Главные вкладки

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задания части В)
    тест по русскому языку (10 класс) по теме

    Задания части В. Текст № 1
    Прочитайте текст и выполните задания В1—В8.
    (1)Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (2)Эта любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человече¬ской культуре.
    (З)Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. (4)Когда я хочу себе представить истинный ин¬тернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. (5) Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, от¬даленных друг от друга миллионами световых лет!
    (6)Человек живет в определенной окружающей среде. (7)Загрязне¬ние среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. (8)Всем известны те гигантские, усилия, которые пред-принимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, во¬доемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных.
    (9)Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также при¬роду, дающую людям возможность эстетического и нравственного от¬дыха. (10)Целительная сила природы хорошо известна.
    (11)Наука, которая занимается охраной и восстановлением окру¬жающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
    (Д. Лихачев)
    Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
    В1. Из предложения 7 выпишите слова, образованные суффик¬сальным способом.
    В2. Из предложения 2 выпишите деепричастие.
    ВЗ. Определите вид подчинительной связи в словосочетании его жизни (предложение 7).
    Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
    В4. Среди предложений 1—3 найдите простое предложение с со¬ставным именным сказуемым. Напишите номер этого предложения.
    В5. Среди предложений 9—11 найдите предложение с обособ¬ленным определением. Напишите номер этого предложения.
    В6. Среди предложений 6—10 найдите сложное предложение с по¬следовательным подчинением частей. Напишите номер этого предло¬жения.
    В7. Среди предложений 1—3 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В1—В7.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропуще¬ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
    В8. «Любовь к Родине, в самом глубоком понимании этого, начина¬ется с любви к своим близким людям. Любовь к Родине считается — и, видимо, вполне справедливо — неотъемлемой чертой русского национального характера. Вся русская литература и поэзия пронизана лю¬бовью к России. Для русского человека характерно очень личное и от¬крытое эмоциональное отношение к родине-матушке, к святому отече¬ству. Именно о такой любви и пишет Д. Лихачев. Убедительность его словам придают такие синтаксические средства, как ... («к родному краю, к родной культуре, к родному селу...» в предложении 1) и ... (предложение 5). Выразительность и эмоциональность речи придают такие средства, как ... («родному в предложении 1, «истинный» в предложении 3, «целительная» в предложении 10), ... («экологией» в предложении 11)».
    Список терминов:


    1) риторическое восклицание
    2) ряды однородных членов
    3) вводные слова
    4) термины
    5) эпитеты
    6) метафора
    7) слова высокого стиля
    8) повтор
    9) анафора

    Задания части В. Текст № 2
    Прочитайте текст и выполните задания В1—В8.
    (1)У каждого человека самая яркая пора — детство. (2)Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (З)Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, недоступная больше страна — ос¬таются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу! (4)Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (5)Например, моя жена и ее родные в детстве пе¬ренесли голод. (6)Они ели тогда какие-то ужасные, черные, как зем¬ля, клеклые блины из полусгнившей сырой картошки. (7)И вот те¬перь, когда за витринами магазинов лежат греческие маслины, копче¬ная рыба, куропатки и даже мясо кальмаров, высшим лакомством для жены остаются эти картофельные оладьи. (8)Они, правда, какие-то немножко не те, несмотря на то что у нее золотые руки и она готовит их сама. (9) Но это лишь потому, что слишком свежа картошка. (10)Ничего не поделаешь. (11)Воспоминание детства.
    (12)Но ведь детство было и у человечества в целом. (13)Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, рес¬торанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. (14)Все, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. (15)В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением чудаков, но бы¬том, повседневностью, жизнью. (1,6)Точно так же, как детство просто человека это не игра в куклы или солдатиков, но период жизни до¬вольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожидан¬ности, способные оборвать довольно слабенькую в то время ниточку жизни. (17)То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой и крепкой яблоне.
    (18)Конечно, добывание себе пищи в первобытные времена было суровой необходимостью, а не забавой. (19)Но теперь, когда прошли века и добыча пищи состоит не в том, чтобы стрелять дичь, а в том, чтобы стоять у станка или сидеть в канцелярии, теперь воспомина¬ния о суровой заре человечества, живущие в глубинах человеческого существа, окрашены для нас в золотистую романтическую милую дымку.
    (20)Итак, я считаю, что страсть к охоте, к рыбалке, к грибам есть не что иное, как смутное воспоминание детства человечества, потому что сладка и желанна эта страсть. (21)Можно, оказывается, как бы возвратиться в то самое, прежнее состояние, когда ты один в лесу или на реке и только от тебя самого, от умения, ловкости, смекалки зави¬сит, добудешь или не добудешь тетерева, щуку, корзину рыжиков или боровиков. (22)Чудесное состояние... (В. Солоухин)
    Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
    В1. Из предложения 15 выпишите слова, образованные суффик¬сальным способом.
    В2. Из предложения 19 выпишите все причастия.
    ВЗ. Определите вид подчинительной связи в словосочетании пере¬несённые в детстве (предложение 4).
    Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
    В4. Среди предложений 7—13 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
    В5. Среди предложений 15—17 найдите предложение с обособлен¬ным определением. Напишите номер этого предложения.
    В6. Среди предложений 18—20 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
    В7. Среди предложений 5—11 найдите такие, которые соединяют¬ся с предыдущими при помощи личного местоимения. Напишите но¬мера этих предложений.
    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В1—В7.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропуще¬ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
    В8. «Детство многие называют прекрасной, золотой порой. Многие мечтают опять вернуться в то время и оставаться там. И это не уди¬вительно... Никаких проблем и забот, все тебя любят и лелеют. Но каждый понимает недоступность нового посещения этой страны детства. Об этой удивительной поре пишет и
    В. Солоухин. Эмоциональность и выразительность его речи придают такие синтаксические средства, как ... («кафе, ресторанов, магазинов» в предложении 13; «охота, рыбо¬ловство» в предложении 15), ... («итак» в предложении 20, «конечно» в предложении 18). Речь автора богата ... («сладкие», «ненасытные» в предложении 3)».
    Список терминов:

    1) междометия
    2) повтор
    3) цитаты
    4) вводные слова
    5) риторические вопросы
    6) эпитеты
    7) метафора
    8) риторическое восклицание
    9) ряды однородных членов

    Задания части В. Текст № 3
    Прочитайте текст и выполните задания В1—В8.
    (1)Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. (2)Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. (3)Сохра¬нение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохра¬нение окружающей природы. (4)Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необхо¬дима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной осед¬лости», для его привязанности к родным местам, для его нравствен¬ной самодисциплины и социальности. (5)А между тем вопрос о нрав¬ственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. (б)Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного про¬шлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изу¬чается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздей¬ствия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейше¬го сомнения.
    (7)Человек воспитывается в определенной, сложившейся в течение многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. (8)История открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже врата,
    (9)Улицы, площади, каналы, дома, парки напоминают, тихо напо¬минают. (10)Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в кото¬рые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, стано¬вясь материалом прекрасного. (11)0н учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. (12)И тогда прошлое и будущее ста¬новятся неразрывными для него, ибо каждое поколение — это как бы связующее звено во времени. (13)Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множится и возрастать.
    (14)Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. (15)Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. (1б)Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране.
    (Д. Лихачев)
    Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
    В1. Из предложения 1 выпишите слова, образованные суффик¬сальным способом.
    В2. Из предложения 8 выпишите предлог.
    ВЗ. Определите вид подчинительной связи в словосочетании виды культуры (предложение 6).
    Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
    В4. Среди предложений 1—4 найдите простое односоставное без¬личное предложение. Напишите номер этого предложения.
    В5. Среди предложений 6—8 найдите предложение с обособлен¬ным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
    В6. Среди предложений 1—6 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер, этого предложения.
    В7. Среди предложений 1—4 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В1—В7.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропуще¬ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка
    В8. «Сегодня все больше пишут об опасной экологической обста¬новке, о загрязнении окружающей среды. Д. Лихачев призывает нас за¬думаться о сохранении не только экологической, но и культурной сре¬ды, которая не менее важна и не менее уязвима. Для большей вырази¬тельности и убедительности автор использует такие синтаксические средства, как ... («улицы, площадки, каналы, парки» в предложении 9), а также прибегает к использованию ... («духовной», «нравственной» в предложении 4), ... («окно в мир» в предложении 8)».
    Список терминов:

    1) риторические вопросы
    2) эпитеты
    3) синонимы
    4) риторическое восклицание
    5) ряды однородных членов
    6) междометия
    7) повтор
    8) метафора
    9) вводные слова


    Задания части В. Текст № 4

    Прочитайте текст и выполните задания В1—В8.
    (1) Мы поговорим о читателе. (2)О нем говорят редко и мало. (3)А между тем читатель — лицо незаменимое. (4)Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пуш-кина — всего лишь немая и мёртвая груда бумаги.
    (5)0тдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова — и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени — всегда остается последнее слово в оценке литературного произведения.
    (6)Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. (7)Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. (8)Но рано или поздно мы осозна¬ем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные ве¬личины в более правильных масштабах.
    (9)Время идет, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство. (10)И если прозаик или поэт сохраняют свое значение и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни.
    (11)А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние. (12)Она как бы уничто¬жается, сливаясь с другими, ей подобными.
    (13)Решает судьбу книги живой человек, читатель. (14)Все струны, которыми по-своему владеет автор, есть в сердцах у читателей, (15)Иных струн у автора нет. (16)В зависимости от качества игры на этих струнах они отзываются в душах людей то глухо, то звонко, то громко, то тихо. (С. Маршак)
    Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
    В1. Из предложения 14 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
    В2. Из предложения 10 выпишите производный предлог.
    ВЗ. Определите вид подчинительной связи в словосочетании про¬изведения Гомера (предложение 4).
    Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
    В4. Среди предложений 1—7 найдите простое односоставное не¬определенно-личное предложение. Напишите номер этого предложе¬ния.
    В5. Среди предложений 8—11 найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения. *
    В6. Среди предложений 12—16 найдите сложноподчиненное пред¬ложение, в состав которого входит придаточное определительное. На¬пишите номер этого предложения.
    В7. Среди предложений 10—14 найдите такое, которое соединяет¬ся с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите но¬мер этого предложения.
    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В1—В7.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропуще¬ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
    В8. «Мало кто говорит о читателе, хотя именно он в большей сте¬пени определяет судьбу каждой книги. С.Я. Маршак — один из немно¬гих, кто подчеркнул незаменимость читателя. Под этим словом «чита¬тель» он понимает одновременно и каждого из нас, и то обобщенное понятие «читатель», которое и оказывает влияние на дальнейшую судь¬бу каждого произведения. Сделать речь убедительной и яркой помогают такие средства, как ... («правда» в предложении б), ... («то глухо, то звонко, то громко» в предложении 16) и ... («собирательное, продолжи¬тельный» в предложении 5)».
    Список терминов:
    1) риторическое восклицание
    2) ряды однородных членов
    3) междометия
    4) фразеологизмы
    5) сравнение
    6) вводные слова .
    7) риторические вопросы
    8) эпитеты
    9) синонимы

    Задания части В. Текст № 5
    Прочитайте текст и выполните задания В1—В8.
    (1)У каждого поколения есть причины сетовать на свое время и потому, что благословенных времен у истории не бывает, и потому, что чаще всего благословенными кажутся чужие времена. (2)В пере¬ломные периоды особенно обостряется массовое чувство обделенности, а вместе с ним — и тоска о золотых веках, в которых посчастли¬вилось жить предшественникам. (3) Между тем последние вовсе и не подозревали, что им несказанно повезло и что они станут объектами зависти для потомков. (4) Как раз наоборот: завидовали грядущим поколениям. (5)Вспомним хотя бы В.Г. Белинского, мечтавшего увидеть Россию через сто лет, то есть аккурат в 1941 году! (6)Человечество в некотором смысле разрывается между ностальгией по «счастливому прошлому» и мечтами о «светлом, будущем».
    (7)Сегодня многие россияне клянут доставшуюся им жизнь, и не без оснований. (8)Власть предержащие и партии, стремящиеся стать таковой, предлагают народу себя в качестве символа веры и пастырей, знающих кратчайший путь к счастью. (9)Они обещают быстро сделать то, что требует немало времени по определению, независимо от нали¬чия или отсутствия принципиальной возможности выполнить это обещание. (10)В конечном счете это — призыв к терпению и ориен¬тации на грядущее. (11)Историку в отличие от политиков нечего предложить обществу в утешение, разве что кошмары минувшего ве¬ка, по сравнению с которым нынешние горести могут показаться не столь безысходными. (12)Правда, XX век памятен и другими явления-ми, достойными сбережения и необратимого воплощения в действи¬тельность. (13)Их утрата вызывает только сожаление.
    (14)Однако люди уже не хотят жить ни благостным прошлым, ни обетованным будущим. (15)Они хотят просто жить — без войн, по¬трясений и нищеты. (16)Жить сейчас, в каждую единицу времени, в каждом участке пространства, в каждом закоулке человеческого бы¬тия. (17)Это нисколько не мешает их стремлению познать свою эпоху и, конечно, заглянуть вперед, через годы, десятилетия, века. (18)Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек. (В. Дегоев)
    Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
    В1. Из предложения 18 выпишите слова, образованные суффик¬сальным способом.
    В2. Из предложений 10—12 выпишите все производные предлоги.
    ВЗ. Определите вид подчинительной связи в словосочетании от¬сутствие возможности (предложение 9).
    Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
    В4. Среди предложений 1—3 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих предложе¬ний.
    В5. Среди предложений 11—13 найдите предложение с обособлен¬ным определением. Напишите номер этого предложения.
    В6. Среди предложений 1—4 найдите сложные с однородным под¬чинением. Напишите номера этих предложений.
    В7. Среди предложений 7—9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи местоимения. Напишите номер этого предложения.
    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В1—В7.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропуще¬ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
    В8. «Так уж на Руси повелось, что вера в светлое будущее своей страны, своего народа воплощалась в феноменальных свершениях на по¬ле брани и на трудовом поприще. Каждый народ хотел для себя чего-то большего и лучшего, но не находил его ни в прошлом, ни в настоящем, а иногда и в будущем. В. Дегоев замечает, что люди «хотят просто жить», что подразумевает жизнь без войн и нищеты, жизнь, где они по¬знают свою историю и гордятся ею. Речь В. Дегоева делают богатой и убедительной такие средства, как ... («благословенных» в предложении 1, «массовое», «золотых» в предложении 2), ... («без войн, потрясений и нищеты» в предложении 15), ... («конечно» в предложении 17)».
    Список терминов:
    1) эпитеты
    2) синонимы
    3) риторическое восклицание
    4) ряды однородных членов
    5) метафора
    6) фразеологизмы
    7) цитаты
    8) вводные слова
    9) риторические вопросы

     

    Ответы к части В
    ,


    № варианта

    В1
    В2
    ВЗ
    В4
    В5
    Вб
    В7
    В8

    1
    Загрязнение, больным, человечеству
    Расширяясь
    Примыкание
    3
    9
    8
    2
    2, 1, 5, 4

    2


    Собирание, увлечение, повседневность
    Живущие, окрашены
    Управление
    13
    16
    19
    6,8
    9,4,6

    3
    Сохранение, природная, биологическая
    В
    Управление
    1
    7
    6
    4
    5,2,8

    4
    По-своему
    В течение
    Управление
    2
    9, 10
    14
    12
    6, 2, 8

    5
    Свободные, размышление
    В отличие от,
    по сравнению с
    Управление
    1,2,3
    12
    1, 3
    9
    1, 4, 8

    Используемая литература
    Текучёва И.В. Русский язык: 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2010

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание А2 ЕГЭ.

    Данная презентация содержит 20  тестовых заданий, которые помогут  ученикам  потренироваться в решении 2 задания части "А" ЕГЭ....

    Подготовка к ГИА по русскому языку (задания части В)

    В презентации разъясняются виды работ, представленных в части В ГИА по русскому языку, представлены примерные задания, имеются справочные материалы для их выполнения. Учащиеся имеют возможность п...

    Готовимся сдавать ЕГЭ по русскому языку.Задания части В и С.

    Данная подборка текстов -своего рода учебное пособие, которое поможет старшеклассникам научиться работать с текстом, понимать мысли  и задачи автора, совершенствоваться в выполнении тестовых зада...

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

    Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задания 2 части контрольно - измеритетельных материалов из открытой базы данных ФИПИ.

    В материале содержится 15 вариантов 2 - ой  части заданий контрольно - измерительных материалов, которые можно использовать на занятиях  в ходе подготовки обучающихся к ОГЭ....

    Учебная презентация "Выразительные средства лексики и фразеологии. Подготовка к ОГЭ по русскому языку" - 2 части

    Данная учебная презентация содержит теоретический материал для подготовки к выполнению задания 3 в ОГЭ по русскому языку, а также практические задания (тесты) для закрепления изученного материала....