – очень ранимое существо, (8) и правила поведения в нём должны быть строгими. В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(- ы ), обозначающую(- ие ) запятую(- ые ), которыми обозначены придаточные части в сложноподчинённом предложении. Исследования показали, (1) что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, (2) брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, (3) бутылки, (4) особенно если они побиты, (5) превращаются в линзы, (6) концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.

Слайд 12

В8. Замените словосочетание «стеклянная посуда» (предложение 15), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. В9. Выпишите грамматическую основу предложения 9 («Металлическая консервная банка должна пролежать 15-20 лет»). В10. Среди предложений 2-6 найдите предложение с составным именным сказуемым. Напишите номер этого предложения. В11. Среди предложений 10-13 найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Напишите номер(-а) этого предложения. В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 7 («Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу?» )

Слайд 13

В13. Напишите номер правильного утверждения: Предложение 3 («Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома») – сложное бессоюзное предложение. Предложение 10 («А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучу хлама») – сложносочинённое предложение. Предложение 15 («Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, бро-шенная отдыхающими») – сложноподчинённое предложение. Предложение 16 («В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки») – простое предложение с однородными членами.

Слайд 14

В14. Среди предложений 5-9 найдите сложнопод-чинённое предложение с последовательным подчине-нием придаточных. Напишите номер этого предложения. 5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила. (6)Лес – очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими. (7)Задумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? (8)Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадётся на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. (9)Металлическая консервная банка должна пролежать 15-20 лет.

Слайд 15

В1 части В8 посуда из стекла В2 растительности В9 банка должна пролежать В3 воспитанность В10 6 В4 стеклянная В11 10,11 В5 3, 4, 6 В12 2 В6 8 В13 3 В7 1, 4, 5 В14 8 Ответы:

Слайд 16

Желаем успехов на экзамене!

Слайд 17

слова, употребляемые во всех стилях без исключения и характерные как для устной, так и для письменной форм речи. Такие слова образуют фон, на котором выделяется стилистически закреплённая лексика. Например: оскомину набила – надоела; коченело – леденело, замерзало, застывало; глаголов – речей, слов. Стилистически нейтральная лексика -

Слайд 18

разговорный – неофициальное непосредственное спонтанное общение в быту, дома, в магазине, в транспорте и т.д. книжные: деловой стиль – общение органов государственной власти с гражданами, общение учреждений между собой, общение граждан с учреждениями; научный стиль – научная деятельность; публицистический стиль – агитационно-масссовая деятельность; художественный стиль – словесно-художественное творчество. Стили речи -

Слайд 19

слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям языка (аршин, баран, барщина, ботфорты, городовой, купец, око, толмач). Все устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы. Историзмы — это слова и словосочетания, которые обозначали существовавшие когда-то предметы и явления (бурлак, епанча, крепостной, смерд, гетман, юнкер, салоп). Они не имеют синонимов в современном языке. Архаизмы (греч. ἀρχαι̃ος — древний) — это устаревшие названия современных вещей и понятий; слова этой группы перешли в пассивный словарь потому, что в языке появились новые названия тех же понятий. Устаревшая лексика -

Слайд 20

(12)Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. (13)Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях. (14)Происходят и другие, не менее печальные события. (15)Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими.

Слайд 21

(1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. (2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3)Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. (4)Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

Слайд 22

(2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3)Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. (4)Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила. (6)Лес – очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими.

Слайд 23

(10)А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучу хлама. (11)Мусор накапливается из года в год, образуя « куль-турный » слой. (12)Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. (13)Это приводит к изменению раститель-ности , что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях.