"Родное слово" - викторина для 9-х классов.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Старченко Елена Анатольевна

Это мероприятие прививает любовь к родному языку, воспитывает интерес к языку. Можно применять во внеурочных занятиях, я использую его во время "Недели словесности" в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_dlya_9_klassov.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

« РОДНОЕ СЛОВО» Викторина для 9 классов.

ЦЕЛЬ:  Прививать любовь к родному языку;

             Воспитывать интерес к русскому языку;

             Формировать умение рассуждать и доказывать свой ответ.

Для выражения истинно народных чувств

необходим народный язык.

Н.Г.Чернышевский.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сколько себя помнит человек, он всегда задумывался над словом, своей речью, родным языком.

Мы можем гордиться русским языком. На нашем языке написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры и искусства.

Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Толстой. Эти великие писатели прославили русский язык. Язык наш – великий.

Все вы скажите, что он непростой. Да. Но тем он и интересен, что богат множеством оттенков, значений и тайн.

Сегодня мы проведем небольшую конкурсную программу, которая поможет лучше узнать наш язык. Класс делится на команды, и каждая команда будет бороться за звание победителя.

  1. Конкурс № 1.

- В чем народная мудрость проявляется ярче всего?

( В пословицах и поговорках )

- Перед вами начало и окончание поговорок, сложите эти поговорки. Внимание, начали!

Аппетит приходит …                            во время еды.

Взявшие меч …                                      от меча и погибнут.

Видит око …                                          да зуб неймет.

Все дороги …                                          ведут в Рим.

Готовь сани летом …                             а телегу зимой.

Всяк кулик …                                         свое болото хвалит.

Есть ещё порох …                                  в пороховницах.

Ждать у моря …                                     погоды.

Знает кошка …                                       чье мясо съела.

Чем бы дитя не тешилось …                лишь бы не плакало.

Кашу маслом …                                    не испортишь.

Лес рубят …                                           щепки летят.

Клин клином …                                     вышибают.

Проще пареной …                                 репы.

Рыбак рыбака …                                    видит издалека.

Ученье – свет …                                    а неученье – тьма.

Осень прикажет …                                весна свое скажет.

В зимний холод …                                всякий молод.

  1. Конкурс № 2.

- Рассказать вам сказку? На Руси была очень почетна профессия сказителя.

А что должно быть в сказке?

Сказочная композиция, события, традиционные сказочные формулы, постоянные эпитеты, присказки, концовка. Вот и я попробовала сочинить сказку, но не все у меня получилось, и многие слова пропущены.

Ваша задача – дописать сказку.

 В некотором _____________________ старик _________________________ три ____________________________ . Но однажды ____________________ погоревали _______________________ решили _______________________ первый ____________________________ дорога _______________________ второй __________________________ лес __________________________ третий __________ - ___________ поле _________________________ навстречу ______________________ молвит ___________________________ она ___________________________ дальше _______________________ сражался _______________________ увидел ______________________ взобрался _______________________ встретил ____________________ вернулся домой _________________________________ пир на весь мир.

- Настало время прочесть ваши сказки.  ( чтение сказок)

- Хорошие у вас получились сказки.

  1.  Конкурс № 3.

- Русский язык непростой и имеет много тайн. В русском языке есть единственное и … множественное числа. Постарайтесь от единственного числа образовать множественное.

Баклажан                  -                     баклажанов

Яблоко                      -                     яблок

Сандалия                  -                     сандалий

Рейтузы                    -                     рейтуз

Мандарин                 -                     мандаринов

Гольф                       -                      гольфов

Петля                       -                      петель

Рукава                      -                     рукавов

Помидор                  -                     помидоров

Носок                       -                     носков

Простыня                 -                    простынь

Метро                       -                    множественного числа нет.

  1. Конкурс № 4.

- А сейчас мы с вами вспомним, что такое синонимы?  ( это слова, близкие по значению, но различные по звучанию)

- Командам дается по три одинаковых слова, к ним надо придумать как можно больше синонимов.

Красивый   -   очаровательный, прелестный, прекрасный, совершенный и др.

Веселый   -   беззаботный, радостный, смешливый, озорной, оптимистичный и др.

Плохо   -   отрицательно, нехорошо, неважно, дурно и др.

  1.  Конкурс № 5.

- Давайте вспомним, какие буквы в русском языке бывают? ( гласные и согласные)

- Мы проведем игру « О – О – О ». Я загадываю загадку, а команды находят отгадку, в которой из гласных только буква « О ».

1) беспорядочный шум   ( гомон )

2) продукт, из которого изготавливают масло   ( молоко )

3) хищная птица   ( сокол )

4) столярный инструмент   ( долото )

5) лиственное дерево   ( тополь )

6) драгоценный металл   ( золото )

7) съедобный герой русской народной сказки   ( колобок )

8) водоем   ( болото )

9) крупный населенный пункт   ( город )

10) пушной зверек   ( колонок )   

       VII. Конкурс № 6.

                  « Слово спрятано в слове».

- Каждая команда получает карточки со словами, внутри которых тоже находятся слова. Вам нужно их увидеть и записать. У кого больше новых слов, тот и победил.

1)      уточка         -            точка, ток, кот

2)      столб           -            стол, лот, лоб

3)     удочка         -            дочка, код, чудо

4)     драма          -             рама, дама

5)      полк            -             пол, кол, клоп

  1. Конкурс № 7.« ШАРАДЫ».

- Метаграммы – загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву и получится новое слово по смыслу загадки.

1) С «К» - в полях найдете,

    С «Г» - романсы запоете,

    С «В» - косички заплетете.   ( колос – голос – волос )

2) С «О» - во мне уроки учишь,

    С «А» - нужна при измеренье.

    «Ш» на «С» смени – получишь

    Горный выступ ты в мгновенье.   ( школа – шкала – скала )

3) Я качество товара означаю,

    А с «Б» я в стенку судна обращусь.

   Но если букву «Б» на букву «Т» сменяю,

   Кондитерским издельем становлюсь.   ( сорт – борт – торт )

- Шарада – загадка в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая часть представляет собой самостоятельное слово.

1) Первое – синоним единицы,

   Для него не надобно трудиться.

   На второе в институте ходят,

   Два часа на это там отводят.

   Слово ж целое увидите в музее

   И, конечно же, в картинной галерее.   ( кол-лекция )

2) Часть первая – согреет дом,

   Есть в тепловой машине.

   Вторая – на лице мужском.

   Все слово – в море синем…

   Хотя простое полотно,

   Но судно двигает оно.   ( пар-ус )

3) Часть первая – на земле остается,

   Когда по ней кто-то пройдет.

   Вторая – дается

   Ошибками в долгом труде.

   А словом охотник зовется,

   Что зверя отыщет в тайге.   ( след-опыт )

- Анаграмма – загадка, в которой при перестановке слогов и букв, а также при чтении справа налево слово приобретает новое значение.

1)  Под седоком я мчусь, как птица.

     Но справа буква лишь одна

     На левый край переместится,

     Вмиг превращусь я в грызуна.    ( рысак – крыса )

2)  Не раз в оркестрах я звучала,

     Мой голос струнный так певуч.

     Но «Ф» моё поставь с начала,

     И я во тьму направлю луч.   ( арфа – фара )

3)  Зверек проворный, быстроногий,

     Почуяв страх, стремится в нору.

     Но если переставим слоги,

     Он тут же превратится в гору.   ( ласка – скала )

  1.  Итоги.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)

 Рабочая  программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...

Рабочая учебная программа предпрофильного курса «Родное слово» для 9 классов

Программа направлена на развитие интереса учащихся к более глубокому изучению русского языка в профильной школе, представлена двумя модулями: "Секреты орфографии и пунктуации" (углубляет, расширяет и ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родное слово» для 2 класса

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патрио...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» для 9 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» для 9 класса...

Рабочая программа кружка "Родное слово" для 5 класса

Кружок  «Родное слово» —  призван прививать обучающимся любовь к родному языку и роднойсловесности, являющимся драгоценной и неотъемлемой частью отечественной культуры.Зада...

Сценарий игры-викторины для учащихся 2 класса "Игры словами и со словами"

Сценарий внеклассного мероприятия подходит учащимся 1 и 2 класса. В сценарии представлены задания для команд....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родное слово"для 5-9 классов.

Содержательно курс «Родное слово» соотносится с учебным предметом «Литература», дополняя его подборкой текстов, направленных на личностное развитие обучающихся в соответствии с...