Открытый урок русского языка в 7 классе на тему "Разряды наречий по значению"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Повжик Инна Владимировна

Разряды наречий по значению

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:

формирование знаний учащихся о разрядах наречий по значению.

Обучающая задача:

  • познакомить с разрядами наречий по значению.

             Развивающая задача:

  • формировать умение находить в тексте наречия и определять их разряд по значению.

               Воспитывающая задача:

  • продолжить формирование умений работы в малых группах, в парах.

      Технологии:

  • сотрудничества;
  • развития критического мышления;
  • здоровьесберегающие.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • деятельностный;
  • репродуктивный.

            Формы работы:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование:

  • учебник русского языка для 7 класса (под ред. М.М.Разумовской)
  • Раздаточный материал:
  •  карточки с тестовыми заданиями;
  •  листы с заданиями для закрепления материала.

Оформление:

  • Группы наречий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razryady_narechiy_po_znacheniyu.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа с. Логиновка

Краснокутского района Саратовской области

«Разряды наречий»

/Открытый урок русского языка в 7 классе /

                                                                                    Учитель русского языка и литературы: Повжик И.В.

Логиновка, 2019

Разряды наречий по значению

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:

формирование знаний учащихся о разрядах наречий по значению.

Обучающая задача:

  • познакомить с разрядами наречий по значению.

             Развивающая задача:

  • формировать умение находить в тексте наречия и определять их разряд по значению.

               Воспитывающая задача:

  • продолжить формирование умений работы в малых группах, в парах.

      Технологии:

  • сотрудничества;
  • развития критического мышления;
  • здоровьесберегающие.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • деятельностный;
  • репродуктивный.

            Формы работы:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.

Оборудование:

  • учебник русского языка для 7 класса (под ред. М.М.Разумовской)
  • Раздаточный материал:
  •  карточки с тестовыми заданиями;
  •  листы с заданиями для закрепления материала.

Оформление:

  • Группы наречий.

Ход урока

1.Организационный момент

     Приветствие.

Давайте поприветствуем, друг друга и подарим свои улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное - это доброе начало.

2. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

Наш язык и скромен, и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси – 

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло», 

И увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты: «Темно», 

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты, 

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты: «Красиво»,

Пред тобою сразу вся Россия!

- Почему я начала наш урок со стихотворения?

- Какие ключевые слова в этом тексте вы бы выделили?

- К какой части речи они относятся?

- Если назвали наречие, то попросить их назвать.

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение наречия как части речи. Но прежде чем приступить к изучению новой темы, вспомним, что вы уже знаете о наречии.

2.2. Выполним упражнение «Верное и неверное утверждение». Это задание на листах желтого цвета. Вам предложены утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, то напротив него ставите знак «+», если не согласны – ставите знак “-”. На выполнение задания – 1 мин. (Учащиеся выполняют задание самостоятельно):

  1. Наречие – служебная часть речи.
  2. Наречие не имеет окончания.
  3. Наречие – изменяемая часть речи.
  4. Наречие обозначает признак другого признака
  5. Наречие обозначает признак действия.
  6. В предложении наречие является дополнением.
  7. Наречие может отвечать на вопрос сколько?
  8. Наречие могут совпадать с отдельными формами имён существительных.
  9. Наречия – неизменяемая часть речи.

Критерии оценивания:

«5» - 8 – 9 правильных ответов,

«4» - 7 правильных ответов,

«3» - 5 – 6 правильных ответов,

«2» - 1 – 4 правильных ответов.

   

Учитель: Проверим ваши ответы. Поменяйтесь с соседом по парте листами с заданием. Я называю правильные ответы. Сравните их с тем, что у вас получилось. Неправильные ответы зачеркните.

Учитель читает правильные ответы, учащиеся проверяют.

-Посчитайте количество правильных ответов. Оцените ответы. Критерии оценивания у вас на листах.

- Те, у кого 8-9 правильных ответов, молодцы. А тем, у кого меньше шести правильных ответов, надо повторить этот материал.

2. Давайте уточним: что такое наречие?

  1. Объяснение нового материала

3.1. Постановка целей и задач урока

Учитель: Посмотрите на доску. Перед вами три группы наречий.

Хорошо                              Здесь                                       Завтра

красиво                              там                                          вчера

весело                                кое-где                                      сейчас

- Определите, по какому принципу наречия разделены на группы?  

- В зависимости от того, какое значение имеют наречия, выделяется несколько разрядов наречий.

Итак, тема нашего урока «Разряды наречий».

Попробуйте определить задачи урока.

- Знать, на какие разряды делятся наречия.

- Уметь определять разряд наречия.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока «Разряды наречий».

Учащиеся оформляют записи в тетрадях.

  1. Исследовательская работа. Актуализация нового материала

Учитель: По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.

Знакомство с информацией о разрядах наречий

В учебнике на странице 88 представлена таблица разрядов наречий.

По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами.

Учитель: Работаем в группах по 4 человека.

(Учащиеся работают с таблицей. Они самостоятельно формулируют вопросы к наречиям, представленным в третьем столбике, записывают их и пробуют догадаться, к какому разряду могут относиться эти наречия).

Разряд

Вопросы

Примеры

Наречия места

Где? Куда? Откуда?

Внизу, направо, издалека

Наречия времени

Когда? Как долго?

Утром, допоздна, завтра

Наречия причины

Почему? По какой причине? Отчего?

Сгоряча, впопыхах, сослепу

Наречия цели

Зачем? С какой целью? Для чего?

Назло, нарочно, специально

Наречия образа действия

Как? Каким образом?

Громко, быстро, шёпотом

Наречия меры и степени

Насколько? В какой степени? Сколько?

Очень, слишком, чересчур

Результат самостоятельной работы заполненная схема.

Схема составляется на доске.

Физкультминутка.

Прочитайте задание 1.

Вам нужно в предложенном списке словосочетаний подчеркнуть только те наречия, которые относятся к вашему разряду. На задание отводится 5 минут.

Учащиеся работают в группах. 

1 группа: наречия образа и способа действия.

2 группа: наречия меры и степени.

3 группа: наречия места.

4 группа: наречия времени.

5 группа: наречия причины.

6 группа: наречия цели.

Словосочетания для анализа:  говорить быстро, уехать завтра, повернуть налево, смотреть издали, никогда не смотреть, смотреть свысока, уехать тотчас, уехать нарочно, увеличить выпуск втрое, не понимать совершенно, очень измениться, понимать быстро, обидеть сгоряча, не расслышать спросонья, жить вдали, сделать напоказ, сделать специально, не увидел сослепу.

Учитель: Приступим к проверке.

Учащиеся: Один ученик от группы зачитывает словосочетания, остальные внимательно слушают и при необходимости дополняют и исправляют.

Учитель следит за ответами учащихся, при необходимости вносит исправления, дополнения.

5. Упражнения на закрепление

Учитель: Разряд наречия – это и есть его постоянный морфологический признак. Ученые лингвисты отмечают, что наречий образа действия и меры  и степени примерно 6 тысяч и их количество активно пополняется. А остальные группы включают чуть более 260 слов и их число почти не растет.

А теперь вы самостоятельно попробуете определить разряд наречий, но прежде вы должны заменить фразеологический оборот наречием.

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

честно

Образа действия

У чёрта на куличках

далеко

наречие места

Битый час

долго

наречие времени

Бок о бок

рядом

наречие места

Душа в душу

дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени

Рукой подать

близко

наречие места

Черепашьим шагом

медленно

наречие образа действия

Ещё одно задание поможет вам лучше запомнить разряды наречий. У вас на столах есть карточки с русскими пословицами, но в них не хватает слов. Заполните, пожалуйста, карточки в соответствии с заданными вопросами. (проверка результатов индивидуальная и совместная)

Записать предложения, подчеркнуть наречия, определить разряд.

На одного сердит, а на другого (как?) косо глядит. Радости (как долго?) быстро забываются, а печали никогда. Не откладывай на завтра то, что можно сделать (когда?) сегодня. (Где?) Дома и стены помогают. Едет не скоро, да (как?) споро. Все (с какой целью?) назло да наперекор, да людям в укор. На одном полозе (куда?) далеко не уедешь.

Найдите наречия, определите разряд.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их покрыты первым пухом волос, которого еще (не)касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли (не)подвижно, потупив глаза в землю.

Преобразуй словосочетание «прилагательное + существительное» в словосочетание «глагол + наречие».

Быстрый бег, упорный труд, веселая игра, резкий удар, долгая ходьба, яркий свет, напряженная работа, толковый ответ.

Игра «Корректор» 

Самостоятельная работа учащихся 

Задание: исправить ошибки.

1.Он не куда не пошел.

2.Сестре было никогда.

3.Щенка негде не было видно.

4.Ему ниоткуда ждать помощи.

5.Сторона по видимому была глухая.

Проверить выполнение работы.


Работа в паре: собрать рассыпавшиеся пословицы, найти в них наречия.

Тише едешь, дальше будешь.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Самостоятельная работа.

Прочитайте сказку о Стрекозе и Муравье, найдите в ней фразеологизмы и подберите к ним синонимы.

В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Все лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зернами.

Соседка Стрекоза к зиме не готовилась. 

Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:

- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!

А Муравей ей в ответ:

- Ты, соседка, все лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!

Ответ учащихся.

Как мы видим, в русском языке возможна замена одного слова другим или целым словосочетанием, что и говорит о богатстве и красоте нашего языка.

Недаром И.С. Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Домашнее задание.

III. Рефлексия 

Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.

Работать - 

(может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)

В это время две пары выполняют задание.


Составьте пожелание гостям с использованием наречий.

1.___________________ не болеть.

2.___________________ выглядеть.

3.___________________ улыбаться.

4.____________________ быть преданными своему делу.

5.Живите _______________.

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...