Урок в 7 классе по теме:"Разряды наречий по значению"
презентация урока для интерактивной доски русского языка (7 класс) по теме

Беликова Галина Андреевна

Урок русского языка в 7 классе по теме: "Разряды наречий по значению".

Цель урока: повторить изученный материал по теме: "Наречие", формирование умения определять наречия в тексте; правильно произносить наречия; закрепление умения выразительного чтения наречий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7v_klasse.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7в классе

Тема урока: Разряды наречий по значению

Цели урока: повторить изученный материал по теме «Наречие»; формировать умения определять наречия в тексте, правильно произносить наречия;  закрепление умения выразительного чтения наречий

Основное содержание урока

1.Организационный момент

Учитель: Сегодня такой пасмурный день. Но давайте поприветствуем друг друга и подарим  свои улыбки Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало.                                                         Проверьте осанку. Помните:  люди с правильной осанкой всегда хорошо выглядят, они подтянуты, стройны, аккуратны.                                                                                                              Я предлагаю начать урок с продолжения фразы: «Мне нравится, когда… »

2.Организационно-грамматическая зарядка.

Запись числа, темы.

- Назовите все слова, в которых количество букв и звуков не совпадает, объясните почему.

3.Сообщение темы и цели

4.Устная работа

  1. Подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте (13 наречий)

          Не заслуга быть белым,

   Не достоинство – русым,

   Очень трудно быть смелым,

   Очень просто быть трусом.

Кто не предал России

                  Ради собственной славы,

                  Знает: трудно быть смелым,

Знает: просто быть слабым.

Знает: трудно жить крупно,

Проще – жить осторожно.

Добрым – сложно и трудно,

                 А недобрым – несложно.

 

5) «Разминка».

Замените одним словом (наречием) каждое из предложенных определений.

 По собственному желанию, без принуждения (добровольно).
Каждый день
(ежедневно).
Честно, старательно выполняя свои обязанности
(добросовестно).                                                         Перебивая друг друга (наперебой).                                                                                                                                            Всеми участвовавшими в голосовании (единогласно).
С большим количеством грамматических ошибок
(безграмотно).                                                         Скрытно, незаметно для других (украдкой).
Совместно с другими
(сообща).
С полным желанием
(охотно).                                                                                                                                Не доверяя, не веря (недоверчиво).
Перегоняя друг друга
(наперегонки).
Пересекая кому-нибудь путь
(наперерез).                                                                                                              Из-под насупленных бровей (исподлобья).
Не часто, время от времени
(изредка).                                                                                                         Очень быстро, за короткое время (мгновенно).                                                                                                         Опрокивнушись на спину, вверх лицом. Навзничь                                                                                                             Скачками , очень быстро. Вскачь                                                                                                                                        Сильно размахнувшись. Наотмашь                                                                                                                                      Распахнув до конца. Настежь                                                                                                                                            Не хватает терпения, невыносимо Невтерпёж:.

6.Творческая работа

-Замените фразеологизмы одним наречием

плакать в три ручья - горько

встретить в штыки - недоброжелательно

кот наплакал -  мало

из рук вон - плохо

рукой подать – близко

во весь дух – быстро

яблоку негде упасть – тесно

черепашьим шагом – медленно

7.Игра ( Вопросы наречия). “Волшебный мячик”. 

- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и  отвечает на вопрос ( ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.

  1. Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
  2. Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
  3. Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
  4. Бежать (откуда?) издалека.
  5. Бежать (как?) быстро, медленно.
  6. Бежать (зачем?) специально.
  7. Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

- Продолжите предложение. Наречия отвечают на вопросы…(Учащиеся перечисляют  вопросы.)

-Вспомним разряды наречий по значению (интерактивная доска )- работа с таблицей

- Упражнение на интерактивной доске

8.Работа с текстом

-Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а еще она , по словам А.Пушкина, живописует глагол.

-Как вы понимаете слово живописует? (Живописать – писать живо, ярко, образно, выразительно.)

-Наша задача – увидеть эти качества наречия в художественной речи и по возможности научиться ими пользоваться в собственных творческих работах.

-Обратимся к отрывку из произведения Б.Полевого. Ответьте на вопрос: как здесь наречия живописуют глагол? Озаглавьте отрывок.

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.

-Как бы вы озаглавили отрывок?

-Чем необычна нарисованная автором картина леса?

-Чем это достигается?

-Определите способ образования наречий.

9.Лингвистическая сказка «Проделки наречий.»

            Наречия образуются легко из других слов. И это не случайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание суффиксом – О, и получилось замечательное наречие - хорошо!Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратится в приставку, окончание - в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, кверху, сверх, сверху и даже верхом - очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом на лошади, а не в телеге.Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать тот же фокус с прилагательными, которые не хотят превращаться в наречия с помощью суффикса -О. Получается? Вот прилагательное новый. С суффиксом -О наречие от него не получается, а с разными приставками и суффиксами - сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведёт себя слово. Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из слова двое получилось вдвоём, и надвое, из скакать - вскачь и на скаку, из догонять - вдогонку, из обнимать - в обнимку.Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные с предлогами. Поди, разберись, когда как писать - слитно или раздельно, а то ещё некоторые наречия любят писаться вообще по-особому - через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться.

10. Словарный диктант

Вверху, внизу, вскачь, чуть-чуть, еле-еле, горячо, назло, сгоряча, вдалеке, куда-то

Физкультминутка. (Под музыку звуков природы).

1. Упражнение для мышц глаз.

- Плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5-6 раз).

- Вращать глазами: вверх, вниз, вправо, влево и в обратном порядке.

2. Упражнения для снятия умственного переутомления.

- Начинаем вращательное движение головой.

а) по кругу

б) вверх, вниз

в) в стороны (движения медленные)

3. Сильно разогреваем ладони растиранием и сразу же прикладываем к ушной раковине.

- Начинаем точечный массаж ушной раковины пальцами.

- Руки тянем вверх, опускаем вниз. (Все эти упражнения предназначены для укрепления сердца, и повышения интеллектуальных способностей).

10.Орфоэпическая разминка

  1. К сожалению, очень часто мы встречаемся с неправильным употреблением наречий в нашей речи. Послушайте историю и ответьте на вопрос: какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали в речи героев и как сказать правильно.

                                    (разыграть сценку, халат)
       
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
        - В каком классе ты учишься, молодой человек?
        - В седьмом «Б»
        -Ну и как у вас там, в вашем 7 «Б»? Дружно живёте?
        - Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
        - Жутко дружно. Ужасно весело!?.. А учитесь – то хорошо?
        - Нормально… Обратно девчонки стараются. Очень прекрасно учатся. Их учительница жутко хвалит.
        - Да… Болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.
        (Врач даёт рецепт - учебник русского языка).

  1. Какие же ошибки допустил ученик и как их исправить?

11.Орфоэпическая работа

  1. Выберите правильный вариант употребления наречия, произнесите четко, грамотно

Сегодня (обратно, опять) идет дождь.

Ученик (обратно, опять) забыл тетрадь дома.

(Вперед, сначала) нужно усвоить правило, а потом выполнять практическую часть задания.

(Спереди, впереди) меня шел высокий сутулый человек, обращавший на себя внимание.

(Сначала, вперед) говорили о посещаемости, а потом – о дисциплине.

  1. Употребляя наречия необходимо соблюдать и орфоэпические нормы Прочитайте правильно отдельные наречия (слова на интерактивной доске):

МЕльком, назлО, бЕз толку, добелА, донЕльзя, дОнизу, дОсуха, дОсыта и досЫта, завИдно, заОчно, издалекА, навЕрх, надОлго, тОтчас, нАбок, по-мОему, по моемУ мнению, по-твОему, по твоемУ мнению

-Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?

-Проверим, насколько хорошо мы усвоили это правило.

VIII. Исследовательская работа: Как вы думаете, почему эти предложения записаны попарно?

Молния ударила в верх дерева. Ветви тянулись вверх.                                                              В дали голубой замелькал парус. Вдали послышался шум .                                                                    В начале лета было жарко. Вначале разговор не клеился.                                                                         С начала весны установилась солнечная  погода. Сначала надо выучить правило.                                          Я шел на встречу с писателем. Я шел навстречу ветру.

-Что нужно знать и о чем помнить, чтобы отличить наречие от похожих на них слов?

-Как называются слова   одинаково звучащие, но разные по значению?                                                                      

-Проверим, насколько хорошо мы усвоили это правило.

-Спишите предложения.                                                                                                                              --Фонетические омонимы (омофоны) подчеркните

X. Домашнее задание: Упр.212

XI. Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке.

- Какую часть речи мы повторяли сегодня на уроке?

- Чем отличается наречие от других частей речи?

XII. Рефлексия:

- Говорят, что волшебство не существует. Но давайте представим, что этот предмет волшебный, и кто возьмет его в руки, тот говорит только правду. Хочется, чтобы каждый из вас выразил свое отношение к уроку, свое настроение, состояние. Я начну первая.

Используемая литература:

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
  2. Роговик Т.Н. Русский язык 7 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: “Экзамен”, 2004. – 256 с.
  3. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.
  4. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык, 7 класс”.: М.: Издательство “Экзамен”. 2007 – 121 с.  
  5. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок: Русский язык: Правописание. Интенсивный    курс. Часть II. – Симферополь: “Таврида”, 2005 – 288 с.

Интернет-ресурсы:

 festival@1september.ru

Некоторые виды работ взяты из поурочных разработок коллег

Григорьевой М.Н

Ельдецовой М.И.

Шевченко Г.А.

Артеменко С.И.

Спасибо, уважаемые коллеги!



 

Комментарии